Главная страница


Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии



Скачать 112.47 Kb.
НазваниеПрограмма занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии
Дата17.08.2016
Размер112.47 Kb.
ТипПрограмма

Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает её привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.

Исходя из вышесказанного, мы построили свою работу с детьми по развитию внимания с использованием метода сказкотерапии.

Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи коррекционной программы:

1.Развивитие объёма, устойчивости, переключаемости, распределяемости внимания.

2.Формирование концентрации внимания.

3.развитие познавательных процессов дошкольника;

4.развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

5.создание положительного эмоционального настроя;

6.способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

7.формирование речевых умений.

8.Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

Форма организации методы работы:

Форма проведения: Группа 10 - 15 человек.

Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями. 
Программа занятий данного блока состоит из 28 занятий.

Занятия проводятся в первой половине дня, 1 раз в неделю.

В работе используются следующие методы и приемы:

Формы и методы представления занимательного материала:

·Совместная игра воспитателя с ребенком;

·Самостоятельная деятельность детей;

Игры на классификацию.

·Мозаики.

·Строительные наборы.

·Игры на составление узоров.

·Лабиринты.

·Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов.

·Игры для ориентировки на листе бумаги.

·Настольно-печатные игры.

·Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-

дидактические игры;

подвижные игры;

сюжетные игры;

игры для развития коммуникативных навыков;

игры для развития мелкой и общей моторики;

игры для развития творческих и интеллектуальных способностей;

игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе;

словесные игры.

релаксационные упражнения.

Продолжительность: время проведения – 25 минут. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.

Этапы проведения коррекционной работы:

Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.

Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы.

Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:

Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.

Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.

Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Сказки являются прекрасным материалом для обучения и развития детей дошкольного возраста. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу.

В работе с детьми необходимо использовать хорошо знакомые сказки для всех возрастных групп. Такой вид работы легко позволяет интегрировать деятельность детей с другими предметами.
Группа игр направлена на развитие внимания; предлагаемые игры формируют у детей умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности (без этого невозможно выполнить любую, даже самую простую работу); в этих играх формируется постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному, формируется устойчивость внимания, то есть способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь.

Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей изживается неуверенность, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, повышается активность.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое. Предназначение любой игры – развитие ребенка физически, интеллектуально, психологически.

В процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию.

Развивая с помощью игры память, внимание, воображение, мы, взрослые, способствуем лучшей адаптации ребенка в детском коллективе и обстановке. Игры и игровые упражнения в данной программе помогут развитию ребенка. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности. Научить ребят использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Для оценки эффективности программы проводились диагностические мероприятия, включающие в себя методики: оценка уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста и исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).
Принципы программы:

.учет индивидуальных особенностей, психического здоровья, проблем в развитии;

.постепенность развивающе - коррекционного процесса;

.игровая форма проведения занятий;

.системность проведения занятий, непрерывность;

.свободное выражение своего «Я»;

.положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка;

.преемственность.

Структура занятий по развитию произвольного внимания представлена в Приложении 2. Развернутая программа занятий по развитию произвольного внимания старшего дошкольника с использованием метода сказкотерапии представлена в Приложении 3.


Месяц

Название занятия

Цели и задачи

Игры

Октябрь

1

«Три медведя»

Учить детей ориентироваться в пространстве,

деление целого на равные части, геометрические фигуры.

Закрепить части суток. Развивать внимание ребёнка. Развивать логическое мышление, через устное народное творчество. Воспитывать образное восприятие, самовыражение.


1.«Дорожки»

2.«Я вижу»

3.Физминутка.Три медведя шли домой.

4.«Раздели пирог»

5.«Что лишнее и почему?»

6.«Фонарики»


2

«Гуси-лебеди»


Развивать логику мышления, зрительную память, фантазию, речь, внимание, усидчивость, способность анализировать. Закреплять умение решать ребусы.


1.«Зверь, птица, небылица»

2. «Найди злую и добрую фею»

3.«Вкусные слова».

4.Физминутка. «Быстро встаньте,улыбнитесь»

5.Загадки.

6.«Разгадайте пословицу».(ребус)



3

«В гостях у курочки Рябы»

Развивать концентрацию и объем внимания, память, мышление.

Оптимизировать ориентировку в пространстве.

Познакомить с цифрой 6.

Создать положительный эмоциональный фон занятия.

Воспитывать самоконтроль у ребёнка.


1.Сложи дорожку.

2.Запретное слово.

