Главная страница


Особенности интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста



Скачать 92.16 Kb.
НазваниеОсобенности интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста
Дата14.03.2016
Размер92.16 Kb.
ТипДокументы

Особенности интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста.

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.

Математический занимательный материал является традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Д.А.Колонца, Г.А.Виноградов и др. заботясь о просвящении, образовании и воспитании призывали повсеместно собирать и описывать развивающие игры, чтобы донести до потомков их национальный колорит обычаев, оригинальности самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Математический занимательный материал является неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического и умственного воспитания дошкольников. У детей формируется устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию весь народный занимательный материал выразителен и доступен ребенку. Материал вызывает активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитание ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительность и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.

В занимательном материале много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, то сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивы и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественной прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний в процессе использования занимательного математического материала как две стороны единого обучения, в ходе которого происходит обобщение полученных знаний, раскрываются новые существенные отношения и связи, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях. Отечественные педагоги и психологи характеризуют занимательный математический материал «как форму практического познания логических связей, счетно-измерительных умений, навыков, как способ перехода от незнания к знанию»

Занимательный математический материал содержит необходимые условия для овладения образными формами опосредования. В процессе использования такого материала при специальном педагогическом руководстве происходит повышение уровня когнитивного развития дошкольников, значительные продвижения не только в овладении математической, но и в решении широкого круга дидактических задач, в том числе и творческого характера. Благодаря использованию в занимательном математическом материале условно-символических наглядных моделей, отражающих взаимосвязь явлений окружающего мира, отношение между содержанием и объемом понятий дошкольники овладевают обобщенным способом действий и применяют его при решении разных типов познавательных задач. При этом, любой новый факт, с которым знакомится ребенок в процессе изучения занимательного математического материала, не просто им запоминается и принимается, а анализируется с точки зрения места этого предмета (факта, явления) в системе представлений, выделяются и характеризуются наиболее существенные его стороны. В процессе использования в образовательном процессе детского сада занимательного математического материала у старших дошкольников развиваются следующие способности:

1. умение самостоятельно анализировать ситуацию;

2. умение менять свою точку зрения при решении наглядных задач и задач в словесной форме;

3. развитие замыслов.

Эти способности, по мнению Р.Грин и В.Лаксон, «формируют и стимулируют дальнейшее развитие интеллектуальной сферы дошкольников».

Л.С.Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение и игра как необходимый путь «присвоение» ребенком общечеловеческого опыта. При этом он подчеркивал, что обучение должно ориентироваться не на уже созревшие, а на созревающие функции, на «зону деятельности самого ребенка». Именно в практической деятельности ребенок овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные интеллектуальные, практически задачи. В этом случае «занимательный математический материал является необходимым видом деятельности, овладение которым позволяет успешно развивать интеллектуальную сферу дошкольников».

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию интеллектуальных умений детей. «Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-штуки, ребусы, игры, головоломки, логические задачи. Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления, памяти, логике, как способу решения задачи головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задачах существенных признаков» [121, с. 29].

Память является базовой основой для решения задач занимательной математики, повышение уровня сложности таких задач требует от дошкольника, для ее решения, произвольности памяти. «В процессе решения целого ряда занимательных математических задач, игр у дошкольников появляется сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание. Прием действия дошкольников имеют разный характер. Большинство детей старшего дошкольного возраста решают задачу в уме, этому сопутствует разносторонний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий претерпев изменение: дети переходят от практических к мыслительным пробам. Результатом поиска решения, как правило, является догадка, представляет собой нахождение пути решения. Появления догадки, говорит Е.В.Карпова, свидетельствует о развитии у дошкольников таких качеств умственной деятельности, «как смекалка и сообразительность».

Смекалка – это особый вид проявления творчества, нахождения способа решения. Она выражается в результате анализа, установления связи, аналогий, выводов, умозаключений. «О правлениях сообразительности свидетельствует умение ребенка обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых, решающий задачу ребенок приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниям».

Проявление детьми смекалки и сообразительности при решении задач возрастает по мере овладевания ими определенными схемами анализа, переноса усвоенных общих признаков, способов решения простых задач на более сложные задачи-головоломки.

Обучение решению занимательных математических задач способствует развитию самостоятельности, стимулирует рост интеллектуальных умений. Дошкольник, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики, проявляет смекалку, сообразительность, что помогает ему найти правильный ответ.

