Урок по математике в 5 классе, посвященный дню космонавтики
Главная страница


Урок по математике в 5 классе, посвященный дню космонавтики



НазваниеУрок по математике в 5 классе, посвященный дню космонавтики
Дата05.04.2016
Размер107 Kb.
ТипУрок


КОУ Омской области «Исилькульская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа- интернат VIII вида»

УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ,

ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ.

Действия сложения и вычитания в пределах 1000.

Учитель: Третьякова А.В.

Тема. Действия сложения и вычитания в пределах 1000.

Цель: закрепить действия сложения и вычитания целых чисел в пределах 1000.

Задачи:

  1. Образовательные:

- отрабатывать ЗУНи при сложении и вычитании целых

чисел в пределах 1000;

- закрепить нахождение неизвестных компонентов при

сложении и вычитании целых чисел в пределах 1000.

  1. Коррекционно - развивающие:

- развивать целенаправленное внимание, умение комментировать

свои действия;

- развивать умение давать словесный отчет при решении

примеров и задач, анализировать полученные данные и делать

выводы;

- коррекция мыслительной деятельности (операций анализа и

синтеза, выявление главной мысли, установление

логических и причинно-следственных связей, планирующая

функция мышления)

3. Воспитательные:

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма,

бережное отношение к окружающему миру, повышать

мотивацию к изучаемому предмету.

Тип урока: интегрированный урок (математика и география) закрепления знаний
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power

Point, тестовые задания, индивидуальные предметные картинки

звездного неба, наклейки- звездочки.

Ход урока:

  1. Орг. момент

- Все мы живем под одним небом. Люди давно мечтали узнать, что делается там, высоко над Землей. Находились смельчаки, которые пытались сделать себе крылья. Сделали даже большой воздушный шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. Потом догадались наполнять шар легким газом. Но движение шара зависело от ветра. Тайны жизни высоко над землей призывают человечество к размышлению, к исследованию. Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к некоторым тайнам. И поможет нам в этом наука - математика.

  1. Постановка цели и задач урока

- А тема сегодняшнего урока «Действия сложения и вычитания в пределах 1000».

- На уроке мы с вами продолжим складывать и вычитать целые числа в пределах 1000, и каждый из вас сможет показать свой уровень знаний, а также повысить его. А поможет вам в этом – путешествие. Какое это путешествие, вы ответите сами, решив правильно следующие примеры.

  1. Актуализация опорных знаний

7

+

5

39

-

35

1000

-

999

809

-

800

598

-

592

0

+

1



















- Устное сложение и вычитание целых чисел

презентация

- решение и проверка правильности

12

АПРЕЛЯ

1

9

6

1

К

О

С

М

О

С

- По результатам вычислений

- Ребята что означает слово КОСМОС?

- (Космос - бесконечное пространство, которое окружает Землю.)

- С какой крупной датой нашего государства связано слово КОСМОС?

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

- Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие. Путешествие будет увлекательным и познавательным. Вас ждут испытания. Чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.

- Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика. Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в математике.

- Как называются числа при сложении?

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как называются числа при вычитании?

- Как найти уменьшаемое?

- Как найти вычитаемое?

- Расскажите алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.

- Открыли тетради, записали число и тему урока.

  1. Обобщение и систематизация учебного материала

Чтобы изучить звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли и отправляют их далеко от Земли с разными целями. О полете отважного космонавта узнал весь мир!

- Так, кто совершил первый полет в космос?

- Когда произошло это великое событие?

- Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин полетел в космос?

- А сколько же времени длилось космическое путешествие Ю.А. Гагарина?

-Вы узнаете, решив цепочку примеров.

10


+8 + 60 +20 - 12 +22



50


+10 + 20 +30 - 2


80


+20 + 6 +2

Итак, сколько же времени находился в космосе Ю. Гагарин?

- Выразите 108 мин в часах и минутах.

- Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.

- А вот такой видят нашу Землю космонавты. Не даром ее называют «голубой планетой».

- Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме, в космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления.

87 – 75 (12) 16:4 (4) 24 + 84 (108)

- Как эти числа связаны между собой?

- Со времени первого полета люди постоянно летают в космос.

- Сколько же человек побывало с того памятного полета 1961 года вы узнаете сами. Но для этого вам нужно решить примеры на нахождение неизвестных компонентов и прокомментировать их.

