Главная страница


Образовательная программа Учителя специального (коррекционного) класса VIII вида



Скачать 119.27 Kb.
НазваниеОбразовательная программа Учителя специального (коррекционного) класса VIII вида
Дата04.03.2016
Размер119.27 Kb.
ТипОбразовательная программа

Индивидуальная образовательная программа

Учителя специального (коррекционного) класса VIII вида

МБОУ «Высокогорская СОШ №2»

Филипповой Натальи Юрьевны.

Фамилия, имя, отчество: Филиппова Наталья Юрьевна

Дата рождения: 05.12.1977 г.

Образование: высшее

Специальность по диплому: учитель математики

Место работы: МБОУ «Высокогорская СОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ»

Занимаемая должность: учитель специального (коррекционного) класса VIII вида

Дата назначения на должность: 2011 г.

Общий трудовой стаж: 14 лет

Педагогический стаж: 14 лет

Стаж работы учителем в учреждении – 8 лет

Стаж работы олигофренопедагогом – нет

Классы, в которых преподает учитель- 5-9 классы (малокомплектный класс)

Квалификационная категория, дата присвоения: II кв. к., 07.12.2010 г.

Участие в профессиональных конкурсах:

Муниципальный конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку урока «Мастерская учителя начальных классов» среди учителей второй квалификационной категории II место 2011 год;

Выступления на семинарах:

«Формирование универсальных учебных действий средствами учебно-методических комплектов начальной школы» перед слушателями курсов повышения квалификации учителей начальных классов Института развития образования РТ. 7 и 8 октября 2009 года.

2. «Особенности формирования УУД в предмете «Русский язык» в УМК «2100»» и «Методика построения урока с учётом формирования УУД» перед слушателями курсов повышения квалификации учителей начальных классов Института развития и образования РТ. 4 июля 2009 года.

Курсы повышения квалификации:

  1. Институт развития образования республики Татарстан по теме: «Профессиональная компетентность учителя начальных классов – основа его конкурентоспособности» с 25.05 по 05.06.2009 года. 72 часа.

  2. Центр переподготовки и повышения квалификации НП «Телешкола»- Университете «Просвещение» - по программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)»

Тема самообразования учителя: «Формирование навыков учебной деятельности у учащихся с нарушением интеллекта»

Педагогические технологии:

Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида

Игровая технология

Введение

Программа коррекционной работы в школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Коррекционной работы учителя может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения.
Анализ собственной деятельности

В 2011-2012 году по направлению от школы прошла переподготовку в НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», по итогам этих курсов я получу специальность олигофренопедагог. В этом же 2011-2012 учебном году я стала работать учителем коррекционного класса. Опыта работы по данной специальности у меня не было, т.к. до этого я работала учителем начальных классов.

Цель моей деятельности – развивать профессиональную компетентность в области специальной педагогике для обеспечения коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, и сформировать учительские компетенции в индивидуализации и дифференциации обучения детей с нарушением интеллекта.

Задачи программы

  1. Научиться выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;




  1. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;




  1. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;




  1. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуально-групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии.



  1. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

1.Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию учителя, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

2.Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

3.Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

4.Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

5.Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления моей работы

Моя коррекционно-развивающая работа должна обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Для этого мне необходимо будет:

  • выбрать оптимальные для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организовывать и проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • проводить внеклассные мероприятия на развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.



Описание педагогических технологий, которые позволяют достичь поставленных задач:
1. Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида

Состояние современного образования и тенденции развития общество требует новых подходов к развитию образовательной и воспитательной сред для достижения успеха в 21 веке уже не достаточно знаний и умений критически мыслить, а необходимо некоторая техническая квалификация.

Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения и воспитания более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Использование новых информационных технологий может преобразить проведение занятий, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимание и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к учёбе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например, на занятиях по работе с бумагой: детям намного интереснее сначала увидеть, как выглядит поделка и как её изготовить, и только потом приступать к работе. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе в классе.
Я считаю, что преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с нарушением интеллекта состоят в том, что с его помощью становится возможным:


- мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;


- моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;



- создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;



- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.



2. Игровая технология
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Я думаю, что умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в социуме, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Этапы реализации программы


этап

результат

срок

Образовательный ресурс

Сбор и изучение теоретической литературы по теме

«Обучение детей с нарушением интеллекта »

Создание методической копилки

2011-2016 год

Интернет, материалы коллег, книжные магазины.

Выступление на МО, семинарах и конференциях

Представление своей методической копилки

2011-2016 год




Курсовая переподготовка по теме «Олигофренопедагогика»

Диплом об образовании по специальности «Олигофренопедагог»

2011-2012 год

Московский социально-гуманитарный институт

Курсовая переподготовка по теме «Педагогика и методика начального образования»


Диплом об образовании по специальности «учитель начальных классов»

2013-2014 год

ФГАОУ ВПО КФУ

Этап сбора и анализа информации

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

Написание характеристик.

Август-сентябрь (каждого уч. года)




Этап планирования

Составленная рабочая программа, имеющая коррекционно-развивающую направленность

Август-сентябрь

(каждого учебного года)

Программа коррекционного обучения, интернет.

Этап регуляции и корректировки

Результатом является внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка форм обучения, методов и приёмов работы.

Сентябрь-ноябрь ежегодно




Этап введение информационных технологий

Создание презентаций, коллекций картинок, фильмов, музыкальных произведении

2011-2016 год

Интернет. Собственные ресурсы

Этап введения игровых технологий

Банк дидактических игр в обучении школьников с нарушениями интеллекта

2011-2016 год

Интернет. Собственные ресурсы

Этап участия в семинарах по проблеме обучения детей с ОВЗ


Свидетельства о прохождении обучения на семенарах








Этап повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога»

Свидетельство о прохождении обучения

2015 год




Участие в конкурсах

Свидетельства об участии, диплом

2011-2016

Муниципальные, всероссийские, республиканские, международные

Участие в конкурсах учеников

Сертификаты об участии, дипломы победителей, благодарственные письма учителю за подготовку победителей и проведение конкурса.

2011-2016

Муниципальные, всероссийские, республиканские, международные

Ведение личного сайта

свидетельство

С 2013 года

https://nsportal.ru/natalya-yurevna-filippova

Этап открытых уроков

Представление своего опыта работы

2012-2014 год

Школьный, муниципальный, республиканский уровень.

Создание в социальной сети электронного портфолио

свидетельство

С 2013 года

https://nsportal.ru/albom/2014/02/06/natalya-yurevna-filippova/elektronnoe-portfolio

Прохождение аттестации

на I-ую категорию

2015-2016 учебный год