|
Протокол № Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование» Средняя общеобразовательная школа №21
Принята Утверждаю
на педагогическом совете Директор ГОУ СОШ №21
«___» __________ 2009 г. __________ И.Ю. Резцова
Протокол № __________ Дополнительная
образовательная программа
дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Возраст учащихся 16 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель
Педагог дополнительного
образования
Бодарева М.Д.
Санкт-Петербург
2009 г.
Пояснительная записка.
В школьном курсе информатики вопросы программирования рассматриваются лишь в ознакомительном плане и на это выделяется недостаточное количество часов, как следствие – формальное восприятие учащимися основ современного программирования. Образовательная программа «Визуальное программирование» направлена на устранение данного пробела. Это особенно актуально в новом информационном обществе, где пользователей очень часто не устраивают возможности программ и им хочется адаптировать приложения для своих конкретных потребностей.
Знания, полученные при изучении образовательной программы «Визуальное программирование», учащиеся могут использовать для самостоятельного написания программ для пакета MS Office. Кроме этого в процессе обучения у учащихся формируются навыки программирования, представление о профессии программиста, механизм работы и устройство операционной системы Windows. Знания и умения, приобретенные в результате освоения программы «Визуальное программирование», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области объектно-ориентированного программирования, а также помогут учащимся в дальнейшем обучении в вузах и в профессиональной деятельности.
Информатика в настоящее время - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
В современных условиях образовательная деятельность в области информационно-коммуникационных технологий является чрезвычайно востребованной. Поэтому разработано достаточное число образовательных программ в данном направлении. Информатика отличается от большинства технических дисциплин своей практической направленностью и чрезвычайной изменчивостью предмета изучения, связанной с динамичным развитием аппаратных и программных средств. Эта изменчивость предмета влечет за собой постоянное обновление образовательных программ.
В связи с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий возрос интерес к программированию. В последнее время многие программы, в особенности объектно-ориентированные, реализуются как системы визуального программирования. Отличительной особенностью таких систем является мощная среда разработки программ из готовых «строительных блоков», позволяющая создать интерфейсную часть программного продукта в диалоговом режиме, практически без кодирования программных операций.
В наши дни весьма широкое признание получили системы визуального программирования: Visual C++, Delphi, Visual Basic, Visual Basic for Application. Однако, наряду с легкостью и изяществом создания простых приложений, системы визуального программирования по своей организации, структуре и используемым принципам – это системы, требующие глубоких профессиональных знаний для эффективного их использования.
В связи с этим, бытует мнение, что пользователю компьютера достаточно освоить некоторые популярные программы, такие как Windows, Word, Excel, Access, а программирование изучать необязательно, так как создание действительно сложных и качественных продуктов под силу только могучим компьютерным фирмам (Microsoft, 1С). Это конечно так, но чтобы лучше понимать компьютер, необходимо знать, как он мыслит, а программирование как раз и позволяет пользователю этому научиться. Кроме того, современная система визуального программирования Visual Basic позволяет создавать полноценные Windows-приложения со всеми графическими и символьными элементами и объектами, которыми можно манипулировать интерактивным образом в соответствии с некоторыми правилами, причем, иногда не прилагая больших усилий. Это не только полезное для зарядки ума, но и очень интересное занятие.
Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается освоить основы визуального программирования VB, которые позволят создавать сценарии на WWW-страницах, программировать работу с базами данных MS Access, презентациями MS PowerPoint, электронными таблицами Excel, документами Word и другие Windows приложения и уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут найти своё место в современном информационном мире.
Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, соревнования);
методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов соревнований и др.);
средствах обучения. Каждое рабочее место обучающегося должно быть оборудовано следующим образом: компьютер с установленным необходимым программным обеспечением. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных заданий, проверочных и обучающих тестов, разноуровневых заданий, занимательные задания, игровые задания.
В этом и состоит педагогическая целесообразность данной программы.
Цели курса:
Целью данной программы является создание условий для интеллектуального досуга детей, посредством вовлечения их в образовательную деятельность с использованием компьютерных технологий, а именно знакомство учащихся с современными технологиями визуального программирования и создание условий, при которых они смогут применить эти технологии при моделировании широкого спектра обучающих задач школьного курса. Задачи курса: Обучающие:
познакомить с назначениями и функциями визуального программирования;
пропедевтика навыков визуального программирования;
изучить основные принципы визуального программирования;
освоить инструментарий современной объектно-визуальной среды;
сформировать практические навыки работы с интегрированной средой программирования Visual Basic;
научить свободно ориентироваться в многоуровневой среде VB при создании программ;
формировать представления о визуальной среде программирования как о многоцелевом и универсальном инструменте познания окружающего мира;
освоить специальную терминологию;
развивать навыки компьютерной грамотности.
Развивающие:
развивать логическое мышление, умение планировать и предугадывать возможные нестандартные ситуации, возникающие в процессе создания программ;
развивать креативность и творческое мышление, воображение школьников;
формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
формировать умения поиска, сбора, анализа, организации представления, передачи информации в открытом информационном обществе и всей окружающей реальности;
развивать ассоциативную возможность мышления;
сформировать системный подход (рассмотрение сложных объектов в виде набора более простых составляющих частей и связей между ними);
формировать умения проектирования на основе информационного моделирования объектов и процессов;
формировать умения решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей деятельности.
