Главная страница


Игры предназначены для детей от года до 6 лет и помогут: развить мелкую моторику



НазваниеИгры предназначены для детей от года до 6 лет и помогут: развить мелкую моторику
Дата02.03.2016
Размер92.2 Kb.
ТипДокументы


Игры предназначены для детей от года до 6 лет и помогут:

-развить мелкую моторику

- расширить словарный запас и развить умение им пользоваться

- развить слуховое внимание и фонематический слух

-научиться классифицировать предметы и слова

-сопоставлять предметы с их названием

-расширить кругозор

-обучить чтению слов

-познакомиться с различными понятиями

-подготовить руку к письму
Игры с прищепками.

Цель: Развитие мелкой моторики трех основных пальцев руки (большого, указательного и среднего). Подготовка руки к письму.
Игры с бусинами.

Сортировка. Можно раскладывать бусины по цвету, форме, размеру. Нанизывать на нитку.
Шумящие коробочки.

Цель: Развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы.
Резонанс  гласных звуков

Дети на выдохе медленно произносят гласные звуки  а-а-а (о-о-о, у-у-у и т.д.). Голоса детей  должны слиться в единый звук. При  этом дети могут тихонько похлопывать  себя по груди или рядом стоящего по спине. 
Звуки в движении

Дети идут по кругу или переступают с ноги на ногу и произносят слоги: ку-ку-ку, гу-гу-гу, ху-ху-ху, ко-ко-ко, го-го-го, хо-хо-хо. Затем слоги усложняются: кау- кау, гау-гау, хау-хау. 


Слова в трех коробочках

В деревянной коробке 3 коробочки: красная, зеленая и желтая. В красной коробочке деревянные фигурки животных, в зеленой – деревянные растения, в желтой – предметы, относящиеся к жизни человека. На начальном этапе дети изучают названия этих фигурок, на втором взрослый просит ребенка показать тот или иной предмет, а потом и самому назвать его. На третьем этапе ребенок учится раскладывать предметы обратно по коробкам. 
Карточки  с картинками

Изготавливается несколько наборов карточек. В  зеленой серии – ягоды, цветы, кустарники и деревья. В красной  серии – звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. В третьей – посуда, одежда, мебель, транспорт, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т.п.

К каждому набору карт имеется одна обобщающая контрольная карта, где нарисованы все предметы, входящие в группу. Сначала дети знакомятся с названиями изображенных предметов, учатся раскладывать карточки на три группы: животные, растения и предметы. И проверяют себя по обобщающей карте. Затем в каждой группе делят карточки ещё на подгруппы: звери – птицы, мебель – транспорт, кусты – деревья и т.д. Учатся называть эти предметы обобщающими словами. С этими карточками можно играть в «Третий лишний», «Что пропало», «Что добавилось», «Что поменялось местами".  
Серии сюжетных картинок

Ребенок раскладывает в определенном порядке четыре карточки, объединенные единым сюжетом, и составляет по ним рассказ. 


Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка

- Прикрепление  прищепок к ведру, стаканчику, вырезанным из картона силуэтам  ежика, солнца, льва.

- Соединение  скрепками двух и более листов, составление из них длинной  цепочки, прикрепление скрепок  по краям картона.

- Выжимание воды  из губки в пустую миску.

- Перекладывание  бусин из одной миски в другую  при помощи пинцета.

- Вышивание шнурком  на картоне с дырочками.

- Завязывание  и развязывание бантиков.

- Наматывание  ниток на катушку и их раскручивание.

- Подбор к  баночкам крышек по размеру,  закручивание крышек на банки.

- Выкалывание  иголкой точек по обозначенному  контуру на листе бумаги, положенном  на что-то мягкое.

- Запуск (закручивание) волчков.

- Выдувание мыльных  пузырей.

- Работа с  соленым тестом. 
Переписывание

Детям предлагается механически переписывать письменные слоги и слова. 
Начало  – середина –  конец

Прямоугольная коробка разделена на три части  и прилагаются различные фигурки  предметов. Ребенку нужно определить, где в слове находится определенная буква (в начале, конце или середине). Например, Пирожок, луПа, укроП и в соответствии с этим разложить эти предметы в первую часть коробки, среднюю или последнюю. 


Шершавые  печатные и письменные буквы

Шершавые буквы, обозначающие гласные звуки, наклеены на розовые дощечки, а согласные  – на голубые. Дети произносят звук и обводят букву пальчиком, запоминая  её написание. Когда буквы будут  освоены – детям предлагается с закрытыми глазами, на ощупь  определять название букв.  

