Главная страница

подарочные сертификаты купить Усы. Борода. Уход для сильной половины человечества.

Для справки: расшифровка компетенций Ценностно-смысловые компетенции



Скачать 71.04 Kb.
НазваниеДля справки: расшифровка компетенций Ценностно-смысловые компетенции
Дата11.02.2016
Размер71.04 Kb.
ТипРасшифровка


Для справки: расшифровка компетенций
1. Ценностно-смысловые компетенции 1.1. Познание самого себя, своих способностей и возможностей 1.2. Самоопределение 1.3. Определение смыслов и перспектив. 1.4. Конкретизация личных целей в индивидуальной образовательной программе

2. Учебно-познавательные компетенции 2.1. Умение работать самостоятельно 2.2. Умение ставить цели 2.3. Планирование- поиск путей и способов достижения своих целей 2.4. Умение рефлексировать 2.5. Самооценка 2.6. Эвристическое умение добывать знания 2.7. Способность действовать в нестандартных ситуациях

3. Информационные компетенции 3.1. Навыки работы с компьютером

3.2. Умение передавать информацию по электронной почте 3.3. Поиск 3.2. Умение передавать информацию по электронной почте 3.3. Поиск

необходимой информации 3.4. Анализ и отбор информации 3.5. Преобразование, сохранение и передача информации

4. Коммуникативные компетенции 4.1. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми 4.2. Умение работать с группой

5. Компетенции личного самосовершенствования 5.1. Развитие личностных и профессиональных качеств

6. Компетенции в сфере телекоммуникаций 6.1. Умение ориентироваться в многообразии телекоммуникационных средств 6.2.Техническое владение различными средствами организации общения 6.3. Знание и понимание основ сетевого этикета 6.4. Умение вести дискуссию и поддерживать общение в заданном формате 6.5. Осознание учебных возможностей средств телекоммуникаций 6.6. Понимание специфики и возможностей различных способов общения (чат , форум)

Если говорить о предметных компетенциях, которые, например, актуальны на дистанционном курсе для умения рефлексировать, то это, на мой взгляд, следующие:

2.4. Умение рефлексировать 2.4.1. Появление интереса думать «по теме» 2.4.2.Наблюдение, анализ своих действий по целедостижению 2.4.3. Умение отслеживать изменения 2.4.4. Появление постоянных раздумий , сомнений 2.4.5. Умение по результатам дела выносить рекомендации самому себе 2.4.6.Способность к внутреннему диалогу, заключающемуся в ответах на заданные самому себе или другим

вопросы.

Кулешова Галина Михайловна,

сотрудник кафедры педагогики ЦДО «Эйдос»

К ключевым компетентностям относятся:
1.Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

2.Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

3.Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

4.Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

5.Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

6.Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

7.Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

8.Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Согласно программе внедрения компетентностно - ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.
1. Познавательная компетентность:
– учебные достижения;

– интеллектуальные задания;

– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;

– знание своих сильных и слабых сторон;

– способность к рефлексии;

– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;

– клиническое здоровье;

– физическое здоровье;

– уровень валеологических знаний.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности.
Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.