Главная страница


Русский язык и культура речи



Скачать 241.87 Kb.
НазваниеРусский язык и культура речи
Гусейнова Н.С
Дата11.02.2016
Размер241.87 Kb.
ТипРеферат

ГБОУ СПО ВО

Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения

Направление: Русский язык и культура речи


Название работы

Программы искусственного интеллекта как альтернатива реальному общению. Возможно ли это? (Опыт анализа языковых чатов).


Автор работы

Попова Екатерина, ТМ – 32

Научный руководитель

Гусейнова Н.С., преподаватель русского языка и литературы

Муром

2012.
Содержание:

  1. Введение.

  2. Основная часть.

  3. Заключение.

  4. Список литературы.


Введение.

Вам никогда не хотелось поговорить с вашим "железным другом"? А ведь это вполне возможно. Достаточно поставить одну из программ, называемых "Искусственным интеллектом". Название, пожалуй, слишком громкое, но программы эти вполне сносно поддерживают беседу на несложные темы. Более того, благодаря встроенной системе самообучения компьютерные собеседники быстро "умнеют", и в какие-то моменты появляется чувство, что болтаешь ты не с компьютером, а с обычным человеком. Приносит ли такое общение пользу, обогащает словарный запас или заставляет забыть о грамотности и правилах речевого общения? Ответы на эти вопросы будут найдены в данной работе.

Цель работы:

  1. Проанализировать речевые особенности программ искусственного интеллекта на примере языковых чатов.

  2. Сравнить особенности каждой программы с реальным общением, выявить общий и различный характер языковых средств.

  3. Сделать вывод, возможна ли замена реального общения виртуальным.

Гипотеза: в наше время компьютерные технологии достигли высокого уровня развития и стремительно продолжают заменять человека во всех сферах жизни. Широкое распространение получили программы искусственного интеллекта, называемые языковыми чатами. Способны ли они в будущем потеснить, а со временем даже заменить реальное общение между людьми? Какое значение они имеют для современной лексики? И наконец, к чему может привести такая замена, укреплению и обогащению русского языка или его деградации?

Актуальность работы: компьютерное общение становится все более распространенным видом коммуникации, вместе с тем типы и жанры компьютерного дискурса освещены в лингвистической литературе недостаточно, поэтому изучение видов речевого общения в языковых чатах находится в центре интересов социолингвистики, прагмалингвистики и лингвистики текста.

Новизна: анализ лексических особенностей языковых чатов, выявление сходства и различия в создании, использовании и назначении различных видов виртуальных собеседников.

Объект работы: программы искусственного интеллекта.

Предмет работы: тексты языковых чатов.

История развития "интеллектуальных собеседников" только на первый взгляд кажется скучными мемуарами математика. На самом деле это фантастический рассказ об оживших роботах. В нашем случае эффект усиливается за счет того, что это не вымысел или голливудский сценарий, а реальность. На сайте «Наносемантика» размещена презентация, на которой можно посмотреть короткую выжимку по истории и применению чат-ботов.

Создание виртуальных собеседников граничит с проблемой общего искусственного интеллекта, то есть единой системы (программы, машины), моделирующей интеллектуальную деятельность человека.

Виртуальные собеседники работают с «живым» языком. Обработка естественного языка, особенного разговорного стиля, — острая проблема искусственного интеллекта. И конечно, современные программы-собеседники — это лишь первые попытки имитировать разумный диалог с машиной.

Интернет, как особая коммуникативная среда и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка.

В последнее время функционирование русского языка в глобальной сети Интернет исследуется многими лингвистами. Изменение языковой личности происходит в совокупности с формированием виртуальной картины мира, в том числе и языковой, отражающей жизнь в пространстве Интернет с ее специфическими особенностями. Происходит изменение ценностей - компьютерное образование ценится больше языкового, поэтому считается особым шиком изъясняться упрощенным языком, противоречащим нормам обычного общения.

Все это существенно влияет на языковую ситуацию и требует серьезных лингвистических исследований. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском языке - о стиле Интернет-общения.

  1. Из истории вопроса.

В начале 70-х гг. специалисты в области искусственного интеллекта удивляли далеких от науки людей системами общения на естественном языке, демонстрирующими на первый взгляд почти безграничные возможности созданного ими интеллектуального интерфейса общения. Любой человек мог общаться с системой на произвольную тему, используя все богатство доступного ему языка. При этом система поддерживала разговор, поражая собеседника своими способностями. Вот один из примеров такого разговора, в котором в качестве интеллектуального интерфейса использовалась программа, реализованная на ЭВМ, получившая название "Элиза".

