Главная страница


Гиперактивный ребенок в школе



Скачать 93.35 Kb.
НазваниеГиперактивный ребенок в школе
Дата07.03.2016
Размер93.35 Kb.
ТипДокументы

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ


  1. Портрет гиперактивного ребенка. Критерии гиперактивности.

  2. Причины и развитие нарушений.

  3. Рекомендации по оказанию помощи ребенку.

  4. Методическое обеспечение коррекции гиперактивности.




  1. Портрет гиперактивного ребенка

Наверное, в каждом классе найдется ребенок, которому трудно усидеть на одном месте, молчать, выполнять требования педагога. Такие дети создают дополнительные трудности в работе с классом, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Они часто задевают и роняют различные предметы, толкают одноклассников, создавая конфликтные ситуации. Такому ребенку трудно сконцентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Это описание поведения гиперактивного ребенка.

Однако, отдельные черты из этого описания можно в той или иной степени отнести и к детям, имеющим другие особенности: нарушения внимания, повышенную тревожность, агрессивность, просто подвижным, активным детям, поэтому важно отличать поведение гиперактивного ребенка от поведения других категорий детей, и избегать ставить «штампы». Гиперактивные дети нарушают правила поведения не по умыслу, а по неспособности усвоить эти правила. Важно также помнить, что функции внимания и самоконтроля находятся у детей в процессе естественного развития.

Гиперактивность – это комплексное нарушение, которое включает три основные характеристики:

    • дефицит внимания;

    • двигательную расторможенность;

    • импульсивность.


Основным симптомом является нарушение внимания (оно встречается в 100% случаев): ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Он часто бросает занятие, не достигнув результата. На уроке ему трудно работать со всем классом, он не может выполнить инструкцию учителя. При индивидуальной работе такое поведение менее заметно. На уроке эти дети постоянно отвлекаются на окружающие звуки или зрительные раздражители. Отвлекаемость может быть связана и с собственным телом, одеждой и другими предметами. Дети делают много ошибок по невнимательности. Рассеянность внимания увеличивается по мере увеличения продолжительности задания, ребенок быстро утомляется.

Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут (младший школьный возраст), по истечение которых они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время мозг «отдыхает» (3-7 минут), накапливает энергию для следующего рабочего цикла. В эти моменты ребенок занимается посторонними делами, на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5-15 минут.

Так как внимание является одной из важнейших функций, обеспечивающих успешность обучения, то такие дети заметно отстают в учебе.
Проблемы с вниманием часто сопровождаются повышенной двигательной активностью. Такие дети постоянно крутятся и вертятся, постоянно находятся в движении, независимо от того, чем они занимаются. Однако результат такой активности невысокий: многое начатое ребенок не доводит до конца, у него много лишних, ненужных движений. Он все время торопится, суетится, приступает к заданию, не дослушав инструкции, а затем много раз переспрашивает, делает ошибки и не успевает за учителем. Ему трудно самоорганизоваться, поэтому на занятиях он требует много внимания со стороны педагога. Замечания в этих случаях не помогают, они только усугубляют ситуацию: ребенок теряется еще больше и окончательно отстает от класса.

К концу дня вследствие общего утомления повышенная активность может выражаться в истериках, плаксивости, беспричинных приступах раздражения.

Надо отметить, что именно дети с такими нарушениями вызывают наибольшее количество жалоб со стороны родителей и педагогов. Их постоянно укоряют, стыдят, одергивают и наказывают. В конце концов ребенка убеждают, что он ни на что не способен, и бестолковее его нет на свете. В результате ребенок ожесточается, он становится неуправляемым или, наоборот, впадает в депрессию, постоянно испытывая чувство вины.

Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дети могут испытывать сложности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, а также при занятиях лепкой и рисованием, может отмечаться неловкость, неуклюжесть.
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности, в частности импульсивность, не учитываются. Импульсивность есть стремление действовать по первому побуждению под влиянием эмоций. Это выражается в повышенной болтливости, частой смене настроения, выкриках на уроках. Непредсказуемость в поведении таких детей делает их нежелательными членами детского коллектива. В отношениях со сверстниками они часто агрессивны, не любят уступать в чем-либо, стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Дети часто отвергают их дружбу.
В целом необходимо учесть, что внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией, поэтому дети не склонны уделять интерес тому или иному занятию, пока не поймут, почему должны это делать. Ребенок с трудом будет заниматься тем, что не кажется ему увлекательным либо не влечет за собой поощрения. В других случаях особенности поведения ребенка могут оказаться реакцией на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, переход в другую школу, плохое отношение взрослых к ребенку, конфликт между ребенком и учителем, ребенком и родителями. Сниженное внимание, импульсивность и раздражительность могут быть реакцией на умственное перенапряжение и стресс в условиях, когда к ребенку предъявляются завышенные требования. Поэтому обязательным критерием гиперактивности является наблюдение ее признаков не менее полугода.

В подростковом возрасте проявления гиперактивности следует отличать от проявлений возрастных особенностей, которые могут выражаться в повышенной утомляемости, демонстративном поведении, падении интереса к учебе. Предположение о наличии гиперактивности у подростка мы можем делать только в том случае, если эти симптомы проявлялись в возрасте до 8 лет.


  1. Причины и развитие нарушений

В последнее время число гиперактивных детей значительно возрасло. Особенно часто такое нарушение встречается у мальчиков (у девочек нарушения могут проявляться более скрыто, поэтому их сложнее выявить, но в результате могут иметь место учебные трудности).

