Главная страница


Реализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения



Скачать 125.74 Kb.
НазваниеРеализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения
Дата25.02.2016
Размер125.74 Kb.
ТипДокументы

Реализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения.

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.

Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и современных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому я очертила основные стратегические направления с которыми ознакомлю вас далее.

Давайте рассмотрим несколько определений, компетентностного подхода и компетенции, наиболее полно раскрывающих смысл этих терминов.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства.

Понятие компетенции определяется, как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

В профессиональном образовании компетенция определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально –профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выделяются общие и профессиональные компетенции. В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат базовые компетенции.

Базовые компетенции субъекта учебной деятельности

Эмоционально – психологические компетенции:

- учение с интересом;

- доверие педагогам;

- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях и другие компетенции.

Регулятивные компетенции:

- определение целей учебной деятельности;

- ответственность за результаты учебы;

- концентрация на учебе;

- умение делать заключительные выводы и другие регулятивные компетенции.

Социальные компетенции:

- проявление терпимости к другим мнениям и позициям;

- оказание помощи другим учащимся;

- умение сотрудничать с другими учащимися;

- умение работать в группе и другие социальные компетенции.

Учебно-познавательные компетенции:

- умение учиться;

- умение отыскивать причины явлений;

- самостоятельное выявление допущенных ошибок;

- самостоятельное выполнение домашнего задания и другие учебно -познавательные компетенции.

Творческие компетенции:

- умение принимать решения в различных ситуациях;

- умение заявлять о своих потребностях и интересах;

- умение находить другие источники информации;

- способность генерировать другие способы решения проблемы и другие творческие компетенции.

Компетенции самосовершенствования:

- применять знания и умения на практике;

- умение извлекать пользу из полученного опыта;

- навыки самоконтроля и саморазвития;

- желание учиться и самосовершенствоваться дальше и другие компетенции самосовершенствования.

Для формирования базовых, предметных компетенций на уроках я выбрала деятельностный подход обучения. Основные этапы этого метода(разработал Л. Г. Петерсон) :

Постановка учебной задачи

Открытие детьми нового знания

Первичное закрепление (комментирование)

Самостоятельная работа с проверкой в классе

Решение тренировочных упражнений

Контроль (принцип минимакса)

Решение задач на повторение

При данном подходе у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий. Традиционное обучение оценивается как малодеятельностное, излишне созерцательное, в противовес ему мной и используется именно этот подход обучения.

Рассмотрим более подробна перечисленные этапы деятельностного подхода обучения.

Постановка учебной задачи:

Любой процесс познания начинается с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в логико-эмоциональном единстве. Необходимо удивление, идущее от невозможности сиюминутного обеспечения того или иного явления. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.

Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос, создающий "коллизию", то есть проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

Открытие" детьми нового знания.

Следующий этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.

Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом - это диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы.

Первичное закрепление.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).

На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.

В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия "про себя", как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.

Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.

Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием я прохожу на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит до 20 - 25 минут урока. Оставшееся время посвящаю закреплению знаний, умений и навыков полученных на уроке. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля; положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому я делаю все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.

Тренировочные упражнения.

На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит виток в процессе познания, обучения, действия (познание - открытие нового содержания, обучение - его освоение, действие -саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы).

Однако деятельностный метод, как правило, не предусматривает уроков "чистого" закрепления. Даже в уроки, главной целью которых является именно отработка изученного материала, я включаю некоторые новые элементы - это может быть углубление материала, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем.

Отсроченный контроль знаний.

Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

Заметим, что успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно проходит - от уверенности учеников в свои силы, их познавательных интересов, их умения и желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении эмоционально – психологической компетенции.

Для реализации этого метода я применяю на своих уроках различные педагогические технологии (о них я упоминала ранее) предложенные В.П. Беспалько:

По типу организации и управления познавательной деятельностью:

  • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств

  • обучение с помощью учебной книги - самостоятельная работа

  • система "малых групп"- групповые, дифференцированные способы обучения

  • Технологии сотрудничества - Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Мной также используется личностно-ориентированная технология.

Принципиально важной стороной в личностно-ориентированной технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях).

