Главная страница


Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание»



Скачать 26.31 Kb.
НазваниеУрок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание»
Дата24.02.2016
Размер26.31 Kb.
ТипУрок

Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»
Образовательные задачи: сформировать знания о дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерности при анализирующем скрещивании, продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символике при решении генетических задач.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: мультимедийный проектор, системный блок, индивидуальные карточки-задания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

Сообщение темы и целей урока. Слайды 2,3
Актуализация знаний: проверка основных понятий генетики. Слайд 3
Каждый организм характеризуется очень большим числом признаков, при этом число хромосом ограниченно, следовательно, каждая хромосома должна нести большое число генов.
Совокупность генов, лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления (слайд 4)

- Что означает термины «дигибридное скрещивание», «полигибридное скрещивание»? Слайд 4

Определение «дигибридное скрещивание» учащиеся записывают в тетрадь.

Рассмотрим пример дигибридного скрещивания.

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

- Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма). Слайд 5
Скрещивая растение с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.

- Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

- Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий?

Полученные гибриды дигетерозиготны. Как определить количество гамет? Слайд 6.
Для определения всех возможных при оплодотворении комбинаций гамет и генотипов гибридов F2 удобно начертить решетку Пеннета. Слайд 7

Задание:

А) заполните решетку. (проверка на слайде).

Б) Сделайте анализ результатов скрещивания, для этого определите число фенотипов. Подсчитайте количество особей каждого фенотипа. Отдельно подсчитайте число желтых и зеленых семян, гладких и морщинистых семян.

В) Сделайте вывод о наследовании признаков.

Г) Подсчитайте, сколько генотипов образуется при скрещивании.
- О чем говорит появление новых фенотипов с новыми комбинациями признаков, которых не было у родительских форм?

(ответы учащихся).

Две пары признаков наследуются во F2 независимо друг от друга.
Это явление называется независимым наследованием признаков.

Третий закон Г.Менделя. Слайд 8.
- От чего же зависит результат дигибридного скрещивания?

(ответы учащихся) Слайд 9.
Не всегда по фенотипу можно определить генотип организма. Рецессивный признак может проявлять себя только в гомозиготном состоянии, доминантный же может быть как гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии. Для определения генотипа проводят анализирующее скрещивание. Слайд 10.
Решим задачу. Слайд 11

- Каким образом при анализирующем скрещивании определяют неизвестный генотип организма?

(по потомству).


  1. Закрепление

1. Решение задачи. Слайд 12.

Учащиеся решают в тетрадях, один учащийся у доски.

2. Проверка новых понятий

IV. Домашнее задание

V. Итоги урока