Главная страница


Урок по литературе в 7 классе по рассказу А. Платонова «Юшка». Тема: Дорога добра. Цели: развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения



Скачать 47.08 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 7 классе по рассказу А. Платонова «Юшка». Тема: Дорога добра. Цели: развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения
Дата23.02.2016
Размер47.08 Kb.
ТипУрок

Открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу А.Платонова «Юшка».

Тема: Дорога добра.

ЦЕЛИ: 1.развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;

2.воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;

3. учить рассуждать, отстаивать свою точку зрения, работать с учебником, пересказывать, делать выводы.

ХОД УРОКА.

1.Чтение отрывка с.119. звучит музыка. Это отрывок из рассказа удивительного писателя Андрея Платонова. С его творчеством вы уже знакомились в 5, 6 классах, и будете знакомиться в старших классах. Этот писатель учит нас мудрости, любви и уважению к человеку.

2.Эксперимент.

У меня в руках камни. Отдаю детям.

Ты сможешь бросить этот камень в человека? В больное животное? Почему? К сожалению, на свете есть такие люди, которые, не задумываясь, бросят камень зла в человека, но в наших с вами силах повлиять на то, чтобы таких людей стало меньше.

3.Целеполагание.

И сегодня на уроке мы попытаемся потеснить то зло, которое, к сожалению, есть в каждом человеческом сердце. И поможет нам в этом главный герой рассказа Андрея Платонова Юшка, удивительный человек, который умел побеждать зло добром и пройдем вместе с героем дорогою добра, проведем исследование и ответим на вопрос: что такое дорога добра? Это наша задача. Откройте тетради и запишите число, тему.

4. Работа с текстом.

Давайте, ребята, познакомимся с главным героем, открывайте учебники, работаем с текстом. Что особо выделяет автор в портрете Юшки? Зачитайте. Глаза не видят, в них стоят слезы… вы сказали глаза Юшки наполнены слезами. Это глаза плакали? Нет, душа. Глаза – это зеркало души. Что это значит? ( что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах) Именно наша душа страдает, любит. Что же отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? Душа Юшки плакала, ему больно, в глазах слезы). Почему? (окружают жестокие люди). Это мы их так оцениваем. Ребята, а как Юшка называл таких людей, жестоких, непонимающих?(со слепым сердцем)

Вывешивается сердце. Вот оно слепое, пустое, обескровленное сердце. Это сердце людей, которые обижали Юшку. Люди били его, бросали камни. Каждый человек выбирает свой путь в жизни. Люди со слепым сердцем идут таким путем. «Сердце в людях бывает слепое», - говорил Юшка. Ребята, а почему сердца взрослых наполнялись яростью при виде Юшки?(потому что не умеют любить, не могут смириться с тем, что он не такой как все) А Юшка шел своей дорогой. Какой он шел дорогой? (дорогой добра, не причинял людям зла, не отвечал грубо)

Найдите в тексте слова, фразы, которые показывают отношения Юшки к окружающим его людям и их отношения к Юшке. Поработаем самостоятельно, запишем в тетрадь в два столбика. Работаем 4минуты.

Взрослые                                                           Юшка          
-дразнили                                                                         -ничего не отвечал
-обижали                                                                          -не гонялся
-издевались                                                                     -не обижался
-смеялись                                                                         -никого не ругал
-обвиняли в своих несчастьях                                       -жалел всех
-удивлялись                                                                     -радовался
-не понимали                                                            -верил, что его любят, но не понимают
-считали лишним                                                             -«…без меня тоже нельзя…»

-«…хоть бы ты помер…»                                                -«…мы все равны…»

Все закончили, давайте сравним, что получилось у вас? А я нашла еще такие фразы. Посмотрите что получилось? Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? ( зло, ненависть, а для Юшки – любовь и добро).В глазах взрослых Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, поэтому-то именно его вспоминают они, браня детей; вероятность стать таким как Юшка, звучит в их словах как упрек, возмездие за шалости и прегрешение.
Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что сказали бы о нем жители города.
Каким никогда не видят Юшку? В начале урока я читала вам отрывок из произведения. Каким вам видится Юшка в этом эпизоде? (Юшка сливается с природой, чувствует себя счастливым.)

Сокровенное для Юшки неведомо жителям, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего лишь Юшка. Поэтому мы с горечью читаем, что всякий может упрекнуть его за «безответность», кинуть в него камень, жестоко ранить словом. А как его полное имя? Ефим – благочестивый, священный, благожеланный. Как вы думаете, случайно ли автор дал такое имя? Какое герой делает благо? Чего не знает о нем никто? Юшка ко всем был добр? Какое сердце у Юшки? (У людей пустое, а у Юшки доброе) вывешивается сердце. Такое горячее, полное жизни сердце было у Юшки.

5.Минута релаксации.

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх, потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

6. Итог урока. Продолжаем наше исследование. Чем Юшка помешал веселому прохожему? Прочитаем диалог по ролям, с.120. Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?
Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не надо было серчать? (Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!)

Почему без Юшки стало хуже? В жизни так часто бывает. Когда теряем человека, только тогда осознаем, как велика и тяжела утрата. И людям, которые жили рядом с Юшкой, было стыдно за себя и за свое отношение к Ефиму Дмитриевичу.

Для кого он жил? Как он жил? Почему не ел сахар? Почему ходил в одной одежде? Куда же он деньги девал? Этот путь доброты к людям, который прошел Юшка, с его смертью прерывается, заканчивается? Нет, его продолжает девочка – сирота. Это была его дочь? Для чего она приехала? Почему она его разыскивала? Она, как и Юшка идет той же дорогой, дорогой любви, добра. Читаю цитату с.122.

Юшка прошел сложный путь. Он всегда шел дорогой добра. Мы тоже с вами попытались пройти этот путь вместе с героем. Я хочу, чтобы этот рассказ не прошел бесследно для вашей души. Ваше добро остается с вами. Вы всегда сможете им поделиться с ближними, сможете отдать частичку своего сердца так, как это делал Юшка, Ефим Дмитриевич.

7. Выставление оценок. Всем, кто работал на уроке поставлю 5, я всем благодарна. Мне было с вами интересно. Домашнее задание. Ответьте на вопрос: о чем вас заставил задуматься рассказ?

8.Рефлексия. У вас на партах лежат листочки с фразой. Продолжите фразу. Дорога добра – это….. сдайте листочки, я обязательно прочту их, мне важно мнение каждого из вас.

Спасибо, ребята за ваши ответы. Я желаю вам идти дорогою добра. Урок закончен.