Главная страница


«Умножение десятичных дробей на натуральное число»



Скачать 160.56 Kb.
Название«Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Дата05.04.2016
Размер160.56 Kb.
ТипУрок

МОУ «Гущинская ООШ»

Открытый урок по математике

«Умножение десятичных дробей на натуральное число»

5 класс

Учитель: Черемисина Лариса

Викторовна

2013 год

Тема урока: «Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Тип урока: урок усвоения новых знаний и УУД.

Форма урока: коллективная (традиционный урок).

Цель урока:

  • образовательные:

Формирование умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствование умений при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствование развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

  • воспитательные:

Воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • развивающие:

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Результаты деятельности урока.

Предметные

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы:

проблемный, словесный, наглядный.


Оборудование урока:

Доска, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочая тетрадь, физкультминутка.

Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с..

Технологическая карта урока

Тема урока : «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» (5 класс, математика)

Этап урока

Время

Смысловой блок(содержание)

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Организационный

этап


1-2

Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.

Приобретать знания – храбрость

Приумножать их – мудрость

А умело их применять великое искусство.

Мы с вами сегодня на уроке покажем наше искусство применять знания . Улыбнемся друг другу и пожелаем себе на уроке удачи.

А девиз нашего

сегодняшнего урока:

«Знания имей отличные по теме

«Дроби десятичные»!

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.


Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

В паре улыбаются друг другу.


Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,

.

Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

7

  1. Ребята! На доске записаны числа.

32,34; 57; 168; 19; 3,68; 0,125; 538; 47,1; 0,06; 77 .

Разбейте их на 2 группы

I - натуральные числа;

II – десятичные дроби.

2) Восстановите

цепочку:

(Презентация Слайд 1)

Подводит обучающихся к постановке цели и темы урока.

1) I - натуральные числа:

57; 168; 19; 538; 77 .

II – десятичные дроби.

32,34; 3,68; 0,125; 47,1; 0,06;

2) 3 · 5 = 15; 15 · 3 = 45;

45 · 2 = 90; 90 · 3 = 270;

270 · 2= 540; 540 : 5 = 108.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Постановка задачи.

Регулятивные УУД :Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме .


3.Целеполагание и мотивация




– Обратите внимание, какое действие наиболее часто встречается в цепочке?

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

-Какие числа кроме десятичных дробей мы вспоминали в начале урока? Поэтому тема нашего урока не просто «Умножение десятичных дробей», а «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

- Запишите в тетрадь дату и тему урока.

-Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?

Обеспечивает мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока

-Умножение.

-Умножение десятичных дробей.

-Натуральные.

В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.

- Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Наблюдение, проблемная

ситуация.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .


4.Первичное усвоение новых знаний и способов усвоения




Даётся задание обеим группам: необходимо найти периметр квадрата со стороной 1,27 дм (зелёный квадрат) – 1 группа, 3,6дм (жёлтый квадрат)– 2 группа

Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске.

1,27 + 1,27 + 1,27 +1,27= 5,08 (дм); 3,6 + 3,6 + 3,6 + 3,6 = 14,4 (дм)

А как по-другому можно было найти тот же периметр?

Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте)

127 · 4 =508;

36 · 4 = 144.

Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.


Перед знакомством с новым материалом детей разделить на 2 группы (дети вытягивают жетоны двух цветов (зелёного и жёлтого) или по вариантам.

Ставится проблемная ситуация.



- Найти сумму длин сторон.

В тетрадях: 1,27 + 1,27 + 1,27 = 1,27 = 5,08 (дм); 3,6 + 3,6 + 3,6 + 3,6 = 14,4 (дм)

-Умножить длину стороны квадрата на 4

В тетрадях: 127 · 4 = 508;

36 · 4 = 144.

-Отличаются только запятой.

Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.


Наблюдение, проблемная

ситуация

работа с текстом

(сравнение).

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.


5.Первичное закрепление

7

. 55; №1 (Презентация СЛАЙД 2).

Задание выполняется в тетради , проверяя и проговаривая устно цепочкой.

Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306

( а,б,в); 1307.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов,

Выполняют задание самостоятельно в тетради :

1) №55; № 1, самопроверка, проговаривая устно цепочкой;

2) упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306( а,б,в); 1307.



