Главная страница


Урок исторический портрет. Леонардо да Винчи. Личность в истории



Скачать 58.01 Kb.
НазваниеУрок исторический портрет. Леонардо да Винчи. Личность в истории
Дата28.02.2016
Размер58.01 Kb.
ТипУрок

Урок - исторический портрет.

Леонардо да Винчи. Личность в истории.

Эпиграф

Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело.

Цели урока:

-Познакомить учащихся с особенностями искусства эпохи Возрождения, сформировать представление о шедеврах эпохи, выявить воздействие данных художественных традиций на искусство последующих эпох;

-через характеристику эпохи познакомить учащихся с многогранностью творчества, интересов и способностей Леонардо и его великих современников – Рафаэля, Микеланджело, о личностях и их произведениях.

-Продолжать работу над развитием умений описывать и сопоставлять произведения искусства, определять их особенности, характерные черты.

-Воспитывать чувство прекрасного, уважение и восхищение к творческой личности, стремление выявить и развить свои творческие возможности.

Средства наглядности:

-портреты творцов эпохи Возрождения

- репродукции произведений

- эл. презентация «Леонардо да Винчи – человек эпохи».

Ход урока.

Переход к новой теме.

Сегодня у нас не совсем обычный урок – урок- исторический портрет, целиком посвящённый одной личности, человеку, который как великий Нострадамус, заглянул в неведомое для других будущее, изменив ход истории. Кто же он, этот таинственный незнакомец? Живописец, инженер, механик, плотник, плотник, музыкант, математик, изобретатель, повар, устроитель зрелищ, патологоанатом! И всё это – один человек! Знакомьтесь – Леонардо да Винчи! Этот необыкновенный человек родился и жил в необычное, переломное время на стыке двух эпох.

Новая тема.

Вступительное слово учителя.

Леонардо родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, недалеко от Флоренции. Природа одарила его различными талантами, привлекательной внешностью, огромной физической силой. Когда этот великий художник перечислял семнадцать освоенных им искусств и ремёсел, на последнее место он ставил живопись, которую никогда не считал своим основным занятием.

Отцом его был нотариус Пьеро да Винчи, а матерью – крестьянка. Будучи внебрачным ребёнком, Леонардо, тем не менее воспитывался в доме отца. Именно там он получил прекрасное образование, уже в детстве проявляя интерес к рисованию и лепке.

В 1466 году Леонардо поступил учеником к итальянскому живописцу Андреа Верроккьо, в мастерской которого знакомится не только с приёмами и методами живописи, скульптуры и архитектуры, пройдя весь путь ученичества, но и с основами точных наук. В 1472 году Леонардо был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.

Ученическое сообщение на тему «Эпоха Возрождения», «Флоренция-город искусств».

Вопросы для обсуждения:

  1. почему вновь пришедшая эпоха носит такое необычное название – эпоха Возрождения?

  2. повлияла ли политическая ситуация в стране на судьбу великого гения?

  3. можно ли сказать, что именно Флоренция в рассматриваемый нами период, называемая «новыми Афинами», помогла раскрытию личности Леонардо?

Вывод.

Эпоха Возрождения, пришедшаяся на период с конца 15 по начало 17 века, стала временем, когда в жизни европейских народов произошли коренные изменения во всех сферах жизни. Это коснулось областей промышленности, торговли, науки, искусства. Но больше всего отразилось на мировоззрении человека.

Рассказ учителя.

Между 1476 и 1478 годами Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится Мадонна с цветком, т.н. Мадонна Бенуа (ок. 1478 г.). К ранним работам относится и незавершённая работа Поклонение волхвов (1481-1482 гг.).

В 1482 году Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца, который тратил огромные средства проведение пышных празднеств, покупку произведений искусства, содержал армию. В Милане Леонардо жил до 1498 года и этот период его жизни был самый плодотворный. Тогда были созданы такие произведения, как Мадонна в скалах, Дама с горностаем, Тайная вечеря. Работа над последней картиной-фреской ( площадью 4,5 на 8,6 м ) продлилась три года, и это стало величайшим творением Эпохи Возрождения.

