Главная страница


Исследовательская деятельность как один из способов развития одаренности у детей



Скачать 59.21 Kb.
НазваниеИсследовательская деятельность как один из способов развития одаренности у детей
Дата28.02.2016
Размер59.21 Kb.
ТипДокументы

Желанова Ирина Валерьевна, учитель математики,

МБОУ «СОШ №42», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра.

Исследовательская деятельность как один из способов развития одаренности у детей



В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Одним из способов решения данных проблем является исследовательская деятельность учащихся. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.

Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, освоению различных методов.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование.

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода.

Исследовательская деятельность включает в себя учебное исследование и научно-исследовательскую деятельность во внеурочное время.

На уроке перед обучающимися ставятся учебные исследовательские задачи с заранее неизвестным решением, направленные на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира; предполагается проведение нетрадиционных уроков и домашнее задание поискового характера.

Основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы (дискуссии, практикумы, семинары).

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.

Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.

Кроме исследовательской работы на уроках возможна самостоятельная исследовательская работа учащихся, виды которой разнообразны (реферирование, проектная работа и другое). Выполнение детьми самостоятельных исследований дает возможность выявить их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации научного исследования. Наиболее эффективными формами в этом случае выступают факультативные занятия, работа предметного кружка, участие в олимпиадах, участие в ученических научных конференциях разного уровня, конкурсах, публикация материалов ученических исследований, участие в работе НОУ. В результате работы над данной проблемой разработан и внедряется в практику спецкурс «Основы исследовательской деятельности», целью которого является оказание методической поддержки обучающимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Процесс реализации творческих идей достаточно длительный и требует особой организации, планирования и управления. Применительно к исследовательской работе этот процесс можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать свои задачи. Исходя из практического опыта деятельности в этом направлении выделено несколько этапов.

1-й этап – выявление учеников, желающих работать над исследовательскими темами и проектами. На этом этапе важно, не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь ребенку решиться на новую и неизвестную для него работу, дать понять ему, что рядом с ним будет надежный наставник, способный оказать помощь в проведении исследования.

2-й этап – выбор и утверждение тем исследований. Очень важно, чтобы тема предполагаемого исследования была понятна и интересна учащемуся. Учащийся с первых шагов должен понять конкретную значимость своего исследования.

3-й этап – включение учащегося в деятельность НОУ школы. Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.

4-й этап – промежуточный контроль за выполнением исследовательской работы учащегося. Данный этап связан с представлением собранного материала.

6-й этап – оформление и предварительное представление результатов исследовательской деятельности. На этом этапе учащиеся выступают со своими работами в своих классах, на секционных заседаниях НОУ, перед родителями. Работы, признанные лучшими в каждой секции, выносятся на научно-исследовательскую конференцию.

7-й этап – публичное представление собственных результатов.

Итоговым мероприятием исследовательской деятельности учащихся является школьная учебно-исследовательская конференция. На это мероприятие приглашаются учащиеся школы, представители Попечительского совета, родители и т.д.

8-й этап – рефлексивно-аналитический. На заключительных заседаниях секций НОУ, учебно-методических объединений, научно-методического совета школы подводятся итоги исследовательской деятельности учащихся, отбираются материалы для участия в городских научно-практических конференциях, публикаций в сборниках исследовательских работ учащихся.

Опыт показывает, что только четкая организация самого процесса, умелая координация работ на всех этапах, наличие коллектива учителей и учеников, увлеченных общей идеей сотворчества, практической значимости выполняемой работы для всех ее участников, позволяет добиваться хороших, стабильных результатов по повышению качества образования.

Бесспорно, организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей с признаками одаренности. Необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим.

Ценность данной технологии в том, что она помогает учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность, креативность; развивает исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Белов А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в области математики// Внешкольник.1997. № 7-8.

  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.

  3. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  4. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- № 1-2.- C. 132-137.

  5. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

  7. Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4.

  8. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.

  9. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

  10. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. № 5.