Главная страница


" Пропорции"



Название" Пропорции"
Дата08.03.2016
Размер92.5 Kb.
ТипУрок

Конспект урока

Учитель: Цулина Людмила Викторовна

МОУ СОШ №10 г.Сердобска, Пензенской области.

Предмет : математика, 6 класс

Тема урока: " Пропорции"

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока: обобщить знания по теме пропорции.

Задачи урока:

Образовательная:

-повторить основное свойство пропорции ;

-показать умения применять свои знания при решении практических задач;

Развивающая:

- развить воображение, математическую интуицию, память , мышление;

- формировать правильность математической речи;

Воспитательная:

- развить познавательный интерес учащихся , расширять их кругозор ;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Аннотация урока

Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Актуальным остаётся вопрос пропаганды здорового образа жизни. Применение этой информации я покажу на примере урока по теме «Пропорции»

Урок является обобщающим по теме «Пропорции» в 6 классе. Т.к. основной целью урока является показать практическую значимость пропорций в жизни человека, то я включила мультимедиа компоненты, обеспечивающие наглядность учебного материала.

На уроке были использованы:

интерактивная презентация урока – создана автором;

Оборудование:

  1. Карточки с заданиями.

  2. Компьютер, интерактивная доска.

  3. Интерактивная презентация.

  4. Листы настроения для каждого ученика.

  5. Цветные карандаши.

  6. Опорные схемы по теме для каждого учащегося.

ХОД УРОКА

Организационный момент 

  1. Проверка готовности класса к уроку;

В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь (слайд 1)

Тема сегодняшнего урока : Пропорции (слайд 2)

Перед вами листок настроения. (Приложение 1) ( слайд 4)
Вы моё настроение видите, оно зависит от вас, от ваших знаний. А какое ваше настроение? Покажите его, закрасив синим карандашом то личико, которое соответствует вашему настроению к началу урока.

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым. Это аксиома, про которую мы в текучке и суете дней, к сожалению, забываем. Обычно молодые люди не склонны всерьез задумываться о здоровье даже тогда, когда вдруг заболеют. В молодости всякие неприятности, в том числе и болезни, воспринимаются “вдруг” - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены. А первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте. Примерно 75% болезней взрослых заработаны в детские годы, когда перестают дружить со спортом, приобретают вредные привычки. За здоровье надо активно бороться. Для этого надо овладеть элементарными знаниями, а также использовать накопленный опыт, которые помогли бы молодым людям сохранять здоровье. Наш урок как раз и сконструирован таким образом, чтобы помочь вам приобщиться к здоровому образу жизни. Посмотрите на экран ( слайд 5)

Я хочу начать урок словами великого мыслителя:

 «ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА, КОТОРУЮ Я ЗНАЮ, - ЭТО ЗДОРОВЬЕ»

ГЕЙНЕ (слайд 6)

Девизом к нашему уроку послужат слова «Я выбираю здоровый образ жизни». (слайд 7)

 Устная работа.

Ребята, на доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение. Вы можете их разгадать, выполнив задания.

1) Найти отношение:

а)123 к 3 [41]; б) 6 к 20[0,3]. (слайд 8 -сердце)

2) Что такое пропорция? (равенство двух отношений) ( слайд 9- легкие)

 Как называются члены этой пропорции? (средние члены и крайние члены)

3) Верна ли пропорция:

а) 6:8=9:12 [да]; б) 20:8=15:6[да]. (слайд 10- уши)

4) Решить пропорцию: (слайд 11-глаза)

а) 12,5:Х = 1,2 : 0,6 [6,25]  

5) Можно ли найти отношение таких величин:  (слайд 12- рот )

а) 2 м и 4 кг, б) 5 ч и 2 ч, в) 3 кг и 3 ц?

Если величины измерены разными единицами измерения (случай в)), то для нахождения их отношения надо перейти к одной единице измерения, а отношение разноименных величин (случай а)) найти нельзя.

6) Каким основным свойством обладают члены пропорции? (если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна) (слайд 13- кожа)

(Ученики решают устно, ответы заменяют слайдами, получают: «сердце», «лёгкие», «уши», «глаза», «рот», «кожа».)

Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела?

Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной.

Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты.

Уши – поражает нервы и сосуды уха, что может привести к снижению слуха.

Глаза – делает глаза красными и может служит причиной снижения зрения.

Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании.

Кожа – температура кожи падает; морщины на лице появляются раньше.

