Главная страница

сад коммунарка жизненная уверенность. Все мы когда-то были детьми. Помочь ребенку не потерять детство, но при этом правильно подготовиться к современным и будущим требованиям успешной жизни – вот совместная задача родителей и детского садика нового поколения.

Арнаутова Людмила Викторовна, Учитель-дефектолог мбдоу детский сад №20 «Дельфин»



Скачать 38.72 Kb.
НазваниеАрнаутова Людмила Викторовна, Учитель-дефектолог мбдоу детский сад №20 «Дельфин»
Дата17.08.2016
Размер38.72 Kb.
ТипДокументы


Арнаутова Людмила Викторовна,

Учитель-дефектолог МБДОУ Детский сад №20 «Дельфин»

г.Саяногорск

Коррекция личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства.
В последние годы проблеме коррекции отклоняющегося развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства уделяется большое внимание. Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Искусство создает целостную картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств, доступных каждому ребенку. Изображая что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать.

Большую роль изобразительное искусство может сыграть в воспитании личности ребенка с проблемами в развитии. Изодеятельность для детей- знакомое, доступное действие. Поэтому на его основе можно сформировать многие необходимые личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение; сформировать положительную «Я- концепцию».Это бесспорный, доказанный наукой факт. На нем основано лечение средствами изобразительной деятельности- арттерапия.

В арттерапии важен не столько результат, сколько сама деятельность- творческий процесс, который укрепляет сознание творца и раскрывает его внутренний мир. Качество или завершенность результатов изодеятельности дошкольника при этом особой роли не играют.

Для коррекции личностной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья мы определили следующие проблемы:

  • Трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;

  • Эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества;

  • Наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;

  • Повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

  • Негативная «Я- концепция», заниженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Мы рассматриваем продукты изодеятельности как проекцию личности ребенка к миру, его отношение к окружающему. Применяя арттерапевтические методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы ставим перед собой решение следующих задач:

  • Развитие умения владеть собой

  • Устранение коммуникационных барьеров

  • Объяснение ситуативных изменений в поведении ребенка

  • Эмоциональное развитие ребенка

  • Устранение неврозов и страхов

  • Развитие творческого потенциала

  • Развитие чувства уверенности в себе

Важнейшим фактором успешного применения арттерапевтических методик в коррекционной работе с детьми является правильность выбора изобразительной деятельности. Мы определили основные виды деятельности в детском саду- рисование, аппликация и лепка.

Средствами коррекционно-развивающего обучения мы определили:

-рисование с использованием различных материалов (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, фломастеры, мел);

-лепка (пластилин, соленое тесто, глина);

-аппликация (бумага, ткань, природный материал).

Определили технологии изобразительной деятельности:

-рисование по точкам,

-волшебные пятна (кляксография),

-рисование на обоях, на асфальте, на стекле,

-пластилиновая живопись,

-графическая музыка (рисование под музыку),

-печатки, трафареты, раскраски,

-экспериментирование с материалами,

-работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием природного материала,

-работа с бумагой (различной текстуры), тканью, природным материалом

-коллажи с разными материалами.

Применяем следующие типы заданий и упражнений.

  • Предметно-тематический тип (изображение человека и его отношения с предметным миром и окружающими людьми- «Моя семья», «Что я люблю»;

  • Образно-символический тип (изображение образов «добро», «зло»;эмоциональных состояний и чувств «радость», «обида»);

  • На развитие образного восприятия, воображения и символической функции (рисование по точкам, кляксография, музыкальная графика);

  • Стимулирование познавательной потребности (эксперименты с материалами изобразительной деятельности- уменьшение напряженности, повышение уверенности в себе, формирование чувства личной безопасности);

  • Совместное творчество (решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками).

Таким образом, коррекционная значимость арттерапевтических методик в работе с детьми проявляется в следующем:

-Предоставление ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, которые объективируют в себе чувства и переживания ребенка- выражают отношение к миру, проецируют личность ребенка.

-Последовательное развитие аффекта и изменение его психологического содержания- от негативной реакции к формированию позитивного отношения к ситуации

-Повышение самооценки ребенка и степени его самопринятия- через положительное отношение окружающих к результатам деятельности ребенка.
Литература.

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова.-М.: Академия,2001.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия./ Сост.Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова.-М.:Гном ,2001.

3. Копытин А.И. Основы арттерапии.- СПб,1999.

4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций.- Ярославль: Академия развития,2000.