На уроке изучения нового материала часто использую технологию- «система "малых групп"» . Я условно делю учащихся на три разноуровневые группы: «сильных», «средних», «слабых». Группа «сильных» учащихся изучает новый материал самостоятельно, ученики получает карточки с заданиями, в процессе выполнения которых учащиеся находят закономерности, делают выводы.

Например:

Классифицируй алгебраические уравнений и реши их.

3.7-2=-2х+3.13

2x2-17=0

-4x+3x2=0

9x2+6x+1=0

5x2-11x+2=0

Здесь включены уравнения имеющие разный алгоритм решения, уравнения которые мы уже умеем решать и те уравнения с которыми еще не встречались. Одно из новых уравнений можно представить в таком виде, что его решение будет очевидным. Трудность заключается в преобразовании этого уравнения, для этого необходимо применить знания полученные при изучении предыдущей темы. Результаты этой самостоятельной работы будутразличны.

Здесь я использую эвристический метод обучения. На этом этапе происходит формирование социальных, аналитических, творческих компетенций и компетенций самосовершенствования.

  • Группа «средних» учащихся изучает новый материал, используя репродуктивный метод – работу с книгой (учащиеся получают карточки с вопросами, с помощью учебника отвечают на них, делают вывод).

Выбери в параграфе учебника основные понятия и формулы. Составь конспект



  • Группа «слабых учащихся» изучает материал вместе с учителем. При работе с этой группой я использую информационно-рецептивный метод обучения. Это объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции, объяснения, с помощью печатных пособий, наглядных средств, практического показа способов деятельности (способ решения задачи, доказательства теоремы), здесь можно реализовать технологию «обучение с помощью аудиовизуальных технических средств».

В связи с особенностью детей обучающихся в коррекционной школе второго вида «первичное закрепление» происходит с использованием аудиовизуальных технических средств. Средства ИКТ позволяют компенсировать достаточно серьезные нарушения деятельности органов слуха, речи, мыслительных процессов, при этом поддерживается работа ослабленного органа и обеспечивается компенсаторная функция альтернативного. Использование компьютера как средства обучения создает условия для индивидуализации коррекционного обучения каждого ребенка, учета темпа и способа усвоения им знаний.

Главным отличием деятельностного метода от традиционного "наглядного" метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность:

целеполагание и мотивация осуществляются на этапе постановки учебной задачи;

учебные действия детей - на этапе "открытиям нового знания;

действия самоконтроля и самооценки - на этапе самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

Кроме того, деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода (то есть принципов деятельности, минимакса, психологической комфортности, целостного представления о мире, непрерывности, вариативности, творчества).

С другой стороны, деятельностный метод обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Действительно, постановка учебной задачи, как уже говорилось, обеспечивает мотивацию понятия. "Открытие" понятия детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами - действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия (ООД). Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи - дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговаривают "про себя" (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствий с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

Чем же еще я должна руководствоваться для успешной реализации компетентностного подхода на своих уроках ? Прежде всего, независимо от технологий, которые я использую, я всегда должна помнить:

1. Главным есть не предмет, которому я учу, а личность, которую я формирую. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2. На воспитание активности не жалей ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3. Помогай ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учи иx учиться.

4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

5. Помни, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6. Приучай учеников думать и действовать самостоятельно.

7. Творческое мышление развивай всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решай несколькими способами, чаще практикуй творческие задачи.

8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

9. Используй схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

10. В процессе обучения обязательно учитывай индивидуальные особенности каждого ученика, объединяй в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

11. Изучай и учитывай жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

12. Будь проинформированной относительно последних научных достижений по своему предмету.

13. Поощряй исследовательскую работу учеников. Найди возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

14. Учи так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15. Объясняй ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Таким образом, компетентностный подход на уроках математики является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в т.ч. профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями.

Список использованной литературы:

1. Алексеев, Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики/ Н.А.Алексеев.- Тюмень: Издательство Тюм. Гос. Унив., 2006.- 216 с.

2. 4. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов // Педагогика.- 2010.- №10.-С.8 – 10

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании/ И.А. Зимняя.- М., 2009.

4. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта/ М.В. Кларин.- М.: Знание.- 1989.- 80с.