При выполнении любого вида задания внимание дошкольников обычно направлено на конечную цель, не результат деятельности, в меньшей степени – на способ ее выполнения. Это объясняется, с одной стороны. Возрастными особенностями психики детей, с другой – несформированностью учебной деятельности. Развивающие игры содержат в себе ряд дидактических целей, во-первых, это развивающее обучение, которое предполагает через усвоение занимательного материала, развитие умственной, познавательной активности. Занимательный математический материал в виде задач-головоломок, игр, шуток, упражнений, логических задач и примеров содержит в себе конкретную цель, постепенность и полноту приобретения знаний в процессе их решения, каждый раз дошкольник узнает что-то новое и приобретает умения и навыки, позволяющие решать задачи более высокого уровня. Полученные знания являются также средством общего развития, в частности активизации мышления, памяти, внимания – что ведет за собой развитие умений обобщать, рассуждать, анализировать и т.д. Дидактика математического материала предполагает, что один и тот же материал дети получают в разных вариантах, так чтобы они могли понять, усвоить, а затем активно реализовать воспринятое.

Во-вторых, развивающие игры содержат в себе наглядность, как метод усвоения способа действия. Наглядность в занимательном материале позволяет развивать наглядно-образное мышление дошкольника, а частичная наглядность стимулирует рост уровня памяти ребенка и словесно-логическое мышление.

В-третьих, занимательные игры тесно связаны с принципом сознательности и активности. Сознательно ребенок усваивает знания, когда решает задачи-головоломки, ребусы, логические упражнения. Особенно ярко это проявляется при развитии математических представлений, которые формируются на основе действий со множествами.

В процессе логических игр и задач дети учатся производить анализ, а затем на его основе синтез, они легко овладевают способностью обобщения, то есть выделять существенные признаки и свойства наблюдаемого. Пространственные, количественные, временные представления, возможно, формировать только на базе осознаваемости и активности учебного процесса, следовательно, дети, в процессе решения логических задач и упражнений максимально развивают внимание, без которого овладеть способом решения занимательного математического материала невозможно.

Для успешного решения головоломок у дошкольников должно быть сформировано представление о форме геометрических фигур, об их основных свойствах (равенстве и неравенстве сторон ), составных элементах (сторонах, вершинах, углах).

Головоломки, как их определяет А.А.Столяр, относятся к нестандартному математическому материалу, их нельзя решить на основе усвоенного способа решения. Они предназначены для развития у детей сообразительности. «Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от уровня развития интеллектуальных способностей детей».

В процессе освоения дошкольниками занимательного математического материала выделяют три последовательных этапа в развитии поисковых действий, стимулирующих развитие интеллектуальной сферы детей. На первом этапе формируется умение воспринимать задачу (что сделать), в результате практических поисков приходить к решению (например, составить, видоизменить фигуру), видеть и называть получившиеся геометричиские фигуры, (такие как круг, квадрат, треугольник), понимать значение слова «общая», «присоединил», говоря о способе составления. Для этого используются задачи на составление фигур, на элементарное видоизменение фигур. В таком случае педагог предварительно предлагает дошкольникам подумать и наметить возможное построение, преобразование, обучая детей частичному планированию поиска в уме. На втором этапе обучения можно научить детей осуществлять осознанные практические действия, отбрасывать способы, не приводящие к правильному решению, не бояться необычных подходов. Так воспитывается гибкость, подвижность мышления, произвольное восприятие.

На втором этапе освоения дошкольниками занимательного математического материала ставятся такие цели, как: учить детей рациональному способу решения задач, то есть преобразованию. Постепенно способ решения задач путем проб и ошибок должен быть заменен более эффективным, основанным на предварительном обдумывании: выдвижении предположения.

На этом этапе педагог иначе руководит процессом решения. Если при решении логических задач и упражнений на первом этапе поощрялись пробные ориентировочные действия ребенка, то теперь он предлагает проанализировать задачу. Высказать предположение, прежде чем из которых составлена задача, самостоятельном выделении необходимых преобразований.

Необходимо так организовать руководство процессом поиске решения, чтобы при анализе задачи ребенок пришел к идее решения и высказал ее. Если решение ошибочно, он должен убедиться в этом и искать новый путь.

Для развития творческой мыслительной деятельности необходимо учить детей догадываться о решении. Это возможно при накопленном опыте и глубоком понимании задачи. Овладевая рациональным способом решения нестандартных задач и упражнений, математическими играми, дети приходят к правильному решению по представляемым изменениям – без практического действия. Это развивает у них, как пишет Т.К.Жикалкина, «творческое воображение, способность реализовать задуманное» [40, с. 58].

Овладение детьми способами решения логических задач, упражнений, составление фигур-силуэтов по образцам способствует развитию пространственного представления – умение вызывать в памяти образы ранее воспринимаемых предметов, пространственного воображения – способность создания нового образа, пространственного мышления – умение мысленно оперировать имеющимися образами. «Освоение занимательного математического материала, считает Е.В. Сербина, формирует мыслительную деятельность детей – умение анализировать обобщать, рассуждать.