Главная страница


Из опыта работы : «Преемственность курса «Шахматы- детям». Начальная школа- средняя школа»



Скачать 22.85 Kb.
НазваниеИз опыта работы : «Преемственность курса «Шахматы- детям». Начальная школа- средняя школа»
Дата12.02.2016
Размер22.85 Kb.
ТипДокументы

Из опыта работы :

«Преемственность курса «Шахматы- детям». Начальная

школа- средняя школа».

(в рамках реализации программ ФГОС)

Трудно переоценить роль шахмат для человека. А тем более для современного ребенка:

- эта игра самым благоприятным образом влияет на развитие математических способностей.

Не случайно практиками замечено, что дети, которые рано научились играть в шахматы, в старших классах показывают хорошие результаты по точным наукам.

- а потом: шахматы – это прекрасная альтернатива бесполезным современным стрелялкам и бродилкам.

А потому считаю очень разумным активно продвигать шахматы в школе.

В прошлом году ко мне пришли два 5 класса, в которых некоторые дети имели опыт обучения игры в шахматы (кто 1, кто 2 года). И хотелось их очень поддержать в этом начинании и показать полезность шахмат не только как игры. Мне даже захотелось немного пропаганды и среди других учеников (которые специально не обучались), так как сам уважаю шахматы и сын учится в 1 классе.

Вот что из этого получилось.

  1. Праздник для начальной школы «В шахматном королевстве» : в стихотворной форме 5-классники рассказали историю шахмат, рассказывали о значении каждой фигуры, о том, как ходят фигуры. Узнали зрители, что такое шах и мат. Далее затеяли интерактив по усвоению представленного материала. И надо сказать, что ответы ребят 1-3 классов были активными, правильными. Удовольствие от праздника получили и артисты-шахматы, и зрители.

  2. А далее мы с моими юными шахматистами организовали встречу с ветеранами-любителями шахмат на базе ЦСО под названием «Ретро-Нью-Васюки». Команду игроков от школы поддержали мои ученики-старшеклассники (отличный образец для молодежи). На празднике звучали из уст учеников и исторические сообщения, и стихи. Была проведена викторина по терминологии шахмат. Дети подготовили газеты и презентации на тему шахмат (в которых подняли богатейший материал). Ну, и, наконец, апофеоз – сама игра! Надо честно сказать : так разыгрались, что еле расстались!

  3. Ну и в школе среди учеников я решила провести «Шахматную» олимпиаду. Пригласила всех желающих. Но я не организовывала игру. Это был интеллектуальный шахматный конкурс: детям были предложены

- кроссворды;

- логические шахматные задачи;

- задачи с использованием конструкции шахматной доски;

- задания-образцы.

Задания по терминологии шахмат и этикету шахматному очень расширили (к сожалению, очень узкий) кругозор юных шахматистов.

Следует отметить, что и здесь я не ошиблась в выборе формы мероприятия.

Я сама себя загрузила проверками работ, но видела интерес и азарт учеников и понимала: хорошее дело делаю, полезное.

Несомненно, я пропагандирую шахматы не ради спортивной игры, а ради общего развития ребят и логических способностей.

Имея в классе не нескольких шахматистов, а полный «комплект», возможно давать ряд тем по математике более интересно - через использование конструкции шахматной доски и шахматных закономерностей. Опыт практиков и мои наблюдения показывают, чем раньше заинтересовать ребенка шахматами, чем быстрее и крепче будет получен полученный результат.

Выступление подготовил: учитель математики И.С. Крикунова

19 марта 2014 г.