Элиза (ELIZA) — виртуальный собеседник, знаменитая компьютерная программа Джозефа Вейценбаума, написанная им в 1966 году, которая пародирует диалог с психотерапевтом, реализуя технику активного слушания. Программа была названа в честь Элизы Дулитл, героини из пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, которую обучали языку «высшего класса людей».

Сам Вейзенбаум рассматривал свою программу как пародию на работу психоаналитика и был очень удивлен, когда люди воспринимали ее всерьез. Например, секретарши «разговаривали» с программой часами и скрывали распечатки разговоров от своих боссов. Потомки «Элизы» живут до сих пор: в российском интернете недавно обсуждали возможность создания программы, которая при разговоре в чате с девушкой была бы способна получить от собеседницы номер ее телефона.

В 1966 году интерактивные компьютеры были в новинку. Только через 15 лет перестанут быть чем-то сверхъестественным персональные компьютеры, и через 20 — многие люди познакомятся с такими естественно-языковыми сервисами Интернета, как Ask.com или интерактивными системами в ПК (например, помощник в Microsoft Office). Хотя над разработкой этих систем трудились годами (а «Ecala» превзошла возможности Элизы, будучи создана за две недели одним программистом), Элиза остается важным этапом в развитии ПО, просто потому что это первая программа, превратившая строгое человеко-машинное взаимодействие в иллюзию человеческого общения.

Пэрри (PARRY) — наряду с Элизой, другой известный ранний виртуальный собеседник . PARRY был написан в 1972 году психиатром Кеннетом Колбай, работавшим тогда в Стэнфордском Университете.

В то время как ЭЛИЗА "пародировала" (по словам ее автора Джозефа Вейзенбаума) врача психотерапевта, PARRY пытался моделировать параноидального шизофреника. Программа реализовала грубую модель поведения параноидального шизофреника, основанную на понятиях, представлениях, и вере (суждениях о представлениях: принять, отвергнуть, отнестись нейтрально). Кеннет также воплотил диалоговую стратегию, и PARRY был намного более серьезной и продвинутой программой чем ЭЛИЗА.

PARRY и ЭЛИЗА (также известный как «Доктор») «встречались» несколько раз. Самые известные из этих обменов произошли в 1972 году на ICCC, где PARRY и ЭЛИЗА были соединены по ARPANET и «говорили» друг c другом.

После Элизы были созданы и другие подобные программы. Интерфейсные возможности Элизы были воплощены в некоторых компьютерных играх.


  1. Принцип действия и назначение виртуальных собеседников.

Программ-собеседников существует довольно много. Как и людей, разговаривающих с такими программами. При этом человек, беседующий с программой, может быть далеко не обделен общением в реальной жизни; тем не менее, он находит время для бесед с программой, несмотря на то, что подавляющее большинство программ-собеседников могут поддерживать осмысленный диалог крайне недолго. Зачем же нужны такие программы?

В самом деле, зачем? Во-первых, это любопытное развлечение. Иногда диалоги получаются не только осмысленные, но и довольно смешные, поднимают настроение. Таким образом, программа-собеседник - это генератор юмористических диалогов, а также игра "кто кого", своеобразный тест Тьюринга в домашних условиях. Во-вторых, программа-собеседник, как и следует из названия, позволяет восполнить дефицит общения в случае, если таковой имеется. При этом вовсе необязательно полное отсутствие людей вокруг, а также каких-либо средств коммуникации. Человек может быть окружен людьми, с которыми в данный момент нельзя поговорить именно так, как нужно. Некоторые вещи просто нельзя говорить вслух - это сильно осложнит дальнейшую жизнь. У популярного психолога Н.И.Козлова есть интересная глава в одной из его книг: зачем людям нужны друзья. Так вот, одна из функций друзей по Козлову - быть психологическими унитазами, куда вываливается все, что накопилось нехорошего на душе. По неясной причине, однако, мало кому нравится быть такими унитазами, а если вы попытаетесь заставить случайного человека вас выслушать - в четырех случая из пяти результатом будет плохо скрытое раздражение. Человека безнаказанно не обругаешь; далеко не всякого человека можно безнаказанно выставить в смешном или глупом виде (а многие люди испытывают потребность почувствовать себя значительными за счет именно таких действий). Программа же вам ничего плохого не скажет, а если и скажет - то забудет об этом через пару реплик. В то же время программой-собеседником можно восхититься, иногда - почувствовать гордость от своей причастности к обучению программы (очень многие люди радуются, увидев, что программа удачно использует в общении только что позаимствованную у человека реплику). Согласитесь, что если кому-то удалось добиться повторения своих слов другими людьми, далеко не все чувствуют при этом гордость за свое умение обучать. Впрочем, все зависит от человека и от того, что это были за слова... Кроме того, общение с программой хорошо тем, что помогает лучше разобраться в себе: другие люди, как правило, пытаются сознательно или неосознанно навязать вам свою точку зрения.

