Главная страница


Методические рекомендации для учите-ля. Цели элективного курса: развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения



Скачать 144.08 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учите-ля. Цели элективного курса: развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения
Дата15.02.2016
Размер144.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации


«Утверждаю» ____________ директор МКОУ Бутурлиновская СОШ №1

Зубков А.А.

Календарно-тематическое планирование
элективного курса по химии
«За страницами учебника»

для обучающихся 11б класса

на 2013-2014 уч. год


Учитель: Искра О.Ю.


2013 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса и методические рекомендации для обу-чающихся 11 класса составлена на основе авторской программы старшего преподава-теля кафедры естественно-математического образования ГОУ ДПО БелРИПКППС Карпухиной М.В. и учителя химии школы-лицея №25, доцента кафедры общей, неор-ганической и аналитической химии БелГУ Колчановой Л.В.. Рецензенты: Глухарева Н.А., к.х.н., доцент кафедры органической химии БелГУ и Петрюк Л.Ф., учитель химии высшей категории МОУ «Лицей № 10, победитель ПНПО «Образование».

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В качестве учебно-методического комплекса при организации занятий курса «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» можно использовать пособие по химии для поступающих в вузы под ред. Хомченко Г.П., и учебно-тренировочные материалы под ред. Кузьменко Н.Е. Вышеуказанные материалы рас-крывают наиболее сложные вопросы школьного курса химии, содержат комплекс тре-нировочных упражнений по сложным темам и методические рекомендации для учите-ля.

Цели элективного курса:

- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;

- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;

- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;

- обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;

- систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче едино-го государственного экзамена по химии;

- подготовка школьников к районным и областным олимпиадам по химии.

Задачи элективного курса:

- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;

- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;

- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;

- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

- развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинар-ским занятиям и выполнения коллоквиумов.
Требования к уровню подготовки выпускников по результатам освоения программы элективного курса «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ»
Знать/Понимать:
Важнейшие химические понятия

- выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

- выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химиче-ские понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;

- принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

- гомологи, изомеры;

- химические реакции в органической химии.
Основные законы и теории химии:

- применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;

- понимать границы применимости указанных химических теорий;

- понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и ис-пользовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Важнейшие вещества и материалы

- классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам;

- объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;

характеризовать практическое значение данного вещества;

- объяснять общие способы и принципы получения наиболее важ-ных веществ.
Уметь:

Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Определять/классифицировать:

- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;

- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической ре-шетки;

- пространственное строение молекул;

- характер среды водных растворов веществ;

- окислитель и восстановитель;

- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;

- гомологи и изомеры;

- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).
Характеризовать:
- s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- общие химические свойства простых веществ – металлов и неме-таллов;

- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

- строение и химические свойства изученных органических соединений.
Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);

- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

- сущность изученных видов химических реакций (электролитиче-ской диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;

- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Решать задачи:

- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количе-ству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции ве-ществ;

- расчеты: теплового эффекта реакции;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов ре-акции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- нахождение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;

- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).
Календарно-тематическое планирование учебного материала


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену

1




2.

Химический элемент и химическая связь

1




3.

Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь»

1




4.

Химическая кинетика

1




5.

Решение задач по теме: «Химическая кинетика»

1




6.

Теория электролитической диссоциации

1




7.

Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации»

1




8.

Окислительно-восстановительные реакции

1




9.

Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

1




10.

Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений

1




11.

Решение задач по теме: «Щелочные и щелочнозе-мельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения»

1




12.

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород)

1




13.

Решение задач по теме: «Галогены»

1




14.

Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород»

1




15.

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода)

1




16.

Решение задач по теме: «Подгруппа азота»

1




17.

Решение задач по теме: «Подгруппа углерода»

1




18.

Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений

1




19.

Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений»

1




20.

Теория строения органических соединений. Изомерия

1




21.

Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, диены

1




22.

Решение задач по теме: «Предельные углеводороды»

1




23.

Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды»

1




24.

Ароматические углеводороды

1




25.

Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот)

1




26.

Решение задач

1




27.

Решение задач повышенной трудности

1




28.

Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества

1




29.

Решение задач

1




30.

Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок

1




31.

Обобщение материала по теме школьного курса «Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок

1




32.

Обобщение материала по теме школьного курса «Органическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок

1




33.

Итоговый контроль в форме ЕГЭ

1




34.

Коррекция ЗУН и работа над ошибками.

1





Формы контроля:

  • классные и домашние контрольные работы

  • самостоятельные работы;

  • зачеты;

  • защита авторских задач.

Методика диагностики знаний и умений учащихся.

Каждое знание и умение оценивается в баллах: 2 – высокий уровень сформированности (знаю, владею в полном объеме); 1 – средний (знаю, владею с помощью преподавателей, одноклассников, учебника); 0 – низкий (не владею знаниями, умениями).

Количественная оценка вычисляется по формуле:

К = сумма баллов/(количество отметок 4).