3.Угадай, что исчезло.

4.Запрещённые движения.

5.Красивые бусы.

6.Релаксация «Поза покоя».


4

«В гостях у сказки»

 Развивать произвольное внимание, творческое воображение,

Продолжить знакомство с понятием

« следующее» и « предыдущее» число; с правилами получения следующего и предыдущего числа; с понятиями «целое» и «часть»


1.«Угадай сказку»

2.Беседа по сказкам

3.Физминутка «Три медведя».

4.«Построй избушку»

5.«Расскажи какой герой?»:

6.Инсценировка сказки «Теремок».


Ноябрь

1

Путешествие в сказку «Красная шапочка».



Развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве.

1.«Внимание, флажок».

2.«Что перепутал художник»

3.«Сложи картинку»

4.«Замри!»

5.«Лабиринт».

6.«Обведи и раскрась».

7.Релаксация: «Волшебный сон.


2

«В гостях у сказки» «Золушка»


Развивать внимание ребёнка, оптимизировать ориентацию в пространстве.

Углублять представление о прямом и переносном значении слов: доброе сердце, золотые руки;

Развиватьдружеские взаимоотношения между детьми, мелкую моторику рук.


1.Пазлы «Бытовая техника»

2.Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь

3.Дидактическая игра «Поможем Золушке»

4.Игра«Волшебный фонарик».

5.Дидактическая игра «Скажи наоборот»

6.Релаксация «Поза покоя».


3

«Золотой ключик или приключения Буратино»


Расширять представления детей об эмоциях.

Развивать устойчивость внимания,

Развивать познавательную сферу.

Воспитывать у детей эмоционально – нравственную культуру.


1.Игра – перевоплощение

2.Театр Карабаса Барабаса

3.Игра «Найди такой же»

4.Игра «Танграм».
5.Игра «Соедини точки»
6.Релаксация: «Волшебный сон».
7.Прощание: игра «Улыбнись другу».



4

«Путешествие в сказочный лес».


Познакомить с многообразием растительного и животного мира леса, развить творческое мышление, слуховое внимание, воображение и коммуникабельность, основываясь на свободном обмене мнениями, сформировать умение и желание активно беречь и защищать природу леса.


1.Игра«Мы, лесные жители»

2.Загадки.

3.Физкультминутка»Раз – подняться, потянуться»

4.Игра «Что для леса хорошо?».

5.Игра «Лекарственные растения»

6.Релаксация «Поза покоя».

Декабрь

1

«В гостях у сказки»


Учить ориентироваться по плану. Закрепить знания геометрических фигур и тел, умение конструировать. Учить делить целое на части.

Развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать. Формировать интерес в драматизации.

1.Игра «Лишнее слово».

2.Игра «Сложи картинку»
3.Игра«Сосчитай курочек»

4.П.и.«Третий лишний»

5.Игра «Построй домик».

6.Игра «Подели яблоко»


2

«Откуда ёлка пришла. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка».


Познакомить с древними русскими праздниками Рождеством, Святками.о традициях встречи Нового года; учить понимать образное содержание сказки; характеры героев; Расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать умения составлять описательный рассказ. Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.


1.Игра«Кто лишний и почему?» 
2.Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка»

3.Физминутка:

Снег, снег, белый снег, кружит, падает на всех,

4.Прослушивание отрывка из оперы Н. А. Римского-Корсакова«Снегурочка».

5.Беседа по прослушанному отрывку.

3

«Проделки Снежной Королевы»


Систематизировать знания детей о зимних явлениях природы.

Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, бережного отношения друг к другу. Воспитывать любовь к природе. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.


1.Игра «Сложи картинки»

2.Беседа по картинкам.

3.Физкультминутка

«Мы снежинку увидали»

4.Игра Карлики и великаны.

5.Игра «Да – нет».

6.Игра «Угадай слово».

4

«Оживим новогоднюю картину»


Развивать умение поддерживать беседу;обогащать речь детей прилагательными, расширять представление о растениях родного края(ель, сосна, кедр);закреплять представление детей о диких животных,развивать наблюдательность, концентрации и распределения внимания.


1.Игра "Новогодняя карусель"

2.Игра «Большое письмо».

3.Игра «Снежинки с загадками»

4. Логоритмика под музыку. (под веселую, новогоднюю музыку)«Мы повесим шарики

5.Игра«Письмо от Бельчонка».

6.Физкультминутка»Раз, два, три, четыре, пять.

мы во двор пошли гулять».