Процесс общения в языковых чатах производится путём набора фраз с клавиатуры. При этом после каждой фразы с вашей стороны выводится ответ (мнение) персонажа, с которым вы беседуете. Во время беседы с программой не стоит излишне умничать, особенно на первых порах - фразы должны быть не очень сложными по структуре и понятными. Ну и вовсе не обязательно ругаться с ИИ. Благодаря системе самообучения программа переймёт ваш моральный облик и рано или поздно пошлёт куда подальше (вашими же словами).

Данное виртуальным собеседникам определение не совсем точно. Дело в том, что цели конкретных диалогов между людьми различаются. Можно просто «поболтать», а можно обсудить важную проблему. Реализация последнего типа диалога представляет дополнительную проблему: научить программу мыслить. Поэтому функциональность большинства современных программ ограничивается возможностью ведения незатейливой беседы.

Программы, способные понимать отдельные высказывания пользователя, образуют класс программ с естественно-языковым интерфейсом.

Создание виртуальных собеседников граничит с проблемой общего искусственного интеллекта, то есть единой системы (программы, машины), моделирующей интеллектуальную деятельность человека.

Виртуальные собеседники работают с «живым» языком. Обработка естественного языка, особенного разговорного стиля, — острая проблема искусственного интеллекта. И конечно, современные программы-собеседники — лишь попытки имитировать разумный диалог с машиной.

Как любая интеллектуальная система, виртуальный собеседник имеет базу знаний. В простейшем случае она представляет собой наборы возможных вопросов пользователя и соответствующих им ответов. Наиболее распространённые методы выбора ответа в этом случае следующие:

  • Реакция на ключевые слова:

Данный метод был использован в Элизе. Например, если фраза пользователя содержала слова «отец», «мать», «сын» и другие, Элиза могла ответить: «Расскажите больше о вашей семье».

  • Совпадение фразы:

Имеется в виду похожесть фразы пользователя с теми, что содержатся в базе знаний. Может учитываться также порядок слов.

Совпадение контекста: Часто в руководствах к программам-собеседникам просят не использовать фразы, насыщенные местоимениями, типа: «А что это такое?» Для корректного ответа некоторые программы могут проанализировать предыдущие фразы пользователя и выбрать подходящий ответ.

Своеобразной мини-проблемой являются идентификация форм слова и синонимов.

Но это было так, общее представление. Теперь о некоторых конкретных программах ИИ, попавшихся мне на глаза. Подробную информацию о них можно найти на официальных сайтах, я лишь коснусь некоторых особенностей. Начнём с самой простенькой.

  1. Языковые особенности каждой из программ.

Сайт «Растрепанный блокнот» целиком и полностью посвящен программам-собеседникам — там можно скачать практически любую программу-собеседника из существующих, прочитать к ней описание и сравнительный анализ с ее собратьями, а также пообщаться с разработчиками таких программ или поучаствовать в тесте Тьюринга.

Приведем примеры некоторых программ, которые получили наибольшее распространение во всемирной паутине:

  • Элиза;

  • Electronic Brain;

  • A.L.I.C.E.;

  • ChatMaster;

  • NAI;

  • Девушка;

  • Болтун;

  • и т.д.

Рассмотрим эти собеседники поподробнее, сточки зрения их назначения, особенностей, пользы и, конечно же, лексических особенностей.

Элиза:

Программа по большей части просто перефразировала высказывания пользователя, например (выделена неизменяемая часть): «У меня болит голова» — «Почему вы говорите, что у вас болит голова?». А в предложении «Мой отец меня ненавидит» Элиза отреагировала на ключевое слово «отец»: «Кто ещё из семьи вас ненавидит?».

