Главная страница


Конспект урока в 5 классе по теме "Задачи на проценты" (обобщающий урок-игра) "



Скачать 91.68 Kb.
НазваниеКонспект урока в 5 классе по теме "Задачи на проценты" (обобщающий урок-игра) "
Дата05.04.2016
Размер91.68 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока в 5 классе

по теме "Задачи на проценты"

(обобщающий урок-игра)

"Путешествие по лабиринтам"

Тип урока: урок рефлексии

Вид урока:  урок-игра (повторительно-обобщающий урок).

Оборудование урока, средства обучения: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (по 3 круга), цветные карандаши, карточки для самостоятельной работы («математический лабиринт»).

Цели урока:

Обучающие:

  • Проверить в игровой форме теоретические знания и практические навыки и умения по теме “Задачи на проценты ” с привлечением максимального числа задач разного уровня сложности.

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.

Развивающие:

  • Формировать умения сравнивать, находить ошибки при решении задач;

  • Развивать внимания, повышать способности к сосредоточению;

  • Развивать у учащихся самостоятельность в нахождении правильного выбора.

  • Развивать внимание, математическое мышление, находчивость, сообразительность, память.

  • Расширять кругозор.

Воспитательные:

  • Содействовать повышению уровня мотивации к обучению, развитию творческой активности и инициативности, формированию мировоззренческих понятий;

  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу и умение коллективно работать.

  • Формировать у учащихся познавательный интерес к математике.

  • Воспитывать у учащихся стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний.


Ход урока
I. Организационный этап. Постановка целей и задач. Эмоциональный

настрой на работу.
На столах у каждого ученика находятся по 3 круга, цветные карандаши, карточки для самостоятельной работы.

Тему урока «Задачи на проценты», все задания (вычисления)письменного характера учащиеся записывают в рабочую тетрадь.

Учитель.

У нас сегодня не просто урок. Это урок-игра. Сегодня мы совершим путешествие по лабиринтам - пройдём загадочными тропами, преодолеем горы трудностей (в виде математических задач и головоломок), может быть, откроем для себя вершины нового, неизвестного.

Правила нашей игры таковы:

Нам предстоит пройти 5 лабиринтов. Чтобы не потеряться, будем идти парами, помогать друг другу в пути (по желанию учащиеся делятся на пары, располагаются за одним столом). После преодоления каждого лабиринта, оценим пройденный путь, вклад каждой пары и продолжим движение далее, стремясь к заключительному лабиринту.

Как вы думаете, ребята, каким он будет заключительный лабиринт? Зачем нам ходить по лабиринтам? Это того стоит. Открою секрет. Мы найдём клад. Что в нём? Интересно?

Итак, отправляемся.

Рассматриваем карту маршрута (СЛАЙД 2).
II. Актуализация знаний.
ВХОД В ЛАБИРИНТЫ

Учащиеся выполняют задания, повторяют теоретический материал о процентах.

1. Переведите десятичные дроби в проценты: 0,21; 0,07; 0,45; 6,78; 1; 1,9. (Слайд 3)

Сформулируйте правило: как перевести десятичные дроби в проценты.

2. Переведите проценты в десятичные дроби: 68%; 7%; 1%; 0,4%; 70%; 300%. (Слайд 4). Сформулируйте правило: как перевести проценты в десятичные дроби.

3. Найдите процент от заданного числа:

5% от 100; 10% от 400; 7% от 200 (Слайд 5).

Сформулируйте правило: как найти процент от заданного числа.

4. Найдите число, если дан его процент: 1% равен 8; 2% равны 50; 10% равны 4 (Слайд 6).

Сформулируйте правило: как найти число, если дан его процент.

5. Сколько процентов составляют:

16 см от 50 см; 30 мин от 2 ч; 45 руб. от 10 руб. (Слайд 7)?

Сформулируйте правило: как найти, сколько процентов составляет одна величина от другой или одно число от другого.

Рассматриваем карту маршрута (СЛАЙД 8).
III. Повторение и обобщение приёмов практического применения знаний по теме.
ЛАБИРИНТ ХУДОЖНИКА (преодолеет его тот, кто по-умному умеет раскрашивать фигуры).

Учащимся надо вычислить устно примеры, закрасить карандашами части круга: 0,75; 0,5; 0,25, соответствующие числам, полученным при устных вычислениях.

2 + 0,5 – 1,75 = 0,75

80 ∙ 0,25 ∙ 5 = 100

7,5 – 5 – 2,25 = 0,25

15 : 0,3 ∙ 0,01 = 0,5

10 ∙ 0,01 : 10 = 0,01

(СЛАЙД 9)

Задание

Учитель.

Какие числа у нас получились? – (Десятичные дроби и одно натуральное число).

Перед вами на столе геометрические фигуры, круги. Закрасьте 0,75 круга, 0,25 квадрата, 0,5 прямоугольника. Как еще можно обозначить, назвать закрашенные части?

.

Покажите 75% круга, 25% круга, 50% круга.

Покажите ¾ круга, ¼ круга, ½ круга.

(СЛАЙД 10)

Учитель

Установите соответствие между числами.

Какую закономерность мы наблюдаем? По-разному назвали числа, но закрасили одинаковые части.

0,75 = ¾ = 75%; 0,25 = ¼ = 25%; 0,5 = ½ = 50%.