Самостоятельная

работа, рефлексия.

Самоконтроль.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

6. Релаксация (физминутка).

2




Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Стали мы теперь бодрее,

Будем думать мы быстрее.


Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать.







7. Организация первичного

контроля




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Презентация (Слайд 3)

Рубрика «Это интересно»

(Слайд)

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками


Выполняют самостоятельную работу.

Затем работа в парах. Обменяться тетрадями, проверить решение по эталону ( Слайд 3)

Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.

Выполняют умножение и отвечают на вопрос

Самостоятельная

работа, рефлексия, работа в группах,

взаимоконтроль.

Регулятивные УУД :

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

8. Подведение итогов урока.




- Мы переходим к последнему этапу.

Подводим итог работы на уроке.

Какую цель ставили?

Достигли цели ? Почему ?


Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя.


Беседа в ходе фронтальной работы.

Фиксирование нового содержания.


Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

9. Информация о домашнем задании




Прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр.204;

На «5»: № 1330; 1331; 1332

На «4»: № 1330; 1331

На «3»: № 133

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Беседа в ходе фронтальной работы.





10. Рефлексия




А сейчас оцените свою работу на уроке. На столах

      кружочки красного, желтого и зеленого цветов. Что они вам

      напоминают?  Ваша задача поднять тот кружочек, который

      соответствует вашему ответу на мои вопросы

- Могу выполнять умножение самостоятельно ( зеленый кружочек)

     - Нужна помощь ( желтый кружочек)

    - Совсем не могу выполнить умножение на натуральное число ( красный кружочек)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

– Вы достигли цели урока?

 Что вы использовали для достижения цели?

– Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей на натуральное число?

– Проанализируйте результат своей работы.


Организует рефлексию.


Отвечают на вопросы учителя.


Беседа в ходе фронтальной работы.

Рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.





Р- ?

Р - ?

1,27 дм 3,6 дм

рубрика «Это интересно»: В старину на Руси каждая монета имела своё название:

3 коп.- алтын; 5 коп. – пятак; 10 коп. – гривенник; 20 коп. – двугривенный;

25 коп. – четвертак; 15 коп. – пятиалтынный; 50 коп. – полтинник.

А вы знаете, что были монеты меньше одной копейки: одна вторая копейки – грош, а как называли одну четвёртую копейки?

Задание: Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово.

  • 0

    ,6 · 7 = 4.2 П


  • 5,2 · 2 0= 104 О

  • 5 · 1,6 = 8 Л

  • 0,07 · 8 = 0,56 У

  • 58,6 · 14 = 820,4 Ш

  • 73 · 0, 03 = 2,19 К

  • 3 · 0,06 = 0,18 А

0,56

0,18

4,2

8

104

820,4

2,19

У

А

П

Л

О

Ш

К



1. Вычислите:

А) 1,6 × 3 = Е) 15,2 × 3 =

Б) 0,24 × 2 = Ж) 0,25 × 8 =

В) 3 × 0,5 = З) 0,23 × 4 =

Г) 2,5 × 4 = И) 3,2 × 5 =

Д) 0,02 × 5 = К) 0,02 × 77 =

СЛАЙД 3.

Самостоятельная работа.

____І___вариант_______________

1) Выполните действия:

а) 8,353 × 7 =

б) 62,32 × 9 =

в) 0,0005 × 54 =

г) (65,51 – 8,367) × 27 =

ІІ___вариант _______________

1) Выполните действия:

а) 5,249 × 9 =

б) 27,43 × 7 =

в) 0,007 × 63 =

г) (45,67 – 5,085) × 23 =

Решение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа.

__І___вариант_______________

1) Выполните действия:

а) 8,353 × 7 = 58,471;

б) 62,32 × 9 = 560,88;

в) 0,0005 × 54 = 0,027;

г) (65,51 – 8,367) × 27 = 1542,861

_____ ІІ___вариант ___________

1) Выполните действия:

а) 5,249 × 9 = 47,241

б) 27,43 × 7 = 192,01

в) 0,007 × 63 = 0,441

г) (45,67 – 5,085) × 23 = 933,455