 

Большой подвижный алфавит

Буквы подвижного алфавита соответствуют размерам шершавых букв и выполнены из дерева. Каждая буква лежит в своей ячейке. Гласные окрашены в розовый цвет, согласные - в голубой цвет. С помощью  этого набора букв ребенок учится составлять слоги, слова и предложения. 
Материалы для интуитивного чтения

Картинки или  предметы сопоставляются с написанными  на карточках словами. 
Чтение  названий предметов  из окружающей среды

Нужны розовые  таблички с тесемками, на которых  написаны названия предметов из окружающей среды: шкаф, стол, стул, пол, стена, машина, холодильник и т.д. Ребенок читает название и вешает на соответствующий предмет в комнате или квартире.  
Предложения – задания

На карточках  написаны задания: сядь, посмотри в  окно, дай карандаш и т.д. Ребенок  читает одну карточку за другой и выполняет  задания. 
«Открыто-закрыто»

1. возьмите несколько разных по размеру и форме баночек, бутылочек с закрытыми крышками.

2. предложите ребенку открыть. А потом снова закрыть все емкости

3. говорите «открыто», когда ребенок открыл емкость, «закрыто» когда ребенок закрыл емкость

4. можно усложнить игру. Премешав все крышки и предложив ребенку подобрать к каждой посуде свою

Игра способствует развиию мелкой моторики, расширяет словарь ребенка словами открыто-закрыто
Найди пару

1. подготовьте картинки с изображением игрушек и соответствующие им реальные предметы (картинка мяча и сам мяч)

2. Расставьте игрушки на столе или полу (для самых маленьких не больше 3)

3. затем покажите ребенку куртинку. Пусть назовет, что на ней изображено. И найдет соответствующую игрушку

Также эту игру можно проводить по любой другой теме: посуда, одежда. Обувь и .т.д
Сними прищепку

1. прикрепите на одежде ребенка несколько бельевых прищепок

2. ему необходимо ухватить пальчиками и снять каждую прищепку

Слушаем тишину

Возраст от 2 лет

1. предложите ребенку присиесть и внимательно прислушаться к тишине

2. первое время сами обращайте внимание на окружающие звуки: «Послушай. Как тикают часы, шумит дождь»

3. позже дожидайтесь. Когда ребенок нарушит тишину и спрашивайте у него. Что он услышал. Заметил.

4. поощряйте его внимательность и желание об этом рассказать

5. можно устроить соревнование: кто услышит и назовет больше звуков
Разрезные картинки

возраст от 2 лет

1. возьмите 2 одинаковые картинки

2. на обратной стороне одной из них начертите нескоько линий, разрежьте картинки по линиям

3. пусть ребенок соберет картинку воедино. (Образцом послужит вторая картинка)
Посыпаем дорожки.

Возраст 2.5

1. сделайте на столе дорожку, шириной 3-5 см, ограничив её тонкими полосками бумаги

2. предложите ребенку посыпать эту дорожку манкой. Пшеном и т.п. сыпать надо 3 пальцами
Слова в 3 коробочках

Возраст: от 2.5 лет

1. подготовьте 3 одинаковые небольшие коробочки разных цветов, а так же маленькие фигурки животных, людей, предметы, относящиеся к быто человека (можно использовать картинки, фигурки из картона или киндер-сюрприза)

2. положите в одну коробочку фигурки животных, в другую – фигурки людей, в третью – предметы быта человека

3. пусть ребенок сначала вынимает фигурки по одной и называет их.

4, пусть расскажет все, что он знает о каждой фигурке (кто это, что это, какие звуки издает и т.д.)

5. обязательно дополните его рассказ о каждом предмете

6. перемешайте все участвующие в игре маленькие предметы и попросите ребенка найти домик каждому предмету (рассортировать игрушки – животных, людей, предметы быта)
Картинка-слово

Возраст от 4 лет

1. подготовьте карточки 3 видов (на одних изображены картинки, на вторых слова к этим картинкам, на третьих слово и картинка объединены)

2. картинки и слова можно подбирать по темам (посуда, одежда, цветы и т.д.)важно, чтобы слова на карточках были легкими для прочтения

3. выкладывайте на стол перед ребенком картинки. А затем подбирайте к ним соответствующие слова (сначала вместе с ребенком, позже он научится делать это самостоятельно). Контрольные карточки (где слово и картинка объединены) помогут ребенку проверить пыполненную работу.

