Главная страница


Учитель математики калитвянская нина викторовна



Скачать 257.19 Kb.
НазваниеУчитель математики калитвянская нина викторовна
Дата13.02.2016
Размер257.19 Kb.
ТипДокументы


УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

КАЛИТВЯНСКАЯ НИНА ВИКТОРОВНА

Задание В1


Задачи на проценты

  1. Число b составляет р % от а: b = а ∙ .

Например: Стоимость билета школьника составляет 30% стоимости взрослого. Который стоит 460 руб.

460 ∙ = 138 руб.

  1. Число а увеличивается на р % : b = а ∙(1 + ).

Например: Миксер стоил 520 руб.Сколько стал он стоить после повышения цен на 35%.

520 ∙(1 + ) = 702руб.

  1. Число а уменьшается на р % : b = а ∙(1 - ).

Например: Набор стаканов стоит 250 руб. Сколько стал он стоить после скидки 30%.

250 ∙(1 - ) =175 руб.

  1. На сколько процентов b больше а (b > a): ∙ 100%.



  1. На сколько процентов а меньше b (а < b): ∙ 100%.



  1. Число а увеличилось сначала на р1 % 1 = ), а затем на р2 % 2 = ): b = а ∙(1 + р1) ∙(1 + р2) = а ∙(1 + р1 + р2 + р1 ∙ р2).



  1. Число а уменьшилось сначала на р1 % 1 = ), а затем на р2 % 2 = ): b = а ∙ (1 - р1) ∙(1 - р2) = а ∙ (1 - р1 - р2 + р1 ∙ р2).



  1. Сложные проценты, если р % это ежегодное начисление:

аn = а ∙(1 + )n. Например: Клиент взял в банке кредит 24000 руб. на 2 года под 28%. Какую сумму денег он должен отдать в банк за 2 год, учитывая проценты.

24000 ∙ (1 + )2 = 24000 ∙ (1,28) 2 = 39321,6 руб.

Задание В3


  1. Иррациональные уравнения

  1. В левой части оставляем только корень, все слагаемые переносим в правую часть.

  2. Возводим левую и правую части уравнения в квадрат.

  3. Решаем полученное уравнение.

  4. Делаем проверку (корень и подкоренное выражение должны быть неотрицательными), т.е. полученные корни подставляем в первоначальный вид уравнения.

Например: + х = 0

= - х

()2 =( - х)2

- 54 – 15 х = х2

х2 + 15х +54 = 0

х1,2 = =

х1 = -6 х2 = - 9

Проверка: х1 = -6 + (-6) = 0 верно, значит х1 = -6 является корнем

Х2 = -9 + (-9) = 0 верно, значит х2 = -9 является корнем

Ответ: х1 = -6, х2 = - 9

  1. Показательные уравнения

  1. Преобразуем уравнение, используя свойства степеней, чтобы в левой и правой части уравнения были степени с одинаковыми основаниями.

ab = ac

  1. Опускаем основания и приравниваем показатели степеней.

b = c

  1. Решаем полученное уравнение.

Например: (0,5)4х +2 = 64х

(2-1)4х + 2 =(26)х

2-4х – 2 = 2

- 4х – 2 = 6х

- 10х = 2

х = - 0,2

Ответ: х = - 0,2

  1. Свойства степеней:

ab ∙ ac = ab + c =

= ab - c =

(ab)c = ab ∙ c = a- n

(a ∙ b)n = an ∙ bn a0 = 1

  1. Логарифмические уравнения

  1. Преобразуем уравнение, используя свойства логарифмов, чтобы в левой и правой части уравнения были логарифмы с одинаковыми основаниями.

=

  1. Опускаем логарифмы и приравниваем выражения, стоящие под логарифмами.

b = c

  1. Решаем полеченное уравнение.

  2. Делаем проверку (выражение, стоящее под логарифмом, должно быть положительным), т.е. полученные корни подставляем в первоначальный вид уравнения.

Например: = 2 +

= +

=

=

9 – 3х = 75

- 3х = 66

х = - 22

Проверка: = 2 + верно, значит х = - 22 является корнем.

Ответ: х = - 22

  1. Свойства логарифмов:

у = ау = х = х

+ = =

- = =

= р =

=



  1. Тригонометрические уравнения

  1. Преобразуем уравнение так, чтобы в левой части была тригонометрическая функция, а в правой части число, т.е.

= a

= a

tg b = a

ctg b = a, где b зависит от х

  1. Для уравнений = a и = a проверяем, чтобы -1 а 1.

  2. Если а , то уравнение не имеет корней.

  3. Если -1 а 1, то решаем уравнение.