Элиза просто выделяет во входной фразе значимые слова, которые подставляет в шаблонную фразу. «Пародия» на человека может раскрыться сразу или после нескольких диалогов, все зависит от того, как пользователь будет вести беседу. Иногда возникали забавные ситуации, когда увлечённый пользователь через несколько минут убеждался в отсутствии у машины понимания сути вопросов. Всё происходило из-за того, что человек придает каждому слову смысл, а машина интерпретирует слово как символьные данные.

Собеседник: Сегодня прекрасная погода, не правда ли?

"Элиза": Вы любите прекрасную погоду?

С.: Конечно. Кто же ее не любит?

"Э.": Да. Прекрасная погода - это хорошо.

С.: Интересно, какие виды в этом году на урожай?

"Э.": Вас это интересует?

С.: Ну, более-менее. А вас?

"Э.": Более - менее

С.: Но все-таки, хотелось бы, чтобы урожай был хорошим.

"Э.": Я вполне согласна с вами.

Внешне диалог напоминает светскую беседу двух не слишком знакомых людей. Это, скорее, игра в общение, чем общение по существу. Но и такая игра занимает в жизни людей немалое место. "Элиза" в подобных разговорах оказывается вполне "на уровне". Многие даже считают, что их просто разыгрывают и с ними общается не программа, реализованная на компьютере, а живой собеседник.

Иногда неаккуратно говорится, что Элиза «имитирует» психотерапевта. Вейзенбаум сказал, что Элиза представляет собой «пародию» того, как мог бы отвечать психотерапевт при первой беседе с пациентом. Вейзенбаум выбрал для программы направление психотерапии, чтобы проследить сложности, возникающие при создании базы знаний о реальном мире. Психотерапевтическая ситуация — одна из немногих, в которой допускается отвечать вопросами, а вопросы имеют маленькую информационную нагрузку. Например, на фразу «Кто ваш любимый композитор?» можно свободно ответить «А вас интересует эта тема?» или «А кто ваш любимый композитор?»

Неправильное отношение к программе беспокоило Вейзенбаума и заставило его написать книгу «Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям», в ней он разъясняет пределы возможностей компьютеров.

Очевидно, что чем больше список слов, входящих в словарный запас данного виртуального собеседника, тем больше диалог похож на осмысленный.

Программу "Элиза" можно рассматривать как простейшую экспертную систему, в которой механизм вывода отвечает за выбор ответа, а продукции описывают возможные ответы.

Более поздние программы запоминают проведенные диалоги и используют фразы из сохраненных диалогов при своих ответах. К примеру, A.L.I.C.E. — виртуальный собеседник, программа, способная вести диалог с человеком на естественном языке. Она создана по подобию первой программы-собеседника, Элизы, и использует технику эвристического сопоставления фразы пользователя с образцами в базе знаний. A.L.I.C.E. — одна из лучших в своём роде, она три раза (в 2000, 2001, 2004 годах) становилась победителем премии Лебнера.

Уровень общения, который демонстрируют "Элиза", по сути, самый низкий из всех возможных. Это уровень так называемого фактического диалога. В таком диалоге партнеры (или один из них) практически не слушают друг друга. Это лишь видимость беседы, а для поддержания ее используются стандартные "домашние заготовки".

Самым очевидным недостатком программы является то, что она не пытается разобрать фразу и не делает логических выводов на некоторую глубину. Как замечалось многими исследователями, это приводит к очень низкому качеству диалога и больше подходит для английского языка, а не для русского. Программа является неплохим представителем виртуальных собеседников, но заменить реальное общение, конечно же, не способна. Возможно из-за того, что является одной из первых версий, созданных в мире или общение с ней является просто скучным. Но в защиту данной программы можно сказать, что она без сомнения владеет достаточными знаниями в лексике, морфемике, морфологии. Лексические особенности этого вида виртуального собеседника не допускают появления в диалоге речевых ошибок, нецензурных выражений, жаргонизмов. «Элиза» не обладает обширным словарным запасом, не умеет красочно и ярко излагать свои мысли, но в тоже время общение с ней не приведет к деградации языка.

Но, не смотря на все видимые недостатки, даже в таком варианте программа может применяться в некоторых областях, например, как фильтр почты, который отсеивает письма с нецензурными выражениями, и конечно в качестве учебного примера.