Выделяют различные причины нарушения:

    • биологические (токсикозы во время беременности, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, стрессы, осложнения в родах, заболевания ребенка в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств);

    • роль наследственной предрасположенности;

    • неправильное питание (пищевые консерванты);

    • загрязнение окружающей среды;

    • внутрисемейная напряженность.

Возникновение симптомов гиперактивности относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе. Это объясняется неспособностью центральной нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальное проявление симптомов приходится на возраст 7-12 лет.


  1. Рекомендации по оказанию помощи ребенку

Помощь гиперактивному ребенку должна быть комплексной, то есть со стороны родителей и педагогов. Улучшение состояния ребенка в значительной мере зависит от доброжелательного, спокойного и последовательного отношения к нему. Это также позволит избежать появления вторичных нарушений (демонстративности, агрессивности, заниженной самооценки, депрессивных состояний).

Помощь ребенку дома:

    • демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» (позитивные формулировки);

    • организация режима дня (уменьшение времени у телевизора, приурочить выполнение задания к определенному часу) и места занятий;

    • преобладание поддержки и вознаграждения.

Помощь ребенку в школе:

    • место ребенка в классе – рядом с учителем, лучше такому ребенку сидеть одному (но не как наказание), не стоит его часто пересаживать с места на место;

    • ребенку должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений;

    • минимум отвлекающих предметов (картин, стендов);

    • включение минуток активного отдыха с физическими упражнениями и релаксацией;

    • управление активностью ребенка (просить его вымыть доску, собрать тетради и т.д.);

    • частая смена заданий с небольшим числом вопросов;

    • как можно более четкие правила на уроке;

    • на определенный отрезок времени дается только одно задание или большое задание разбивается на части и поощряется выполнение каждой части;

    • проговаривание необходимых действий вслух;

    • телесный и зрительный контакт;

    • создание ситуаций успеха (возможность проявления сильных сторон ребенка), чаще хвалить ребенка.

При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание, которое должно быть немедленным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий». В очень трудных ситуациях можно отвести ребенка на время в другой класс, занятый выполнением какого-нибудь тихого задания (но не как наказание, а как способ помочь успокоиться).

Рекомендуется написать список того, что ожидается от ребенка в плане поведения (в позитивной формулировке). Этот список в доступной форме объясняется ребенку. Далее необходимо твердое следование избранной программе каждый день. Ребенок поощряется за каждый успех, даже если он справился с небольшим заданием. За выполнение каждого задания можно начислять баллы, а в конце дня подводить итог: набрал ли ребенок нужное количество баллов. Такая программа может быть составлена совместно с психологом.

Поскольку гиперактивные дети в значительной степени реагируют на зрительно воспринимаемые впечатления, можно использовать карточки для организации их поведения; зрительные впечаления некоторых детей могут чрезмерно отвлекать, поэтому можно попробовать, чтобы ребенок слушал объяснение учителя с закрытыми глазами. Важно вместе с ребенком найти тот способ, который лучше помогает ему организовать свое поведение (ребенок может сам определить для себя то место в классе, где он может сидеть спокойно, и переходить туда, когда ему станет тяжело удерживать внимание; может подавать сигналы, когда ему нужен отдых и т.п.).

Следует также остановиться на взаимоотношениях с родителями гиперактивного ребенка. Они прекрасно знают все особенности ребенка, и в большинстве случаев не виноваты в них, но они не могут из дома контролировать поведение ребенка в школе. Ребенок такой не из-за плохого воспитания, он не нарочно так себя ведет, просто ему трудно усвоить и выполнять требуемые правила. Позиция в отношениях с родителями должна быть нацелена на сотрудничество, а не на обвинения. Разговор с родителями надо всегда начинать, сказав что-нибудь положительное о ребенке, а уже потом переходить к разговору о трудностях.

В целом в работе с гиперактивным ребенком важно понять его, понять свою ответственность за его развитие и настроиться на длительную, требующую большого терпения работу.


Критерии гиперактивности

Схема наблюдений за ребенком.

Дефицит внимания:

  1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

  2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

  4. Не может до конца завершить поставленную задачу.

  5. Слушает, но кажется, что не слышит.

  6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

  7. Плохо организован.

  8. Часто теряет различные вещи (карандаши, игрушки).

  9. Забывчив.


Повышенная активность, импульсивность.

  1. Суетлив.

  2. Не способен усидеть на одном месте.

  3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своем месте).

  4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-нибудь на досуге.

  5. Всегда нацелен на движение, «вечный двигатель».

  6. Болтлив.

  7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

  8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

  9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.


Для предположения о наличии гиперактивности необходимо наличие 6 из 9 критериев в каждом измерении. При этом они должны наблюдаться не менее полугода в двух сферах деятельности (в школе и дома).

Анкета для педагога
В колонке «Баллы» поставьте соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака; 1 – присутствие в незначительной степени; 2 – присутствие в умеренной степени; 3 – присутствие в выраженной степени.




Признаки

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Беспокоен, извивается, как уж.

Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

Требования ребенка должны выполняться немедленно.

Задевает, беспокоит других детей.

Возбудимый, импульсивный.

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.

Не заканчивает работу, которую начинает.

Поведение ребенка требует повышенного внимания учителя.

Не старателен в учебе.

Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).







Общее число баллов





Если общее число баллов 11 и более для девочки и 15 и более для мальчика, то вероятность наличия гиперактивности высока.