Главная страница


Урок по теме «Монополия»



НазваниеУрок по теме «Монополия»
Дата05.04.2016
Размер54.3 Kb.
ТипУрок

Урок по теме «Монополия».

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

(Класс разбит на 4 группы)

Как рассчитать бюджет семьи?

Где лучше взять кредит?

Где деньги вкладывать свои?

Какой выбрать депозит?

В том разбираться нужно нам:

Будь слесарь ты, артист…

Ведь поневоле каждый сам

Себе экономист!
Актуализация знаний.

Послушайте внимательно стихотворение и отгадайте, о чём идет речь?
Такое, Дарвин говорил,

Случается в природе,

Сорняк, к примеру, притеснил

Морковку в огороде…

Не могут фирмы поделить

Упорно рынок сбыта…

Друг друга пыжатся свалить,

Партнерство уж забыто!

Экономистам много лет

Известно без сомнения,

Так дайте же быстрей ответ,

Что это за явление?

(отвечают – конкуренция)
Сегодня мы будет говорить о разных типах конкуренции. Каждый из вас является представителем какой либо фирмы. Выберите свою фирму. (тянут жребий). У каждой фирмы есть свою управляющий, выберите своего управляющего. (выбирают управляющего – координатора)
1 группа. (монополистическая конкуренция)

Фирма «Сапожок».

Фирма оперирует на рынке, где большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает свою обувь, цены на которую различны в зависимости от качества обуви.
2 группа. (совершенная конкуренция)

Фирма «Витаминка».

Фирма действует на рынке картофеля, где большое количество фермеров предлагают картофель по одинаковым ценам.
3 группа. (олигополия)

Фирма «Автошина».

Фирма функционирует среди нескольких крупных фирм, занимающихся производством автомобильных шин.
4 группа. (монополия)

Фирма «Штурман».

Фирма – единственная, которая производит штурманские приборы.
Познакомьтесь с условиями деятельности вашей фирмы. Определите, к какому типу конкуренции можно отнести рынок, на котором функционирует ваша фирма. Объясните по каким признакам вы это определили. Признаки запишите в схему.

(каждая группа готовится 3 минуты и отвечает, листок-схему прикрепляет на доску)Ученик, который отвечает, выходит к доске, читает все про свою фирму и объясняет почему это тот или иной тип конкуренции, называя характерные признаки.
1 группа. Монополистическая конкуренция (Сапожок)

Признаки:

Количество фирм: большое количество продавцов.

Тип товара: одинаковый, но разного качества.

Возможность повлиять на цену товара: можно.

Вход на рынок: возможен.
2 группа. Совершенная конкуренция (Витаминка)

Признаки:

Количество фирм: большое количество продавцов.

Тип товара: одинаковый.

Возможность повлиять на цену товара: нельзя.

Вход на рынок: существует.
3 группа. Олигополия (Автошина)

Признаки:

Количество фирм: несколько крупных продавцов.

Тип товара: одинаковый или различный.

Возможность повлиять на цену товара: существует, большая.

Вход на рынок: существует, но трудно преодолеть.
По итогам выступлений трёх фирм назвать основные признаки, по которым можно определить тип конкуренции.
4 группа. Монополия (Штурман)

Признаки:

Количество фирм: одна.

Тип товара: уникальный.

Возможность повлиять на цену товара: максимальная возможность.

Вход на рынок: существует, но практически невозможно преодолеть.
Называют не все признаки. Сегодня мы будем говорить о типе конкуренции – монополия.

Изучение материала.

(Не все признаки назовут.) Сегодня мы познакомимся с этим типом конкуренции и его основными признаками. Все основные понятия вы будете вписывать в буклет, это ваш рабочий конспект.
Определение: монополия (исходя из двух признаков) – ситуация на рынке, при которой существует единственный продавец товара или услуги.
Посмотрите внимательно на доску: перед вами товары:

Нефть, корм для собак, газ, стиральный порошок, электроэнергия, эликсир молодости, лазер, созданный на основе нанотехнологий.

Определите, выпуская какие товары, фирма может быть монополистом.

Оставляют уникальные товары: нефть, газ, электроэнергия, эликсир молодости, лазер, созданный на основе нанотехнологий.
Оставшиеся товары разделите на группы.

1 группа 2 группа

Нефть Эликсир молодости

Газ Лазер, созданный на основе нанотехнологий

Электроэнергия

(Спросить у 1 человека, у других спросить: у кого еще предложение? Согласны или несогласны?) Если не те группы, то в экономике принято разделение на группы: естественные товары и искусственно созданные человеком.
Почему так разделили, по каким признакам? (естественные или созданы искусственно человеком). Существует 2 вида монополии: естественная и искусственная. Внесите запись в буклет.
Подумайте, какие монополии существуют в нашей стране или в нашем городе?

Приводят примеры монополий: РАО “ЕЭС”, ГАЗПРОМ, МПС (железнодорожные перевозки); “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи); Почта России и др.
Как вы считаете, хорошо ли быть монополистом. (ДА) Почему? Всем ли хорошо? Поэтому у монополии есть достоинства и недостатки. Подумайте и напишите достоинства и недостатки монополии.

Достоинства монополии:

1)Получение максимальной прибыли.

2) Возможность повлиять на цену товара.

Недостатки монополии:

1)Нет конкуренции.

2) Нет выбора у покупателей.

3) Вынуждены покупать товар по любой цене или полностью от него отказаться.

(Группы на листочках пишут достоинства и недостатки. Одна группа вывешивает свои достоинства. У кого другие? Делаем вывод о том, что с точки зрения покупателя одни достоинства и недостатки, а с точки зрения продавца другие).

После обсуждения достоинств и недостатков еще 2 признака: возможность повлиять на цену товара и вход на рынок.

Как вы считаете, все ли дозволено монополисту? (Нет) А кто его контролирует, сдерживает? (государство).

Практическое задание.

Итак, что нужно, чтобы создать свою монополию? (Изобрести уникальный товар)

Предлагаю вам создать свою монополию. (каждая группа придумывает фирму – монополиста, работают 3-5мин).

Каждая группа (представитель выходит к доске и рассказывает о своей монополии по плану: название фирмы, товар).

Вопрос: к какому виду можно отнести вашу монополию?

Контрольное задание.

Из приведенных признаков выберите характерные для монополии. Выпишите буквы выбранных ответов по порядку.

б) множество покупателей и продавцов одинаковых товаров;

п) рынок, на котором есть только один продавец

у) рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие товары;

я) вход на рынок практически невозможен;

д) рынок, на котором отсутствуют входные барьеры;

е) рынок, отличающийся самыми высокими затратами на рекламу;

т) товар на этом рынке уникальный, которому нет аналогов, заменителей;

ж) самый распространённый тип конкуренции;

ь) у продавца максимальная возможность повлиять на цену товара.

Что у вас получилось? (Пять) Это ваша оценка за урок.

Составьте синквейн для слова Монополия.

  1. Какая? ( 2 прилагательных)

  2. Что делает? (3 глагола)

  3. Фраза, поговорка.

  4. Новое звучание слова.

Спрашиваю у каждой группы вместе по характеристикам.