Весной 1500 года Леонардо приезжает во Флоренцию, здесь вскоре была создана Мона Лиза (1503-1506 гг.), самое известное и загадочное произведение да Винчи.

Ученическое сообщение на тему «Мона Лиза».

Вопросы для обсуждения:

  1. почему за долгие годы не померкла известность и загадочность этого произведения?

  2. в чём, как вы считаете, кроется загадка улыбки Джоконды?

Вывод.

Знаменитое произведение Леонардо да Винчи – портрет незнакомки эпохи Возрождения – по праву занимает своё место в сокровищнице мировой культуры.

Рассказ учителя.

Эпоха Возрождения подарила миру не только необычайно талантливого да Винчи, прославили её такие великие творцы, как Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти, являющиеся его современниками. Предлагаю познакомиться с их краткими биографиями.

Ученическое сообщение на тему « Рафаэль Санти».

Ученическое сообщение на тему «Микеланджело Буонарроти».

Вопросы для обсуждения:

  1. что роднит и что отличает творчество этих великих живописцев?

  2. что позволяет говорить об этих мастерах как о творцах эпохи Возрождения?

  3. как вы считаете, сопоставимы ли гений Леонардо да Винчи и таланты его прославившихся современников? Можно ли, сравнив их, поставить кого-то на первое место?

Вывод.

Эпоха Возрождения - период, отмеченный рождением великих людей, творящих необыкновенное и оставивших яркий след в истории по прошествии стольких веков.

Рассказ учителя.

Представляя себя своим будущим покровителям, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, и лишь потом, как о художнике. При дворе Сфорца он работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные декорации и механизмы, делал костюмы. Учёный по призванию, Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов, он создал так называемый орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществлённый. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера. Считался знатоком в области ботаники и анатомии. Интересны его исследования в области геологии и оптики. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: лёгкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства верёвки, шлифовальные машины и многое другое.

Леонардо выступал и как архитектор, в Милане он начинает писать «Трактат о живописи», работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена.

Роль Леонардо в истории наук огромна, он явился непосредственным предшественником Галилея, Декарта и других учёных Нового времени.

Творчество Леонардо да Винчи стало одной из вершин итальянского Возрождения.

Умер Леонардо в 1519 году. Его ученик Франческо Мельци, сказал после смерти великого мастера: « Пока не распадётся моё тело, я буду постоянно чувствовать это горе, потому что не во власти природы создать ещё одного такого человека».

Вопросы для обсуждения:

  1. согласны ли вы со следующим мнением, что Леонардо да Винчи «опередил своё время на несколько веков вперёд»?

  2. как вы считаете, талант – это врождённое или приобретённое качество?

  3. по вашему мнению, владение талантом накладывает на человека какие-либо обязательства?

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек, приходя в этот мир, уже являясь обладателем какого-либо дара, таланта, божьей искры. Однако дальнейшее развитие данного таланта зависит от множества обстоятельств: эпохи, окружения, воспитания, но, в первую очередь, от самой личности.

Творческое задание:

Какие ассоциации вызывает у вас это слово, каждая его буква?

Т-

А-

Л-

А-

Н-

Т-

А теперь, пожалуйста, посмотрите на то, что у вас получилось, и дайте своё определение слова «талант».

Общий вывод урока.

Сменяя друг друга, исчезают эпохи, унося в прошлое знаменательные и рядовые события, проходят года, складываясь в жизненные пути великих людей и целых народов, где каждый человек оставляет свой след в истории…

И я уверена, что наша задача, как потомков, живущих столетия спустя, состоит в том, чтобы помнить о тех титанах, своими творениями изменивших ход истории.

И, конечно же, никогда не терять веры в себя, кто знает, быть может именно вы, творя необыкновенное, продолжите галерею великих.

Домашнее задание.

Подведение итогов.