Полученный коэффициент соотносится с качественной характеристикой (см. таблицу)



Характеристика уровня сформированности знаний и умений

Качественные

Количественные

Оптимальный

0,41 – 0,5

Допустимый

0,3 – 0,4

Критический

0,2 – 0,29

Низкий

Ниже 0,2



Литература.


Нормативная база элективного курса

1) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

2) Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

4) Спецификация экзаменационной работы по химии единого госу-дарственного экзамена 2010 год.

5) Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 год.
Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)

1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.).

2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.

3. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.

4. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.

5. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.

6. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.

7. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.

8. Единый государственный экзамен: Химия: 2003 – 2004: кон-трол. измерит. материалы/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко и др.; под ред. Г.С.Ковалевой; Министерство образования РФ – М.: Просвещение, 2004. Объем 16 п.л.

9. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. 2004: Химия/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев; Министерство образования РФ – М.: Интеллект-Центр, 2004. Объем 10 п.л.

3. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,5 п.л

10. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,2 п.л.

11. А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства об-разования РФ – М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 0,7 п.л.

12. А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Единый государственный экзамен: содержание и основные результаты. – Химия в школе № 1/2004, с. 14-20.

13. А.С.Корощенко. О подготовке к единому государственному экзамену. - Химия в школе № 7/2004, с. 34-44.

14. Результаты единого государственного экзамена 2004 г.: Хи-мия/ Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина (руководитель), А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. – В кн. Результаты единого государственного экзамена (июнь 2004 г.) Аналитический отчет: Министерство образования и науки РФ, Государственная служба по надзору в сфере образования и науки, ФИПИ – М.: 2004. Объем 2 п.л.
Литература для учащихся (на правах УМК для элективного курса)

1. Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 10-11 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009

2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 (и все последующие издания).

3. Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.

4. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.

5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
Дополнительная литература для самообразования учителя (подго-товки школьникам к олимпиадам и конкурсам)

1. Введение в химию окружающей среды. Андруз Дж. и др. (1999, 271с.)

2. Задачи по органической химии с решениями. Курц А.Л. и др. (2004, 264с.)

3. Краткий справочник по химии. Под ред. Куриленко О.Д. (1974, 992с.)

4. Краткий химический справочник. Рабинович В.А., Хавин З.Я. (1991, 432с.)

5. Курс общей химии. Мингулина Э.И., Масленникова Г.Н., Ко-ровин Н.В. (1990, 446с.)

6. Механизмы реакций в органической химии. Сайкс П. (1991, 448с.)

7. Начала органической химии. В 2 книгах. Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. (1969, 664с.; 1970, 824с.)

Начала современной химии. Рэмсден Э.Н. (1989, 784с.)

8. Общая и неорганическая химия. (Учебник) Ахметов Н.С. (2001, 4-е изд., 743с.)

9. Общая и неорганическая химия. (Учебник) Угай Я.А. (1997, 527с.)

10. Общая химия. Глинка Н.Л. (1985, 702с.)

11. Общая химия в формулах, определениях, схемах. Шиманович И.Е. и др. (1996, 528с.)

12. Органическая химия. Моррисон Р., Бойд Р. (1974, 1132с.)

13. Органическая химия. (Учебник) Нейланд О.Я. (1990, 751с.)

14. Органическая химия. Углубленный курс. В 2 т. Физер Л., Фи-зер М. (1966, 680с., 784с.)

15. Основные законы химии. В 2 томах. Дикерсон Р., Грей Г., Хейт Дж. (1982, 652с., 620с.)

Список полезных интернет-ресурсов

https://rsr-olymp.ru/ - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников (нормативные документы, дистанционные олимпиады, анализ результатов и рекомендации).

https://chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г.

https://olimp.distant.ru/ – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии и Международная дистанционная олимпиада школьников по химии "Интер-Химик-Юниор".

https://eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийский дистанци-онный эвристические олимпиады по химии (положение, рекомендации, методические материалы).

https://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Ежегодный Турнир имени Ломоносами (творческая олимпиада для школьников, конкурсы, се-минары).

https://step-into-the-future.ru/ программа «Шаг в будущее (вы-ставки, семинары, конференции, форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ);

https://iteach.ru - программа Intel – «Обучение для будущего» (технология проектного обучения, создание школьных учебных про-ектов, методические особенности организации проектной деятельности, конкурсы и тренинги).

https://it-n.ru/ - сетевое сообщество учителей химии «Химоза» и сообщество учителей-исследователей «НОУ-ХАУ» (интересные материалы, конкурсы, форумы, методические рекомендации по организации исследовательской деятельности).

https://alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор (сайт будет полезен как для учеников, так и для учителей). .

https://dnttm.ru/ – Дом научно-технического творчества молодежи г. Москва (on-line конференции, тренинги, обучения для творческих ребят по физике и химии)

https://redu.ru/ – Цент развития исследовательской деятель-ности учащихся (подготовка исследовательских проектов, методические рекомендации для учителя, конкурсы, мероприятия для школьников on-line).

https://chemistry-chemists.com/ – «Химия и Химики» - форум журнала (эксперименты по химии, практическая химия, проблемы науки и образования, сборники задач для подготовки к олимпиадам по хи-мии).