Главная страница


Протокол № от 2013г. «Согласовано» Заместитель директора по увр



Скачать 195.86 Kb.
НазваниеПротокол № от 2013г. «Согласовано» Заместитель директора по увр
Дата11.03.2016
Размер195.86 Kb.
ТипПротокол

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Хохольский лицей"

Хохольского муниципального района Воронежской области

«Расмотрено на заседании МО»

Руководитель МО

________________
________________
Протокол № ______

от

«___»________2013г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _________

______________________________________
Протокол № ______

от

«____»_________2013г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ «Хохольский лицей» ___________________

____________________
Приказ №________от «___»___________2013г.



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

проектно - исследовательской деятельности

по математике в 5 классе.
Проект «Математика вокруг нас».
Разработала:

Соболева И.И.,

учитель математики

МКОУ "Хохольский лицей"

2013-2014 учебный год

Общая характеристика учебного предмета

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.

  

Пояснительная записка

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание.

Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.

 Наряду с традиционными формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.

Цель, задачи и принципы программы

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области математики;

  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

  • учить применять математическую терминологию;

  • учить проектной деятельности;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

 Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта.

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • выполнение проекта, творческих работ;

  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.


Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа занятий предназначена, для обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Спецкурс рассчитан на 9 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 3 четверти учебного года.

Результаты освоения программы курса


 

Результаты

 

Формируемые умения

 

Средства формирования

 

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

Организация на уроке парно-групповой работы

 

Метапредметные результаты

 

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

  • сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с

  • поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем

  • плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве




познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета




 

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

  • числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

 

  • учитывать разные мнения интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников

  • с учетом целей коммуникации последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия














Формы и методы   организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,  самостоятельная работа.

Методы контроля:   презентация,  тестирование.

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;

  2. проектная деятельность;

  3. проблемное обучение;

  4. моделирующая деятельность;

  5. поисковая деятельность;

  6. информационно-коммуникационные технологии;

  7. здоровьесберегающие технологии;

Предлагаемый порядок действий:

  • Знакомство класса с темой.

  • Выбор подтем (областей знания).

  • Сбор информации.

  • Выбор проектов.

  • Работа над проектами.

  • Презентация проектов.

Творческими работами могут быть рисунок, открытка, викторина, КВНы, газета, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.

 

Содержание курса «Математика вокруг нас»

ТЕМА: «Знакомство с геометрией» (5 ч)

История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Площади фигур.

ТЕМА: «Дроби» (4 ч)

История дробей. История дробей. Действия с дробями. Решение задач.

Учебно-тематический план




п/п

Тема занятий

Дата

план

факт

1

История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения.

январь




2

Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла.




3

Треугольник. Египетский треугольник. Квадрат. Прямоугольник.




4

Площади фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур.

февраль




5

Проект «Мир геометрических фигур»




6

История дробей.




7

Дроби. Действия с дробями.




8

Решение задач.

март




9

Проект «Арифметические действия над обыкновенными дробями. Земля – наш общий дом»

 




 

Планируемые результаты реализации программы

Учащиеся научатся:

  • находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • создавать презентации;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

1.Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты 

 Регулятивные УУД:

1.Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

2.Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

3.Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

4.Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).

5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

6.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

7.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

Межпредметные связи на занятиях по математике:

  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.

  • с уроками экологии: развитие видение и понимание экологических проблем.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы

1. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 176с.

2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.

3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.

4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение, 1989.

5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с.

6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 688с.

 7. Электронные ресурсы на компакт – дисках:

Детская энциклопедия «Хочу все знать»

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Большая советская энциклопедия.
Обоснование причин несоблюдения графика календарно тематического планирования
 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________