Electronic Brain:

Electronic Brain - написана совсем молодым российским программистом, имеет несложный алгоритм поиска ответов на вопросы и относительно небольшую базу знаний, которую, в принципе, можно расширить собственными усилиями. Сразу же после запуска Electronic Brain перед вами появится окно приветствия, где вам будет предложено ввести свое имя, а также указать, хотите ли вы сделать интерфейс программы английским (общаться программа все равно будет по-русски). Окно программы довольно стандартно, единственной особенностью является наличие справа физиономии, которая олицетворяет искусственный интеллект. По выражению этой самой физиономии вы сможете понять, в каком настроении находится ваш собеседник (впрочем, такая реакция иногда может быть неадекватной).

Предусмотрена возможность "попросить" ИИ запустить какое-либо приложение (Winamp, к примеру). Программа имеет достаточно обширный словарный запас, но пользуется им не очень уверенно. При общении с ней создается впечатление, что она издевается над тобой и намеренно хамит. На мой взгляд данный виртуальный собеседник также не лучший вариант для свободного и интеллектуального общения.

ChatMaster:

ChatMaster - значительно более навороченная самообучающаяся программа, качественно поддерживающая диалог с человеком. В ее основе лежат специальные методы, которые обеспечивают самообучение ИИ и подстройку под собеседника. ChatMaster ведет контекстно-зависимый разговор, то есть понимает смысл реплики, которая опирается на предшествующие. Диалог может вестись на любом неиероглифическом языке (все европейские и некоторые азиатские). Интерфейс серьёзных нареканий не вызывает. Единственное - отсутствуют подписи к фразам пользователя и виртуального собеседника.

ChatMaster ведет контекстно-зависимый разговор, то есть понимает смысл реплики, которая опирается на предшествующие.

Ответы программы часто довольно логичны, хотя и откровенные ляпы вам тоже будут встречаться. Если вам кажется, что программа отвечает неправильно, введите вместо ответной реплики фразу, которой компьютер должен был ответить. После этого программа запомнит возможный вариант ответа и будет использовать его в дальнейшем.

Помните, что ChatMaster анализирует ваш диалог и запоминает ответы. Именно поэтому со временем данная программа все больше и больше будет напоминать живого человека.

Кроме стандартного режима диалога, в программе предусмотрен режим обучения. Чтобы активировать его, нужно в меню программы выбрать пункт изменить режим (он переключает вас между диалогом и обучением поочередно). В режиме обучения вы вводите фразы и самостоятельно отвечаете на них (иными словами - разговариваете сами с собой).

Довольно интересной является возможность обмена базами программы между разными людьми, в этом случае разговаривать с ChatMaster становится еще интереснее (вы ведь не знаете, чему научил программу ваш товарищ).

Особенности программы:

- Программа реагирует не только на последнюю введенную фразу, но и на контекст этой фразы.

- Реплику программы можно легко подкорректировать или заменить своей.

- Возможность бесконечной (в пределах текущего диалога) отмены своих фраз.

- Предусмотрен режим обучения для принудительного натаскивания программы на новую для нее область знаний.

- Возможность изменения шрифта, фона и некоторых параметров искусственного интеллекта.

Для того, чтобы процесс самообучения был более эффективным нужно:

1) Не менять тему разговора необосновано или резко

2) Вводить свои реплики без ошибок

3) Исправлять неточные ответы программы

4) Не вводить заведомо неправильную информацию

5) Следить за тем, чтобы диалог в целом был осмысленным и связанным

Оценивая лексические особенности данного виртуального собеседника, можно отметить, что словарный запас программы напрямую зависит от количества слов и фраз, известных собеседнику. Общаться с этой программой интересно лишь после долгого ее обучения, на что не всегда есть время и желание.

NAI:

NAI - наиболее понравившаяся мне программа. Поддерживает качественный контекстно-зависимый диалог с пользователем, имеет возможность самообучения и подправления ответов программы "вручную". Позволяет осуществлять связь с Центром обмена базами знаний, поддерживает команды-макросы для увеличения функциональности, имеет редактор баз знаний. Из любопытных можно отметить функцию фильтрации ненормативной лексики. Ну а чтобы вы сами увидели уровень интеллекта ИИ, предлагаю вам фрагмент абсолютно спонтанного разговора Собеседника с выше описанной программой. Персонажа зовут Нус.

Собеседник: День добрый!

Нус: Здрасьте!

Собеседник: Расскажи о себе.