- Найдите неизвестные компоненты действий:

900- х= 464 х-127=309 х+21=457

321+х=757 869 -х=433

- Учащиеся решают на местах с комментированием.

- Итак, сколько человек уже побывало в космосе? (436) В наше время в космос стали летать не только космонавты, но и туристы. В 2001 году в космосе побывал первый американский космический турист.

- Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

- Ребята, а знаете ли вы, что освоение космического пространства началось ранее 1961 года? Когда же был запущен первый искусственный спутник земли? Вы узнаете, выполнив следующее задание.

Вычислите сумму цифр в числах на звездном небе.


601

333

301




212

100

514



7

5

9

1

октября

4



- 4 октября 1957 года у нашей Земли появился искусственный спутник, который создали наши учёные.
"Космический привал"- динамическая пауза

Пришло время отдохнуть. Вы слушаете музыку и следите за движением объектов, при мигании моргаете глазками.

- Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.

- Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? К.Э. Циалковский – отец космонавтики предполагал, что живые существа могут приспособиться к состоянию невесомости. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.

- Какое животное первое побывало в космосе?

- Составьте и решите примеры по таблице узнаете, какое животное первое побывало в космосе?

- Заполните таблицу

Слагаемое

395




128




428




Слагаемое

165

496




325




528

Сумма




634

900

145

1000

789



Слагаемое

395

Ы

128

К

528

Слагаемое

165

496

Ш

428

А

Сумма

М

634

900

1000

789


- Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

- Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. Когда же это произошло?

- Решите примеры в учебнике: с. 106 № 416 (1, 2ст)- с- но, проверка на слайде

3 ноября 1959 года первая собака полетела в космос.

- Если вечером вы посмотрите на небо, то увидите много светящихся точек - звезд. Звезды - это огромные раскаленные светящиеся шары. Они находятся очень далеко от земли и поэтому кажутся нам маленькими.

- Ближайшая к Земле звезда - это Солнце. Солнце во много раз больше земли.

- (Полный оборот вокруг солнца наша планета совершает за один год (365 дней).

- Что дает солнце Земле?

- (Солнце дает Земле свет и тепло).

- От солнца зависит смена времен года, дня и ночи, погода на земном шаре.

- Кроме земли вокруг Солнца движутся и другие планеты.

Перед вами карточки с тестовыми заданиями. Решая тест, вы узнаете, какие еще планеты движутся вокруг солнца.




Задание

Ответы

1.

20+70

80

90

100

2.

400+300

70

700

800

3.

80-30

40

50

60

4.

600-200

400

500

600

5.

450-40

400

410

430

6.

760-60

700

710

750

7.

230+40

270

280

300

8.

70+320

380

390

400

700- Венера 50- Юпитер 410- Сатурн 700 –Сатурн

270-Уран 500- Космос 390- Нептун 400-Марс

60- Большая медведица 90- Меркурий 100- Луна







Задание

Ответы

1.

60+20

80

90

100

2.

600+100

70

700

800

3.

60-10

40

50

60

4.

300+100

400

200

600

5.

400+10

400

410

390

6.

800-100

700

710

790

7.

260+10

270

280

360

8.

330+50

380

830

400

700- Венера 50- Юпитер 410- Сатурн 700 –Сатурн

270-Уран 500- Космос 390- Нептун 400-Марс

60- Большая медведица 90- Меркурий 100- Луна


- Прочитайте планеты, которые у вас получились.

- Сколько всего планет получилось?

Всего 8 планет, но до 2008 года их было - 9. Не стали считать планетой малое небесное тело – Плутон.

- Наш полет заканчивается.

- Сколько минут был в космосе Ю.А. Гагарин? А мы с вами побывали в космическом путешествии 45 минут. На сколько минут дольше в космосе был Ю.А. Гагарин? Как узнать?

V. Итог урока.

Вы сегодня прошли много трудных испытаний, но справились с ними достойно, потому что работали дружно.

-Что повторили на уроке?

- Кому понравился урок?

- Что запомнилось больше всего?

- А какой увидел нашу планету из космоса Ю.А. Гагарин ?

Послушайте слова, которые сказал первый космонавт, когда вернулся на Землю.

“Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!

- Так давайте и мы с вами будем беречь нашу планету...”

- Желаю вам, чтобы ваши знания никогда не подвели вас, а только помогали в жизни.

А закончить урок хотелось бы словами А. Твардовского

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

-Урок окончен