Главная страница


Внедрение в практику доу метода педагогического проектирования как технологии и как деятельности по самоорганизации профессионального пространства педагога



Скачать 98.42 Kb.
НазваниеВнедрение в практику доу метода педагогического проектирования как технологии и как деятельности по самоорганизации профессионального пространства педагога
Дата11.02.2016
Размер98.42 Kb.
ТипРеферат

Внедрение в практику ДОУ метода педагогического проектирования как технологии и как деятельности по самоорганизации профессионального пространства педагога
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

Сегодня, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

В настоящее время в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Кризисное время пробудило во всей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.

В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
В настоящее время мы поддерживаем выделение ряда общественных тенденций, которые привели к внедрению инноваций в ДОУ:

  • Требования гуманизации образовательного процесса.

  • Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрение ФГОС.

  • Ориентация на культурно-нравственные ценности.

  • Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.

  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

  • Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

Перед коллективом педагогов стояла сложная задача: научить дошкольников ориентироваться в  потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Понимая, что детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её, пришли к решению о необходимости внедрения инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.

 Инновационное развитие встречало ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выявились и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.
Использование метода проекта в ДОУ как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволило значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же сделало образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Типология проектов

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско-творческие:  осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.

  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются:

  • Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

  • Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Воспитатель в этой деятельности выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Работа в данном направлении реализовывалась через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

Благодаря разработанной нами системе методической работы, педагоги освоили новую технологию – метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Внедряя метод проекта в образовательный процесс нашего ДОУ, мы определили цель и задачи:

Цель:

Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “метод проектов”.

Задачи

  1. Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.

  2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

  3. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.

  4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

Перед тем, как начать работу в данном направлении, мы определили направления работы:

Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.

Определили формы работы. Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс и методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.

На I этапе (2008 – 2009 уч.г.)

Был проведен мониторинг, а именно:

– Анкетирование педагогов; родителей;

– Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.

Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.

II этап – Реализация целей и задач проекта (2009 -

Были проведены следующие мероприятия:

Семинар “Общие основы проектирования. Типы проектов в ДОУ»; Индивидуальные и коллективные консультации «Педагогические технологии и инновации», «Проектный метод в деятельности ДОУ», «Проектный метод обучения детей», «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Создание пространственной среды в группе», «Участие родителей в проектной деятельности!;

Неделя профессионального мастерства «Инновационные технологии в воспитательно-образовательного процесса», «Опытно-исследовательская деятельность как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника»,

Семинары – практикумы «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», «Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов», «Разработка групповых проектов», «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании», Презентация проектов;

Работа инициативной группы «Поиск» по теме «Участие в проектной деятельности» - стало разработка садовых проектов «Я - с семьей, она – она со мной, вместе мы – с детским садом!», «Здоровое питание – здоровое поколение», «Маленькие граждане России», консультационный клуб для будущих воспитанников ДОУ «Первые шаги», для детей не посещающих ДОУ «Школа для дошкольников», «Успешная адаптация - залог здоровья детей», «Портфолио педагога» и др.

Конференция «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».

Педагогический совет «Инновационные педагогические технологии как средство восхождения к индивидуальности дошкольника», «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГТ».

Разработка и реализация различных проектов: «Чудеса света», «Мои родители – железнодорожники», «Снег, снежок!», «Конфета моей мечты!», «Волшебная пуговица», «Где спит рыбка?», «Живительный источник», «Дикие животные Алтайского края» и др.
На III этапе

Подведение итогов

– Анализировали полученные результаты;

- Конкурс педагогических проектов

– Обобщили опыт работы педагогов в форме творческих проектов «Мальчики и девочки: мы такие разные», «Мы – жители планета Земля», «Моя малая Родина», «Загляни внутрь себя», «Здоровье детей – здоровье нации».

- Внедрение формы методической работы «Портфолио педагога»

- Представление детских проектов в конкурсах различного уровня:

Краевой этап конкурса «Юный исследователь» «Щука – кто она?» (2011г);

Городской этап конкурса «Юный исследователь «Белоствольные березы. Учимся у природы», «Тайны птичьего мира», «Волшебный песок» (2012г.); «Для чего нам нужен нос?» (2013г.).

– Разработали методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда соответствует ФГОС дошкольного образования, т.е. содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
В настоящее время разработаны и реализуются ряд проектов:

- общесадовые:

С педагогами: «Планирование образовательной деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования»; «Маленькие граждане России»; «Я познаю мир (ПОУ)»; «Внедрение ИКТ через интеграцию образовательных областей» и др.;

С воспитанниками и их родителями: «Я - с семьей, она – она со мной, вместе мы – с детским садом!»; «Успешная адаптация - залог здоровья детей»; « Мы – олимпионики!», «Радуга» и др.

Групповые: «Нет курению!»; «Зимующие птицы»; «Малыш и книга»; «Мой край – Алтай»; др.

-

Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.

Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Итог: Инновационная деятельность изменила традиционную управленческую пирамиду и во главу угла определила педагога и воспитанников, руководителя образовательного учреждения, старшего воспитателя, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим стали движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.