= a b = (-1)n arc + , n Z

= - a b = (-1)n+1 arc + , n Z

= a b = arc + , n Z

= - a b = arc + , n Z

Частные случаи:

= 0 b = , n Z

= 1 b = + , n Z

= - 1 b = - + , n Z

= 0 b = + , n Z

= 1 b = 2 , n Z

= - 1 b = + 2 , n Z

  1. Для уравнений tg b = a и ctg b = a число a – любое.

tg b = a b = arc + , n Z

tg b =- a b = - arc + , n Z

ctg b = a b = arc + , n Z

tg b =- a b = - arc + , n Z



  1. Так как b зависит от х, то выражаем х.

Например: Решите уравнение и в ответе запишите наибольший отрицательный корень =

= + 2, n Z

= + 2, n Z

2x + 4 = 1 + 8, n Z

2x = 1 – 4 + 8, n Z

x = – 2 + 4, n Z

n = 0, x1 = - 1,5; х2 = - 2,5

n = 1, x1 = 2,5; х2 = 1,5

n = - 1, x1 = - 5,5; х2 = - 6,5

Ответ: х = - 1,5

  1. Рациональные уравнения

  1. Чтобы избавиться от знаменателей, нужно умножить каждое слагаемое левой и правой части на общий знаменатель.

  2. Решаем полученное уравнение.

Например: = 2(2х – 1)

2(25х – 3) = 5(2х – 1)

50х – 6 = 10х – 5

40х = 1

х = 0,025

Ответ: х = 0,025

Задание В4

  1. Прямоугольный треугольник

А

1) =

=

С В

=

=

tg =

tg =

2) Теорема Пифагора: АВ2 = АС2 + ВС2

АВ =

АС =

ВС =

3) Против угла равного 30лежит катет равный половине гипотенузы.

4) Высота, проведенная к гипотенузе, в прямоугольном треугольнике.

А СН2 = АН ∙ ВН

Н АС2 = АН ∙ АВ

ВС2 = ВН ∙ АВ

С В СН =

5) Центр описанной окружности прямоугольного треугольника совпадает с серединой гипотенузы.

R = - радиус описанной окружности

6) Радиус вписанной окружности в прямоугольный треугольник.

r =

  1. Равнобедренный треугольник

А

К

В Н С



  1. Высота, проведенная к основанию, является биссектрисой и медианой.

  2. Углы при основании равны.

  3. Чтобы найти высоту, проведенную к боковой стороне, нужно использовать формулы площадей треугольника.



ВК = , где = или = , где р -полупериметр

  1. Трапеция

  1. Равнобедренная трапеция: проводим две высоты

А В

ADH = BKC DH = KC

ABHK – прямоугольник АВ = НК

DC = DH + HK + KC = AB + 2DH

D H K C

  1. Прямоугольная трапеция: проводим высоту

А В

AB = DK

D K C

  1. Параллелограмм

В С

Проводим высоту и используем приемы решения прямоугольного треугольника.

А Н D

Задание В6

  1. Площадь треугольника

В

=

=

c h a =

= r p , где r - радиус вписанной окружности

р = - полупериметр

A b H C = , где R – радиус описанной окружности

  1. Площадь параллелограмма

В С

d1 S = h AD

h S = AB ∙ AD ∙

d2 S = ∙ d1 ∙ d2

A H D



Для ромба S = ∙ d1 ∙ d2

  1. Площадь трапеции

а

h S = ∙ h , где а и b - основания трапеции

b

  1. Площадь круга

r S =

  1. Площадь кругового сектора

S = R2 где угол выражен в радианах

r

S = , где угол α выражен в градусах

Задание В7

  1. Логарифмические выражения

  1. = b

  2. = ac = ac

  3. = = bc

  4. = =

  5. = ()n = b

  6. = p

  7. =

  8. = = c

  9. = = c

  10. = 1

  11. =



  1. Степенные выражения

Свойства степеней:

ab ∙ ac = ab + c =

= ab - c =

(ab)c = ab ∙ c = a- n

(a ∙ b)n = an ∙ bn a0 = 1

Например:

74 ∙ 37 : 213 = = = 71 ∙ 34 = 7 ∙ 81 = 567

  1. Тригонометрические выражения

  1. Основные тригонометрические тождества

+ = 1; = 1;

1 + = ; 1 + = .

  1. Формулы суммы и разности аргументов

=

=

=

  1. Формулы двойного аргумента

= -

= – 1

= 1 -

  1. Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведение



  1. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму



  1. Формулы приведения

  1. представляем угол в виде суммы или разности, используя: = 90°, °, = 270°, 2 = 360°.