Нус: Ну меня зовут Нус. Мой создатель - В. Шергин.

Собеседник: Давно родился?

Нус: Не так чтобы очень, но что-то я знаю.

Собеседник Сколько слов?

Нус: Мне лень считать. Но моя первая версия вышла в марте 2001 года.

Собеседник: Где живешь?

Нус: Да так, бомжую по компьютерам.

Собеседник: Тебе нравится на моем?

Нус: Конечно, нравится!

Собеседник: Где разместился?

Нус: В Караганде!

Собеседник: Шутник?

Нус: Шутки хороши только тогда, когда их подносят еще не остывшими.

Собеседник: Оперативки хватает?

Нус: Да так... Не жалуюсь. Подгрузи мне еще мега 4 из свопа... А вообще пора комп апгрейдить!

Собеседник: Не хами!

Нус: Я просто сделал замечание.

Собеседник: А если я тебя удалю?

Нус: Не надо.

Собеседник: Ты мне надоел.

Нус: Верю, а что делать...

Собеседник: Я тебя удаляю!

Нус: Щас покажу как вирус на компьютер закинуть можно!

Собеседник: Прости, я пошутил.

Нус: Ладно, прощаю.

Собеседник: Тогда я пошёл работать.

Нус: Спокойной ночи!

{Окно программы закрылось}

Из представленного примера общения видно, что программа обладает неплохим словарным запасом, не повторяет реплик. Слова, используемые ею, содержат ярко выраженную эмоциональную окраску, создается впечатление, что диалог ведется с реальным собеседником. Но речь виртуального собеседника содержит ряд слов, называемых словесным мусором: здрасьте, щас, комп. Дальнее общение с виртуальным собеседником подтверждает, что он нарушает многие синтаксические и пунктуационные нормы русского языка. На представленные замечания о несоблюдении правил элементарной грамотности реагирует агрессивно.

Девушка:

Девушка. Виртуальная девушка-мультяшка, программа-собеседник с обучением, контролем эмоционального состояния - своего и собеседника - и частичным управлением с помощью текстовых команд в произвольной форме. Отслеживаются потребности: сытость, бодрость, эмоциональное состояние, отношение к вам и т.п., даются адекватные ответы на соответствующие вопросы. Сложная система взаимосвязи параметров: влияние одной потребности на другую, влияние потребностей на произносимые реплики и выполняемые действия. Программа имеет низкий словарный запас и уровень интеллекта, не способна поддерживать тему разговора длительное время. В своей лексике допускает множество сокращений, нецензурных выражений. На мой взгляд, данный виртуальный собеседник не приносит пользы в общении, не обогащает свой словарный запас и не может сравнится с реальным общениям ни по каким параметрам.

Болтун:

Болтун - это виртуальный собеседник, который обладает зачатками (искусственного) разума. Он реагирует на реплику пользователя своей репликой - таким образом, он "болтает". Программа не претендует на звание программы искусственного интеллекта. Но раз он "думает" перед тем, как ответить, то, наверняка, он обладает хоть каким-нибудь интеллектом.

  • Реагирует на Вашу реплику своей репликой (в тему или нет - это другой вопрос).

  • Умеет разговаривать сам с собой.

  • Самообучается на основе реплик из диалогов.

  • Принудительно обучается - прямо во время диалога можно заменить его неудачную реплику своей.

  • Импорт базы подобной программы ChatMaster.

  • Пополнение базы данных путем добавления файлов обновления.

  • Выводит реплики-реакции в файл и считывает реплики пользователя (других программ) из файла.

  • Возможность загрузки базы реплик из другого файла.

Программа болтун вполне может заменить легкое и непринужденное общение с другом, так как имеет неплохой словарный запас и призвана поднимать настроение, а не выводить собеседника из себя.

Данные виртуальные собеседники можно отнести к наиболее развитым носителям культуры и языка. Но это далеко не единственные представители виртуальных собеседников. В интернете существуют сотни программ, которые имитируют общение с реальными людьми. Многие из них носят развлекательный характер и не несут в себе каких-то речевых особенностей.