Воспитательные:
воспитание культуры программирования;
воспитание усидчивости, целеустремленности, умения добиваться поставленных задач;
формирование умения планировать свою деятельность, критически оценивать результаты своей работы, готовности исправлять свои ошибки;
вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
воспитание у учащихся стремления к овладению техникой визуального программирования;
воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является тот факт, что, программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Образовательная программа «Визуальное программирование» является расширением предмета «Основы программирования». Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 16 лет. Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий: Важным условием реализации вышеназванных задач является метод учебно-исследовательских проектов, основанный на исследовательской деятельности обучающихся.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Технологии и формы обучения:
теоретические занятия;
учебно-исследовательские проекты;
свободное творчество.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 2 часа (итого 2 часа в неделю, 72 часа в год). Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Учащиеся должны знать:
возможности визуального программирования;
основные отличия визуального программирования от традиционного;
основные приемы написания программ-приложений;
требования к написанию и оформлению программ-приложений;
методы и приемы обработки основных событий в VB;
Учащиеся должны уметь:
грамотно формулировать задачи в терминах языка визуального программирования VB;
настраивать окружение интегрированной среды в соответствии с решаемой задачей;
создавать проекты в среде VB;
правильно интерпретировать получаемые результаты в ходе тестирования и отладки программ;
пользоваться готовыми компонентами для разработки приложений.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных практических заданий и контрольных работ. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Учебно-тематический план.
№
п/п
| Разделы
| Количество часов
| Всего
| Теоретич.
| Практич.
| 1
| Вводное занятие
| 1
| 1
| --
| 2
| Основы, принципы визуального программирования.
| 3
| 3
| --
| 3
| Язык Visual Basic и его возможности.
| 2
| 2
| 1
| 4
| Создание и сохранение программ.
| 2
| 1
| 1
| 5
| Типы данных, переменные и константы.
| 4
| 2
| 2
| 6
| Операции и выражения.
| 6
| 3
| 3
| 7
| Управляющие операторы.
| 15
| 7
| 8
| 8
| Процедуры и функции.
| 10
| 5
| 5
| 9
| Объекты и коллекции.
| 5
| 2
| 3
| 10
| Встроенные функции.
| 5
| 2
| 3
| 11
| Экранные формы и их элементы.
| 5
| 2
| 3
| 12
| Применение графических компонентов для создания изображений.
| 7
| 1
| 6
| 13
| Анимация.
| 8
| 2
| 6
| 14
| Итоговое занятие
| 1
| 1
|
|
| Всего
| 72
| 32
| 40
|
Содержание программы дополнительного образования детей Содержательные линии. В курсе дополнительной образовательной программы «Визуальное программирование» рассматриваются:
Особенности и возможности визуального программирования;
Многообразие среды разработки проекта;
Основы программирования.
Для создания проектов используется программа Visual Basic.
Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и вычислительной техники. Цель содержание и особенности курса. Краткий обзор современных систем программирования, информационных систем и технологий.
2. Основы, принципы визуального программирования.
Теория: Общая характеристика визуальных систем программирования. Принципы. Структура проекта.
3. Язык Visual Basic и его возможности.
Теория: Язык VB. Объектная структура языка VB. Графические возможности VB, работа с локальными базами данных.
Практические занятия: Среда: главное окно, окно формы, окно инспектора объектов, окно кода программы. Формы: добавление новой формы, разновидности форм, свойства и события. Компоненты: понятие, виды, размещение на форме, правила задания свойств, общие свойства. События и их обработчики.
4. Создание и сохранение программ
Теория: Понятие о программе. Принцип построения программы.
Практические занятия: Создание, выполнение и сохранение программ. Обработка ошибок.
5. Типы данных, переменные и константы.
Теория: Числовые данные. Булевы значения. Тип Date. Текстовые данные. Тип Variant. Переменные. Объявления переменных. Массивы. Константы. Типы данных, определяемые пользователем. Комментарии.
Практические занятия: Создание простейших программ.
6. Операции и выражения.
Теория: Выражения в языке VB. Совместимость типов данных. Оператор присваивания. Арифметические операторы. Логические операторы. Операторы сравнения. Строковые операторы. Приоритеты выполнения операций.
Практические занятия: Создание программ с использованием выражений, оператора присваивания, сравнения, логических и строковых операторов.
7. Управляющие операторы.
Теория: Оператор безусловного перехода goto. Оператор условного перехода if...then. Оператор множественного выбора Select...Case. Операторы циклов: for...next, for each...next и do...loop.
Практические занятия: Создание программ с использованием управляющих операторов.
8. Процедуры и функции.
Теория: Основные понятия о процедурах VB. Аргументы процедур. Выполнение процедур. Функции языка VB. Вызовы процедур и функций.
Практические занятия: Создание программ с использованием процедур и функций.
9. Объекты и коллекции.