  2. определяем, меняется или нет функция

(90°) – меняется

°) – не меняется

(270°) – меняется

2 (360°) – не меняется

  1. определяем угол, для этого смотрим в какой четверти находится первоначальный угол первоначальной функции



  1. Значение тригонометрических функций некоторых углов





0















0







1

0

-1



1







0

-1

0



0



1



-

0

-



-



1



0

-

0



  1. Радианное измерение углов



Углы в градусах

°

30°

45°

60°

90°

180°

270°

360°

Углы в радианах

°















Задание В8

  1. Касательная к графику функции в точке с абсциссой х0

Значение производной функции в точке с абсциссой х0

0) = k = tg

k – угловой коэффициент касательной к графику функции в точке с абсциссой х0

y = kx + b – уравнение касательной

α – угол между касательной и положительным направлением оси Ох

у у = kx +b y

α x α x

y = kx + b

k > 0 0) > 0 k < 0 0) < 0

0) = tg = =

т. е. ищем прямоугольный треугольник, к котором целое число клеток в катетах.

  1. Касательная параллельная прямой y = kx + b

  1. Дана функция f(x) и прямая y = kx + b параллельная касательной. Найти (х0).

0) = k

  1. Находим производную функции. Если она есть.

  2. Приравниваем её к k.

  3. Решаем уравнение и находим х0.

В. Дан график производной. Найти абсциссы х0 в которых касательные параллельны прямой y = kx + b. У у = (х)

  1. Проводим прямую у = k. у = k

  2. Точки пересечения прямой у = k с 0 графиком производной и есть х1 х2 х3 х искомые х0.



  1. Возрастание и убывание функции.

Если (х0) > 0, то функция убывает.

Если (х0) < 0, то функция возрастает.

  1. Точки экстремума (min и max)

  1. В точках экстремума производная равна нулю, т.е. (х0) = 0.

  2. На графике это точка пересечения графика (х0) с осью Ох.

  3. Точка min – производная при переходе через эту точку меняет знак с на знак .

  4. Точка max – производная при переходе через эту точку меняет знак с на знак .


Задание В9

Объёмы и площади поверхностей.

  1. Параллелепипед.

В1 С1 V = а ∙ b ∙ c

Sбок = 2с ∙ (а + b)

А1 D1 Sполн = Sбок + 2Sосн = 2с ∙ (a + b) + 2ab

d

Диагональ параллелепипеда

c B C

а d2 = a2 + b2 + c2

A b D

2. Прямая призма.

  1. В основании правильный треугольник.

V = h ∙ Sосн = h ∙ a2

Sбок = 3a∙h

h Sполн = Sбок + 2Sосн = 3a∙h + a2

если цилиндр вписан в призму, то

a r =

a a если цилиндр описан около призмы, то

R =

  1. В основании правильный четырехугольник (квадрат).

V = h ∙ Sосн = ha2

Sбок = 4ah

h Sполн = Sбок + 2Sосн = 4ah + 2 a2

а если цилиндр вписан, то r =

а если цилиндр описан, то R =

  1. В основании правильный шестиугольник.

V = h ∙ Sосн = h ∙ a2

Sбок = 3a∙h

h Sполн = Sбок + 2Sосн = 6ah + 3 a2

если цилиндр вписан, то r =

a если цилиндр описан, то R = а

  1. В основании прямоугольный треугольник.

a V = h ∙ Sосн = h∙a∙b

b C Sбок = h∙(a + b + c)

Sполн = Sбок + 2Sосн = h∙(a + b + c) + h∙a∙b

если цилиндр вписан, то r =

если цилиндр описан, то R = , где с = - гипотенуза

C. В основании ромб.

a d1 V = h ∙ Sосн = h∙d1 ∙d2

d2 Sбок = 4a∙h

Sполн = Sбок + 2Sосн = 4a∙h + d1 ∙d2

3. Цилиндр.

V = h ∙ Sосн = h∙π∙r2

Sбок = 2π∙r ∙h

Sполн = Sбок + 2Sосн =2π∙r ∙h + 2 π∙r2= 2π∙r∙(r + h)

H h

4. Конус.

V = ∙h ∙ Sосн = ∙h∙π∙r2

Sбок = π∙r ∙l

h Sполн = Sбок + Sосн = π∙r ∙l + π∙r2= π∙r∙(r + l)

5. Усеченный конус.

V = ∙h∙(S1 + + S2)

Sбок = π∙(r + R)∙l

Sполн = Sбок + Sосн1 + Sосн2 = π∙(r + R)∙l + π∙r2 + π∙R2

6. Куб.