Итак, при курении ухудшается внешность, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

 Решение задач. 

Что же поможет нам сохранить здоровье?  Это – витамины, наши помощники.

№1. Первый мой помощник – витамин А.

Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.

Задача от витамина А. (слайд 14)

Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких.

Найдите количество больных, если в нашем посёлке курят около 900 человек.

Всего 900 чел. – 100%

Болеют х чел. – 80%

Решение:

Составим пропорцию

900:х= 100:80

Х=900*80:100=720(чел).

Ответ: 720 человек больных.

№2. Второй помощник - витамин В1. В1 способствует росту ребёнка.

Недостаток витамина вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение.

Задача от витамина В1.( слайд 15)

Смертельная доза никотина для человека составляет 50 мг.

В сигарете  содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие.

Сколько мг никотина попадает в лёгкие, после выкуривания 20 сигарет?

1 с. – 0,9 мг

20 с. – х мг

Решение:

Составим пропорцию:

1:20=0,9:х

Х=20*0,9:1=18 мг

Ответ: в 20 сигаретах 18 мг никотина.

Физминутка для глаз (слайд 16)

Напишите глазами свою фамилию, имя и рядом ту оценку, которую вы хотели бы получить сегодня на уроке.

№3. Третий помощник – витамин С.

Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.

Задача от витамина С.(слайд18)

Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг.

Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% (25мг) витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит 5 сигарет?

1с. – 25 мг

5с. – х мг

Решение:

Составим пропорцию:

1:5=25:х

Х=5*25:1=125 мг

Ответ: 125 мг витаминов ворует.

Физминутка.(слайд 19)

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и в чистом поле.

(Авиценна)

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)

№4. Четвёртый помощник – витамин Р.

Недостаток витамина Р вызывает слабость, вялость, боли в конечностях. Витамин Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника.

Задача от витамина Р.( слайд 20)

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 – 10 минут.

В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %.

На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?

100%-56 лет

15%- х лет

Решение:

Составим пропорцию:

100:15=56:х

Х=15*56:100=8,4 года

Ответ: на 8,4 года сократиться жизнь.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Приложение 2, слайд 21)

На каждой парте лежат карточки с заданиями. После решения ученики меняются  решениями и проверяют по слайдам.

  1. Составьте  верные пропорции

5*12=15*4

  1. 5: 15=4 :12

  2. 5:4=15:12

  3. 12:15=4:5

  4. 15:5=12:4

  1. Решите уравнение

2,8:3,2=2,1:х

Х= 3,2*2,1/2,8=6,72/2,8=2,4

  1. Выразите неизвестные переменные а, в, с, d

а:в=с:d

а= в*с/d

в= а*d/с

с= а*d/в

d= в*с/а

Домашнее задание (слайд 22)

Составить задачу о здоровом образе жизни и проиллюстрировать её.

Перед вами листок настроения. (Приложение 1, слайд 23)

Вы моё настроение видите, оно зависит от вас, от ваших знаний. А какое ваше настроение? Покажите его, закрасив красным карандашом то личико, которое соответствует вашему настроению к концу урока.

Рефлексия: 

Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось … 

Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я … 

Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …

Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …

ЗАПОМНИ! От причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. Ежегодно мы теряем 500 тысяч человек! (по данным Всемирной организации здравоохранения).

Урок заканчивается словами Авиценны:( слайд 24)

В ком воля есть и сильный дух,
Тот победит любой недуг, -
Болезнь отступит перед гордым,
Перед бесстрашным, непокорным.

Спасибо за урок.( слайд 25)

Известно, что сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при воспитании своего характера, при изживании отрицательных качеств.

Спасибо за урок.( слайд 25)

Использованная литература:

  1. Учебники математики. 6 класс. Авторы: Виленкин Н. Я. И др., И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович.

  2. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.

  3. Энциклопедия для детей Аванта +.

  4. В. В. Деларю. Губительная сигарета. 1987 г.

  5. Е. И. Руденко. Наследство Жана Нико. 1983 г.

  6. П. А. Петров. Курение и болезни. 1981 г.

  7. Л. Л. Генкова, Н. Б. Славков. Почему это опасно. 1989 г.

Приложение 1



Приложение 2

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  1. Составьте  верные пропорции

5*12=15*4

  1. Решите уравнение

2,8:3,2=2,1:х

  1. Выразите неизвестные переменные а, в, с, d

а:в=с:d