Игра поможет развить интуитивное чтение, упорядочить слова, сравнить написанное слово и изображение предмета.

БУКВЫ ИЗ ШЕРШАВОЙ БУМАГИ


Материал: буквы из шершавой бумаги и наклеены на деревянные дощечки, гласные буквы - на голубом, согласные - на красном фоне.
Прямая цель: связать форму букв с их звучанием.
Косвенная цель: подготовка к письму.
Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель выбирает 3 буквы, сильно отличные по форме и звучанию. Предпосылкой для занятий с буквами является умение ребенка слышать и выделять отдельные звуки в целом слове. Средним и указательным пальцами учитель проводит вдоль буквы, имитируя процесс ее написания, и произносит при этом, как она звучит. Одновременно с пальцами движется вся рука. Так разучивают движение, полезное при обучении письму. Он предлагает ребенку сделать то же самое. Затем он говорит слово, которое начинается с этого звука. Он просит ребенка придумать другое слово, начинающееся с того же звука. Перед введением букв из шершавой бумаги нужно чаще обращать внимание ребенка на те звуки, которые встречаются в его речи, в речи окружающих, в названиях предметов. Занятие проводится в форме трехступенчатого урока. При этом важно каждый раз снова обводить буквы и произносить звуки.

Контроль над ошибками: различие поверхностей из шершавой бумаги и дерева побуждает ребенка продолжать вести пальцами вдоль буквы. Учитель проверяет правильность произношения букв.

Дальнейшие упражнения:
· обводить буквы. Если они известны, произносить их и складывать в стопку;
· положить буквы на те предметы или раздать их тем детям, в именах которых встречаются такие звуки
· положить буквы подвижного алфавита на соответствующие буквы из шершавой бумаги. В этом упражнении ребенок сопоставляет форму и размер букв;
· дощечки с буквами лежат лицевой стороной вниз. Ребенок переворачивает одну из дощечек, обводит букву, произносит ее и говорит слово, которое с нее начинается. Затем он кладет ее на прежнее место и перемешивает буквы. К дощечкам подходит другой ребенок;
· такая же игра проводится с буквами, лежащими лицевой стороной вверх. Ребенок обводит букву с закрытыми глазами;
· ребенок выбирает букву. Другие дети ищут слова, в которых встречается эта буква в начала, в конце или в середине слова;
· угадывание названий. Нужно варьировать два предыдущих упражнения. Следует называть слова только из одной сферы, например, названия цветов, зверей, имена людей.
ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ


Материал: 2 ящика, в которых содержится полный алфавит штампованных букв в небольшом количестве экземпляров. Эти буквы соответствуют по размеру буквам из шершавой бумаги. Гласные буквы - голубые, согласные - красные. Ящик, содержащий буквы меньшего размера. Гласные и согласные буквы уже не различаются по цвету. Оба ящика содержат только строчные буквы алфавита.
Цель: представление звуков буквами.
Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Ящик 1 Упражнение проводится на ковре. Учитель ставит корзину с предметами, названия которых пишутся так, как слышатся: шар, книга, чашка. Ребенок берет предмет, говорит его название и с помощью учителя подбирает подходящие буквы. Количество букв в ящике 1 ограниченно, чтобы сократить число слов. Возвращение букв на свои места требует от ребенка большой концентрации и отнимает много времени. Предмет и составленное слово кладут рядом друг с другом. В процессе выполнения задания учитель часто повторяет слово и, выделяя голосом очередной звук, помогает ребенку расслышать этот звук и выбрать подходящую букву. Вместо предметов можно позже использовать картинки. Работа завершается тем, что буквы убирают назад на свои места. При этой работе бывает полезно использовать крышку от ящика. Так появляется возможность продолжить начатую работу на другой день.

Контроль над ошибками: контроль над ошибками не требуется, так как это упражнение не на правописание, а на представление звуков буквами. Поскольку слышится только звук, а не буква, прописные буквы здесь не нужны.
Дальнейшие упражнения: - повторение предыдущего упражнения с другими предметами или картинками; - представить буквами самостоятельно выбранное слово.

Ящик II Упражнения те же, что и для ящика 1. При помощи большего количества букв можно составить больше слов. Ребенок может также составить предложение, сообщение или маленький рассказ.