V = а3

Sбок = 4a2

Sполн = 6 a2

7. Пирамида.

  1. Правильная треугольная пирамида.



V = ∙h ∙ Sосн = h∙а2

h ha Sбок = haa =

a Sполн = Sбок + Sосн = + a2

  1. Правильная четырехугольная пирамида.

V = ∙h ∙ Sосн = ∙h∙а2

h ha Sбок =4 ∙ ha∙a =

a Sполн = Sбок + Sосн = + a2

  1. Правильная шестиугольная пирамида.

V = ∙h ∙ Sосн = ∙h∙а2

h ha Sбок =6 ∙ ha∙a =

a Sполн = Sбок + Sосн = + a2

8. Правильный тетраэдр с ребром а

V = ; Sбок = ha∙a = a2

a h ha Sполн = Sбок + Sосн = a2 + a2=

R = aрадиус описанной сферы

a R = a - радиус вписанной сферы

9. Сфера. Шар.

V = πR3

R S = 4 πR2

а) Шар, вписанный в параллелепипед (с измерениями: a, b, c).

а = 2R, b = 2R, c = 2R Vпарал = 8R3

b) Шар, описанный около параллелепипеда (с измерениями: a, b, c).

R = =

c) Шар, вписанный в цилиндр .

r = R – радиус основания цилиндра

h = 2R – высота цилиндра

Vцил = 2πR3

10. Объём многогранника.

V = V1 + V2

V1

V2

11. Равносторонний треугольник.

S = a2

r = - радиус вписанной окружности

R = - радиус описанной окружности

ha = a - медиана, высота и биссектриса

Задание В11

  1. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.

  1. Находим производную функции (х).

  2. Приравниваем полученную производную к нулю и решаем уравнение: 0) = 0.

  3. Из полученных корней выбираем те, которые принадлежат отрезку.

  4. Находим значение функции в выбранных корнях и на концах отрезка.

  5. Из полученных значений выбираем наибольшее или наименьшее.



  1. Нахождение точек экстремума (min или max).

  1. Находим производную функции (х).

  2. Приравниваем полученную производную к нулю и решаем уравнение: 0) = 0.

  3. Если производная функции меняет знак с «+» на «-» при переходе через полученный корень, то эта точка - max.

  4. Если производная функции меняет знак с «-» на «+» при переходе через полученный корень, то эта точка – min.



  1. Производная произведения.

(uv), = u,v + uv,

  1. Производная дроби.

=

  1. Производные основных функций.

()= - ; ( ) = ;

р)= p xp – 1; (sin x) = cos x;

х) = ех; (cos x) = - sin x;

()= ; (tg x) = ;

()= ; (сtg x) = - ;

(ах)’ = ахln a.

  1. Производные сложных функций.

()= - ∙ u; ( ) = ∙ u;

u) = еu∙u; (sin u) = cos u ∙ u;

(uр)= p up – 1 ∙ u; (cos u) = - sin u ∙ u;

()= ∙ u; (tg u) = ∙ u;

()= ∙ u; (сtg u) = - ∙ u;

(аu)’ = аuln a ∙ u.

Задание В12

  1. Задачи на движение.

  1. S = v ∙ t , v = , t = , где S – путь, v – скорость, t – время




v

S

t

1 тело










2 тело












  1. Тела движутся навстречу друг другу.

Время встречи t = ,

где S0 – расстояние между первым и вторым в начальный момент,

v1 – скорость первого,

v2 – скорость второго.

t = + = ,

где - время движения первого до встречи,

- время движения второго до встречи.

  1. Одно тело догоняет другое.

Время, за которое второй догоняет первого t = ,

где S0 – расстояние между первым и вторым в начальный момент,

v1 – скорость первого,

v2 – скорость второго.

t = - = ,

где - время движения первого,

- время движения второго.

  1. Движение по течению и против течения реки.

vпо теч. = vсобств. + vтеч.

vпр теч. = vсобств. - vтеч.

vсобств. =

vтеч. =




v

S

t

по течению










против течения












  1. Задачи на работу.

А = Р ∙ t, P = , t = .

где А – работа,

Р – производительность (т.е. часть работы, выполненной за единицу времени),

t – время за которое была выполнена работа.

Время выполнения работы при совместной работе t = ,

где t1время выполнения работы первым,

t1 - время выполнения работы вторым.

t = + =




А

Р

t

1










2












  1. Задачи на сплавы, смеси и растворы.

cm = ∙ 100%, mk = ∙ , mo = ∙ 100%

m0 – общая масса,

сm – процентное отношение массы компонентов,

mk - масса компонентов.




m0

mk

cm

1










2