Теория: Понятие об объекте. Свойства и методы объектов. Коллекции и контейнеры. События и обработка событий. Понятие о классах. Иерархия объектов. Создание и идентификация объектов.
Практические занятия: Работа с объектами в программе. Использование конструкции with...end with для работы с объектами. Окно Object Browser.
10. Встроенные функции VB.
Теория: Математические функции. Функции преобразования данных. Функции проверки типов. Функции даты и времени. Строковые функции. Финансовые и другие функции.
Практические занятия: Создание программ с использованием встроенных функций VB.
11. Экранные формы и их элементы.
Теория: Формы пользователя. Элементы управления в формах. Свойства элементов управления. Надпись. Поле ввода. Поле со списком. Список. Флажок. Переключатель. Рамка. Кнопка. Набор страниц. Набор вкладок. Полоса прокрутки. Счетчик. Рисунок. Общие свойства, методы и события элементов управления.
Практические занятия: Проектирование и создание форм. Работа над проектом
12. Применение графических компонентов для создания изображений.
Теория: Технология вывода графики, рисование элементарных фигур, задание параметров изображений, создание графиков функций.
Практические занятия: Вывод изображения на форму, вывод стандартных иллюстраций, диаграмм и графиков функций. Работа над проектом.
13. Анимация.
Теория: Создание анимации.
Практические занятия: Работа над проектом.
Итоговое занятие
Подведение итогов образовательной программы, творческий отчёт. Выставка творческих проектов учащихся.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№
| Тема программы
| Форма
организации
занятия
| Методы,
приёмы
| Дидактический
материал, техническое оснащение, использование материала
| Формы
подведения итогов
| 1
| Вводное занятие | Инструктаж
| Словесный
Наглядный
| Тренировочные упражнения, индивидуальные карточки, тексты контрольных заданий, проверочные и обучающие тесты, разноуровневые задания, мультимедийные презентации, видеофильмы.
ПК 13 шт.
Принтер лазерный 1 шт.
Сканер 1 шт.
Операционная система "Windows ХР" ("Windows Vista").
Программа Visual Basic.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
|
| 2
| Основы, принципы визуального программирования.
| Лекция
Контроль
| Словесный
Наглядный
| Тестирование
| 3
| Язык Visual Basic и его возможности.
| Лекция
Лабораторная работа
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Тестирование
| 4
| Создание и сохранение программ.
| Лекция
Лабораторная работа
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Тестирование
| 5
| Типы данных, переменные и константы.
| Лекция
Лабораторная работа
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Контрольная
| 6
| Операции и выражения.
| Лекция
Лабораторная работа
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Контрольная
| 7
| Управляющие операторы.
| Лекция
Лабораторная работа
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Контрольная
| 8
| Процедуры и
функции.
| Лекция
Лабораторная работа
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Контрольная
| 9
| Объекты и коллекции.
| Лекция
Лабораторная работа
Индивидуальный
практикум
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Зачёт
| 10
| Встроенные функции.
| Лекция
Лабораторная работа
Индивидуальный
практикум
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Зачёт
| 11
| Экранные формы и их элементы.
| Лекция
Лабораторная работа
Индивидуальный
практикум
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Тест
| 12
| Применение графических компонентов для создания изображений.
| Лекция
Лабораторная работа
Индивидуальный
практикум
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Защита
проекта
| 13
| Анимация.
| Лекция
Лабораторная работа
Индивидуальный
практикум
Контроль
| Словесный
Наглядный
Практический
| Защита
проекта
| 14
| Итоговое занятие
| Контроль
| Практический
| Творческое задание
|
Список использованной литературы. «Занимательное программирование VisualBasic». / Под ред. С. Симоновича и Т. Евсеева. – Москва: «АСТ-Пресс Книга», 2001. – 320с.: ил.
Visual Basic 6.0: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Литвиненко. – Москва: «Горячая линия-Телеком», 2001. - 140 с.: ил.
Программирование на Visual Basic 6. Учебное пособие. Часть 1. / Под ред. Н. Г. Волченков. – Москва: «Инфра», 2000. – 286 с.: ил.
Алгоритмизация и языки программирования: Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Аляев, О.А. Козлов.- 320 стр. 2002
Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008. –176с.:ил.
Для педагогов дополнительного образования
«Занимательное программирование VisualBasic». / Под ред. С. Симоновича и Т. Евсеева. – Москва: «АСТ-Пресс Книга», 2001. – 320с.: ил.
VisualBasic.NET / Под ред. В. Пономарева. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 304с.: ил.
Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008. –176с.: ил.
Информология. Информатика. Образование / Под ред. В.А. Извозчикова. – СПб.: КАРО, 2004. – 304с.: ил.
Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». 2003-2005 г.г.
Visual Basic 6.0: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Литвиненко. – Москва: «Горячая линия-Телеком», 2001. - 140 с.: ил.
Программирование на Visual Basic 6. Учебное пособие. Часть 1. / Под ред. Н. Г. Волченков. – Москва: «Инфра», 2000. – 286 с.: ил.
Алгоритмизация и языки программирования: Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Аляев, О.А. Козлов.- 320 стр. 2002
|
|
|