Главная страница


Технология разноуровневого обучения. Учитель математики высшей категории, руководитель кафедры учителей математики Центра образования №1453 Иванова В. Н



Скачать 73.83 Kb.
НазваниеТехнология разноуровневого обучения. Учитель математики высшей категории, руководитель кафедры учителей математики Центра образования №1453 Иванова В. Н
Дата26.02.2016
Размер73.83 Kb.
ТипДокументы

Технология разноуровневого обучения.

Учитель математики высшей категории,

руководитель кафедры учителей

математики Центра образования № 1453

Иванова В.Н.

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизи-ровать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

Массовая разработка и внедрение педагогических технологий относится к середине 50-х годов, технологический подход к построению обучения возникает в начале в американской и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами.

Понятие технологии в образовании.

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Толковый словарь

Педагогическая технология -

-         Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)

-         Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. )

-         Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)

-         Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

-         Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Недостатки традиционной , классно-урочной системы носят психологический характер. « развитые забивают неразвитых,учителю трудно работать в такой группе,он невольно предьявляет к слабым более высокие требования.Поставив слабого в одни условия с сильными,значит создавать неравенство. -Поиск решения этих проблем привел к необходимости создания модели уровневой дифференциации,путем деления учащихся на подвижные и относительно одинаковые по уровню обученности группы учащихся. Как строить процесс дифференцированного обучения? Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.   Развитие мышления учащихся- одна из основных задач школы.   Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность,соответствующей его зоне ближайшего развития, каждая из которых овладевает программным материалом на уровнях: 1 . Государственный стандарт

2. Базовый

3. Творческий.

Реализация этих идей опирается на концепцию развивающего обучения основные положения которой:

-Вне деятельности нет развития ;

-Обучение опережает развитие;

-Только то обучение является развивающим, которое

опирается на зону ближайщего развития;

-Ученик является субьектом учебной деятельности, проявляя

активность, самостоятельность;

С 2008-2009 учебного года преподавание математики в нашем Центре образования в 6-8 классах ведется по технологии «группы сменного состава». Это форма организации труда - матричная. Она объединяет учебную деятельность учащихся в условиях сложных проектов или непрерывных программ. Матричная организация труда представляет собой простой, гибкий и динамичный способ объединить различные функциональные знания, опыт и классификацию в целевые группы. Повышение эффективности обучения по данной технологии, ее реализация, предусматривает:

1.Личностно - ориентированный подход в обучении.

2.Рациональная организация труда.

3.Осуществление перехода из одной группы в другую по желанию ученика и рекомендации учителя.

4.Переход из одной группы в другую по результатам обучения, итогам триместра.

5.Повышение качества обученности за счет создания гомогенных групп

обученности учащихся.

6.Положительная динамика мотивации к изучению математики.

Были созданы три группы учащихся на параллели 6,7,8 классов

Уровень обученности в каждой из этих группах был примерно одинаков. Тщательная подготовка включала в себя :

1.Работу психолога по выявлению предпочтений учащихся к изучению того или иного предмета для определения группы в которой он будет обучаться.

2. Работа классного руководителя для обьяснения самой системы ( это делалось на родительских собраних) , работа учителя по предмету:

оценка учителя и самооценка ученика, комплектование групп с учетом всего проделанного.

3. Проведение анкетирования учащихся по форме:

Ф.И.О оценка по предмету самооценка ученика группа

Например: 4 4 2

3 4 2

5 5 1

С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться. Группы мы назвали: 1 группа, 2 группа. 3 группа. Уровени обученности: низкий.средний.высокий. 3 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи. 2 группа – дети, способные справитьс с работой самостоятельно. 1 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. 

Дети 3 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.   Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий. Дети 1 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий. Так как группы учащихся «сменные» , то по результатам обучения ,уже в 1 триместре была произведена коррекция групп учащихся. Были переведены некоторые учащиеся либо по желанию .либо по результатам обученности или по рекомендации учителя из одной группы в другую. Учителя, работающие в группах : коллектив единомышленников, работающих по одной программе , но в разном темпе и уровню сложности. Мастерство учителя позволяет ему работать в разных группах. Но особенного профессионализма требует работа учителя в 3 группе,где собраны учащиеся с низкой мотивацией,имеющие пробелы в знаниях, требующие индивидуального подхода и внимания учителя. Эта группа должна быть малочисленной. Работаем мы все по одному учебнику: Ю.И. Макарычев, под редакцией С.А. Теляковского.Используем различные пособия для осуществления дифференцированного обучения и усилению мотивации к изучению математике: «Сборники тестов», « Сборник заданий для работы в 6,7.8 классах» . Автор А.П. Ершова. Задания соответствуют различным уровням знаний учащихся, что очень помогает нам в работе.В первой группе используем задания из учебника для углубленного изучения математике Ю.И. Макарычева.

Таким образом мы добиваемся следущего:

1.Создание оптимальных условий для развития интересов и способностей каждого обучаемого. 2.Решение проблем в обучении ( педагогической запущенности). 3.Формирование творческого и интеллектуального потенциала. 4.Борьба с перегрузкой не путем уменьшения научной информации,ее максимального упрощения, а лучшей организацией труда .5.Результат можно ожидать только после систематической работы в течении нескольких лет, хотя уже сейчас можно говорить о некоторых результатах:

1 группа учащихся: качество 100%, причем число учащихся, имеющих оценку 5 по

математике,увеличивается.

2 группа: 1 триместр-64%, 2 триместр – 70 % , 3 триместр – 78%

3 группа: 1 триместр – 6%, 2 триместр -14 %, 3 триместр - 18%.

Это говорит о верном и правильном выборе технологии по повышению обученности

математике в нашей школе.

Литература:

1.Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе.

П.И. Третьяков, Т.И, Шамова,2000г Москва. .

2. Технология саморазвивающего обучения. Учебное пособие.Г.К.Селевко 3.

3.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -- М.: Педагогика, 1982.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -- М., 1996.

5. Журнал «Профильное обучение». №1. 2003 г.