 Рассматриваем карту маршрута (СЛАЙД 11).

Прошли мы с вами часть пути. Продолжаем движение, на пути у нас

ЛАБИРИНТ ГОРДОГО ЧЕЛОВЕКА

Почему человек гордый? Чем или кем он может гордиться?

А у нас в игре кем или чем он гордиться? Попробуйте узнать (СЛАЙД 12).

Расшифруйте слово, обозначающее человека, которым гордятся учителя, одноклассники.

20%

80%

25%

50%

75%

33https://festival.1september.ru/articles/580495/image1441.gif%

66https://festival.1september.ru/articles/580495/image1442.gif%

10%

























четверть

треть

поло-вина

пятая часть

две трети

четыре пятых

три четверти

десятая часть

д

и

а

м

с

е

л

т

Ответ: медалист.
Есть ли в нашей школе в этом году медалисты, или может быть были ранее?

Решите задачу и узнайте ответ на этот вопрос (СЛАЙД 13).

Учитель

 Число медалистов в будущем может быть увеличено за счёт учащихся вашего класса.

Учитель 

Отправляемся в путешествие дальше по следующему лабиринту.

(СЛАЙД 14).
IV. Самостоятельная (проверочная) работа.
ЛАБИРИНТ ЮНОГО МАТЕМАТИКА
Самостоятельная работа.  

У каждого на рабочем столе карточки для самостоятельной работы (см. «математический лабиринт», Приложение 1).
Задание к лабиринту на СЛАЙДЕ 15.

Учитель (комментирует)

 Начиная с левого верхнего «квадрата», определяете, истинно или ложно высказывание, верно или неверно утверждение (да или нет). Каждому квадрату соответствует буква. Собирайте слово, двигаясь по верным ответам. Продолжайте движение по стрелочкам до нижнего справа “квадрата”. Составьте «слово».

После того, как учащиеся составили «АКНИЧОРОС», учитель предлагает ребятам догадаться, как правильно прочитать получившееся слово. Ребята подмечают, что читать слово надо справа налево. В результате читаем Сорочинка – село, в котором мы живём, в котором есть наша школа.

(СЛАЙД 16)

Учитель

Наш путь приближается к концу.

Ребята, какие лабиринты мы прошли? (повторяют).

(СЛАЙД 17)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ

Наконец, заключительный лабиринт? Мы нашли клад.

(СЛАЙД 18)

Что в нём? Интересно?

Откроем его. Это ЗНАНИЯ, которые мы сегодня получили, совершая увлекательное путешествие по лабиринтам науки «математики».

(СЛАЙД 19)

Прочитайте прекрасные слова мудрого человека, жившего очень давно. Эти слова раскрывают истинную ценность знаний для человека и человечества.

В знанье — величие и краса,

Знанье дороже, чем клад жемчужин:
Время любой уничтожит клад,
Мудрый и знающий вечно нужен.


Ас-Самарканди

(персидский поэт,

живший в XII столетии)
(Слайд 20)

V. Домашнее задание. 

Учитель комментирует.

Составить задачу на проценты.

На примере одних данных составить три задачи, показав правила нахождения процента от числа, нахождения числа по его проценту и процентного отношения двух чисел.
VI. Итоги урока.

(Слайд 21)

Учитель

1) Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

2) Что нового, интересного вы узнали?

3) Что вам понравилось, а что не понравилось на уроке?

Учитель оценивает проверочную работу (математический лабиринт).

Оценивает результаты работы каждого учащегося на уроке.

Математический лабиринт Приложение 1

А
Н
О
Н

Проверьте истинность высказываний:

1) 1% от 250 равен 2,5

2) 5% от 200 равны 10

3) 75% от 840 равны 630


нет


Верно ли:

если в классе 10 мальчиков из 25

учащихся, то девочки составляют 60%


нет


Верно ли:

если 36 участников соревнований составляют 12%, то всего в соревнованиях участвовало 300 человек


нет


Проверьте истинность высказываний:

1) 3% от 300 равны 9

2) число 9 составляет 9% от 900

да


нет



да



нет



да



да



нет


К
И
Р
Р

Верно ли, что:

число, 15% которого составляют 4,5, равно 3
Верно ли, что 3% от 400 больше, чем 8% от 200
Верно ли: если лыжники прошли 80 км, причём в первый день 35%, то лыжникам осталось пройти 52км
Проверьте истинность высказываний:

1) 25% от 320 равны 75

2) 15% от 15 равны 2,25


да



да



да



да



нет



да



нет


Б
Ч
О
Е

Проверьте истинность высказываний:

1) 3% = 0,03

2) 0,7% = 0,007

3) 25% = 2500
Верно ли:

если величина увеличилась в 1,5 раза, то она изменилась на 50%


да


Верно ли, что:

  1. 25% - четверть

  2. 60% - три пятых


нет


Верно ли, что 1% от 1 кг равен 10 г


нет



нет



нет



нет



нет



да



да


М
Ц
В
С

Проверьте истинность высказываний:

1) 0,13 = 13%

2) 17,9 = 179%

3) 250 = 25000%


да


Верно ли, что число, 6% которого равны 12 меньше числа, 12% которого равны 6


да


Верно ли:

1% это сотая часть числа


да


Верно ли, что:

1) 9% >

2) 7% <