Главная страница


Конспект урока. Организационная информация Тема урока Отыскание части от целого и целого по его части. Предмет математика



Скачать 71.03 Kb.
НазваниеКонспект урока. Организационная информация Тема урока Отыскание части от целого и целого по его части. Предмет математика
урока (ФИО
Дата15.03.2016
Размер71.03 Kb.
ТипКонспект

Подробный конспект урока.





Организационная информация

Тема урока


Отыскание части от целого и целого по его части.

Предмет

математика

Класс

5

Автор урока (ФИО, должность)

Романенко Ольга Александровна, учитель математики и информатики ( I категория)

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 16, г. Сергиев Посад

Республика/край, город/поселение

г. Сергиев Посад, Московская область

Методическая информация

Тип урока


Урок формирования новых знаний по теме «Отыскание части от целого и целого по его части»

Цели урока


Научиться определять тип задачи на нахождение части от целого и целого по его части;

Развивать логическое мышление, умение анализировать;

формировать навыки оформления записей, самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.

Задачи урока


Образовательные:

продолжить формирование понятия обыкновенной дроби, познакомить учащихся с понятиями: целое, часть от целого, сформулировать правила нахождения части от целого и целого по его части, показать применение этих правил при решении задач;

Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать, продолжить работу по развитию математической речи;

Воспитательные: формировать эстетические навыки при оформлении записей, развивать навыки самоконтроля, на примере задач показать практическую значимость данной темы, формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.

Здоровьесберегающие:

профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, физкультминутки.

Формы и методы


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Эвристическая беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа с дидактическим материалом, отработка терминов, индивидуальная работа у доски, решение проблемных задач, тестирование.

Понятия: обыкновенные дроби как результат деления натуральных чисел; дробь как одна или несколько равных долей; элементы дроби.

Навыки и умения решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части.

Применяемые образовательные технологии

-Технология проблемного обучения

-Технология развивающего обучения

-Игровые технологии

-Технология личностно-ориентированного обучения

-Информационные компьютерные технологии, с применением ЭОР.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, рабочие тетради, учебник, раздаточный материал, распечатанный на принтере, ЭОР.

Ссылки на ЭОР

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/8582d40d-9145-4a74-8207-fe07aef2eba4/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16
https://school-collection.edu.ru/catalog/res/c146446a-d396-4bc4-ac58-f978cd1b4b04/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


Введение нового материала с помощью учебно-познавательных заданий, их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие. Пропедевтика темы: « Основное свойство дроби».

Ход и содержание урока















Тема: “ Отыскание части от целого и целого по его части ”

Ход урока

1. Организационный момент

Цель - вспомнить изученный материал, обобщить, подготовить учащихся к восприятию новой темы.

2. Актуализация знаний (устный счёт)

Слайд 1

Продолжите предложение:

  1. Обыкновенная дробь – это …

…частное от деления натуральных чисел)
m - это числитель дроби, делимое

n - это знаменатель дроби, делитель
2. Знаменатель дроби показывает…

…на сколько равных частей разделили единицу(целое) Числитель дроби показывает…

…сколько таких частей взяли

Слайд 2
Определите, какая часть фигуры закрашена синим цветом:


Слайд 3

А сейчас ваша задача внимательно посмотреть мультфильм «Мы делили апельсин» (приложение 1), чтобы определить, на сколько долек поделили апельсин.

- Из скольких долек состоял апельсин? (5)

- Если мы сложим все дольки то, что мы получим? (целый апельсин)

- Какую часть от апельсина получил ёж? ( )

- Давайте вспомним что обозначает дробная черта. (действие деление)

- Что находится ниже дробной черты? (знаменатель)

- Что он обозначает? (на сколько частей поделили целое)

- Что находится выше дробной черты? (числитель)

- Что он обозначает? (сколько частей мы взяли)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Слайд 4

Выразите понятия половина, треть, четверть дробью.

На доске заранее заготовлено:

Половина –

Треть –

Четверть –

Один ученик решает у доски, другие в тетрадях.

Сколько минут содержат половина, треть, четверть часа?

Какая величина принята за целое? (60 минут)

60:2=30 (минут) – половина часа

60:3=20(минут) – треть часа

60:4=15(минут) – четверть часа

3. Объяснение новой темы на примере решения задач № 320 1) и 320 2)

Слайд 5. Ссылка на ЭОР

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/8582d40d-9145-4a74-8207-fe07aef2eba4/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16

и 324 1) 324 2)

Слайды 6-7. Ссылка на ЭОР

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/c146446a-d396-4bc4-ac58-f978cd1b4b04/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16

Учащиеся записывают решение в тетрадях.

- как найти величину, которая приходится на в первой (во второй) задаче? (разделить 50 на знаменатель 5(разделить 20 на числитель 2))

- Сколько таких частей нужно найти в 1(2) задаче? (2 (5- целое))

Слайд 8.
Проанализируйте решение задач и сделайте вывод: как найти часть от целого и как найти целое по его части (учащиеся самостоятельно выводят правила, которые появляются на экране).
Чтобы найти часть от целого, надо число, соответствующее целому, разделить на знаменатель дроби, а затем умножить на числитель дроби.
Чтобы найти целое по его части, надо число, соответствующее этой части, разделить на числитель дроби, а затем умножить на знаменатель дроби.

4. Закрепление изученного материала, решение задач.

1) На заранее заготовленных дидактических материалах учащиеся записывают решения, 2-а человека решают у доски поочерёдно. Их работа оценивается.

2) Математический диктант (2 варианта). С последующей самопроверкой (попарно).

5. Итоги урока. Оценки.

  • 1. Повторили понятие обыкновенная дробь, элементы дроби (числитель, знаменатель)

  • 2. Закрепили умение записывать дроби

  • 3. Научились находить часть от целого и целое по его части

Учитель должен оценить ответы наиболее активно работающих учеников.

  1. Домашнее задание.

П. 20 учить правила № 329; 330

Проверка и оценивание

В ходе урока учащиеся выполнили математический диктант, за него получат оценки. Наиболее активные также получат оценки.

Рефлексия деятельности на уроке


Организация рефлексивной деятельности учащихся – самый трудный этап, задачи которого можно решить посредством беседы:

  • Какие трудности вы испытали при выполнении математического диктанта?

  • Что необходимо вам сделать, что бы исправить эти недостатки?

  • Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?

  • Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?

  • Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

  • Если было трудно/нетрудно – почему?

  • Какие у вас оценки, результаты?

  • Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

  • Что необходимо доработать?

  • Каково ваше домашнее задание?

Домашнее задание


  • П. 20 учить правила № 329; 330

Дополнительная необходимая информация




В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

https://school-collection.edu.ru/catalog/res/8582d40d-9145-4a74-8207-fe07aef2eba4/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16
https://school-collection.edu.ru/catalog/res/c146446a-d396-4bc4-ac58-f978cd1b4b04/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16


  1. Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.

  2. Тульчинская Е.Е. Математика. 5 класс. Блицопрос : пособие учебник для учащихся образовательных учреждений/ Е.Е.Тульчинская. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Наглядность.

Слайды презентации с терминами, вопросами, позволяют существенно сэкономить время на уроке.

Использование ИКТ стимулирует познавательный интерес к предмету.


Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Данный урок позволяет закрепить понятие обыкновенная дробь, научиться отличать задачи на нахождение части от целого и целого по его части, а также выработает умение решать задачи на данные темы, что способствует грамотно перейти к изучению темы «Основное свойство дроби».

Другое