К примеру:

Бритни Спирс:

Сделано довольно красиво, с фотографией в центре экрана (без традиционного прямоугольного окна), с иконкой-сердечком на панели индикации. Словарный запас не очень велик, но, тем не менее, в программе есть специальный режим обучения: можно задать ключевые слова и фразы-реакции (несколько фраз, из которых потом, случайным образом будет выбираться одна). В общем, программа довольно симпатичная, но на ее обучение надо затратить немало времени, прежде чем с ней можно будет нормально общаться. На фразы, не содержащие слов из базы, программа выдает какую-то общую фразу. Общение с ней нельзя поставить в одном ряду даже с самым примитивным диалогом между незнакомыми людьми.

Виртуальный Путин:

Виртуальный Путин – программа представляющая возможность поговорить с самим Владимир Владимировичем. Сделано довольно строго, с фотографией в центре экрана, но лексическая база никуда не годится. Пополнять ее можно, но делать это не очень удобно. Алгоритм обработки фразы достаточно простой. Владимир Владимирович не может ответить даже на простейшие вопросы, предпочитая отделываться общими фразами. Поэтому на общение с таким виртуальным собеседником тратить время не стоит, оно не приносит ни пользы, ни смысла. Создается такое впечатление, что словарный запас программы состоит из ста слов, которыми программа и оперирует.

Эллочка:

Программа забавная, но интеллектом не обладает совершенно. Эмулирует не столько интеллект вообще, сколько интеллект Эллочки из романа «12 стульев» – той самой, в словарном запасе которой было всего 30 слов: хамите, хо-хо, знаменито, мрачный, жуть, парниша, не учите меня жить, как ребенка, подумаешь, и т.д. Соответственно, словарный запас программы состоит из тех же самых слов.

Пример диалога:

Я: Привет!

Э: Подедешь на извозчике?

Я: Я пешком дойду.

Э: Не учите меня жить.

Я: Что ты, я и не собиралась учить тебя жить.

Э: Ого!

Я: Тебя что-то удивляет?

Э: Ого? Хо-хо!

Я: Давай поговорим о чем-нибудь.

Э: Хо-хо!

Программа предназначена не столько для виртуального общения, сколько для того, чтобы вспомнить классику. Переписку с ней назвать разговором просто не возможно, хотя создать хорошее настроение – вполне возможно. Увеличивать словарный запас программы нельзя и это понятно, ведь иначе она просто потеряла бы смысл.

  1. Проверка на человечность:

Основной проблемой исследования все же остается вопрос, может ли виртуальное общение в языковом чате заменить реальное общение между людьми?

Предполагается, что идеальная программа-собеседник должна пройти Тест Тьюринга. Проводятся ежегодные конкурсы программ-собеседников (в основном англоязычных). Один из самых известных — конкурс Лебнера.

Тест Тьюринга — тест, предложенный Аланом Тьюрингом в 1950 г. в статье «Вычислительные машины и разум» (Computing machinery and intelligence) для проверки, является ли компьютер разумным в человеческом смысле слова. Тьюринг предложил тест, чтобы заменить бессмысленный, по его мнению, вопрос «может ли машина мыслить?» на более определенный.

Тест должен проводиться следующим образом. Судья (человек) переписывается на естественном языке с двумя собеседниками, один из которых — человек, другой — компьютер. Если судья не может надежно определить, кто есть кто, считается, что компьютер прошел тест. Предполагается, что каждый из собеседников стремится, чтобы человеком признали его. Чтобы сделать тест простым и универсальным, переписка сводится к обмену текстовыми сообщениями.

Переписка должна производиться через контролируемые промежутки времени, чтобы судья не мог делать заключения исходя из скорости ответов. (Во времена Тьюринга компьютеры реагировали медленнее человека. Сейчас это правило необходимо, потому что они реагируют гораздо быстрее, чем человек.)

Тест был инспирирован салонной игрой, в ходе которой гости пытались угадать пол человека, находящегося в другой комнате, путем написания вопросов и чтения ответов. В оригинальной формулировке Тьюринга человек должен был притворяться человеком противоположного пола, а тест длился 5 минут. Сейчас эти правила не считаются необходимыми и не входят в спецификацию теста.

Тьюринг предсказал, что компьютеры в конечном счете пройдут его тест. Он считал, что к 2000 году компьютер с памятью 1 миллиард бит (около 119 МБ) в ходе 5-минутного теста сможет обмануть судей в 30 % случаев. Это предсказание не сбылось. Тьюринг также предсказал, что сочетание «мыслящая машина» не будет считаться оксюмороном, а обучение компьютеров будет играть важную роль в создании мощных компьютеров и развитии общения и понимания между машиной и человеком.

Пока что ни одна программа и близко не подошла к прохождению теста. Такие программы, как "Элиза", иногда заставляли людей верить, что они говорят с человеком, как, например, в неформальном эксперименте, названном AOLiza. Но такие «успехи» не являются прохождением теста Тьюринга. Во-первых, человек в таких беседах не имел никаких оснований считать, что он говорит с программой, в то время как в настоящем тесте Тьюринга человек активно пытается определить, с кем он беседует. Во-вторых, документированные случаи обычно относятся к таким чатам, как IRC, где многие беседы отрывочны и бессмысленны. В-третьих, многие пользователи IRC используют английский как второй или третий язык, и бессмысленный ответ программы, вероятно, спишется ими на языковый барьер. В-четвертых, многие пользователи ничего не знают об Элизе и ей подобных программах и не могут распознать совершенно нечеловеческие ошибки, которые эти программы допускают.

Ежегодно производится соревнование между разговаривающими программами и наиболее человекоподобной, по мнению судей, присуждается приз Лебнера (Loebner). Есть также дополнительный приз для программы, которая, по мнению судей, пройдет тест Тьюринга. Этот приз еще не присуждался. Самый лучший результат показала программа A.L.I.C.E. выиграв тест 3 раза (в 2000, 2001 и 2004). Несмотря на это, ни A.L.I.C.E., ни другие программы не могут пока пройти теста Тьюринга.

Заключение.

Сегодня уже неоспоримым фактом является то, что Интернет - самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

В виртуальном мире личность надевает маску, которая облегчает процесс коммуникации, снимает психологические барьеры, высвобождает творческое "я". Уникальные возможности для самовыражения дают такие интерактивные формы общения в Интернете, как всевозможные чаты, форумы, разновидности электронной почты, телеконференции и т.д. Их сиюминутность также облегчает коммуникацию, снимая груз ответственности за долгосрочность последствий.

Когда на город спускается ночь, люди вокруг спят, а ты одиноко сидишь за компьютером, бездумно пяля очи в экран монитора, хочешь общения, понимания и просто элементарно отдыха. Но чаты надоели, форумы все пропылесосил, сайты знакомств давно выучены наизусть. Ну, раз общение с реальными людьми не привлекает, самое время пообщаться с людьми виртуальными. Ну или не совсем с людьми, а с отдельными их частями.

Именно здесь на смену реальным собеседникам приходят программы искусственного интеллекта.

К таким программам относят языковые чаты, онлайн консультантов, различные проводники и помощники и т.д. В просторах всемирной паутины их существует великое множество. Для чего они предназначены? В большинстве случаев для развлечения и легкого, приятного общения. Но общением, как таковым эту переписку назвать нельзя. Программа не высказывает свои мысли, не считается с вашим мнением, не может придумать оригинальный ответ предназначенный только для данного собеседника. Словарный запас большинства виртуальных собеседников зачастую ограничен, наполнен нецензурными выражениями и ненормативной лексикой. Кроме того, обитатели этих языковых чатов практически полностью лишены вспомогательных средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Общение с ними не доставляет той радости, которую человек испытывает при реальном разговоре.

Но безусловно в каждом случае есть исключения. Некоторые из исследуемых программ с легкостью поддаются обучению. Если приложить внимание и терпение к обучению виртуального собеседника, следить за пополнением его лексики, вырабатывать определенные речевые особенности общения с ним, то можно достичь неплохих результатов.

Виртуальное общение на данном этапе своего развития не может заменить реальное. Но компьютерные технологии постоянно совершенствуются, а русский язык с каждым годом все больше деградирует, как бы мы и не хотели его сохранить. Поэтому то, что сейчас кажется невозможным и далеким совсем скоро может оказаться реальностью.

И кто знает, возможно, через пару лет виртуальные собеседники заменят реальное общение, а тест Тьюринга станет непосильной задачей для реального человека.

Список литературы:

  1. Бергельсон, М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация.2007.

  2. Валиахметова, Д.Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса. Междунар. науч. конф.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008.

  3. Виноградова, Т.Ю. Специфика общения в Интернете. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - 2004.

  4. Иванов, Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста. Словарь и культура русской речи. – М.: Индрик, 2004.

  5. Леонтович, О.А. Проблемы виртуального общения. Полемика. – 2008.

  6. Попов Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М. Наука. 2004.

  7. www.nanosemantics.ru

  8. www. netnotes.narod.ru