Главная страница


Технология гуманитаризации как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики



Скачать 82.53 Kb.
НазваниеТехнология гуманитаризации как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Дата25.02.2016
Размер82.53 Kb.
ТипДокументы

С.В.Васильева

МБОУ СОШ №10

ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Последнее десятилетие можно охарактеризовать интенсивным внедрением инноваций во все сферы образовательного пространства.

Инновационные процессы проявляются в различных аспектах: в обновлении содержания образования; в изменении или разработке новых методов, методик, педагогических технологий обучения, воспитания; в разработке индивидуальных концепций и технологий.

На современном этапе развития общества назрела необходимость смены приоритетов образования. Обучение должно быть ориентировано не только на формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, но и на выявление и учет индивидуальных особенностей обучаемой личности, ее воспитание и развитие, приобщение к культурным и духовным ценностям, создание условий для самовоспитания и саморазвития. Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а общеинтеллектуальное развитие – формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу

Главным ориентиром всех происходящих изменений является человек, его потребности и интересы. Этот ориентир сформулирован в виде одного из ведущих принципов преобразования системы образования – принципа гуманизации. Одним из средств реализации данного принципа является гуманитаризация школьного математического образования.

Гуманитаризация образования подразумевает учет индивидуальных особенностей обучаемого, формирование у него навыков научного поиска и творческого мышления, дифференциацию обучения. Такой подход к образованию позволяет сделать его развивающим и личностно-ориентированным. Технология обучения призвана играть в гуманизации математического образования значительную роль. Речь идет, в частности, об инновационных технологиях обучения, позволяющих внести технологические изменения в обучение.

Гуманитаризация математического образования подразумевает применение новых технологий при обучении математике. Информационные технологии могут занять в их ряду заметное место благодаря таким возможностям, как наглядность, интерактивность, возможность организации экспериментальной деятельности и другим. Именно это делает возможным включение обучаемого в активную познавательную деятельность, или, говоря другими словами, содействовать гуманитаризации математического образования.

Технология гуманитаризации математического образования подразумевает:

- формирование восприятия учащимися целостной картины мира, а не разделённой на различные области человеческого познания;

- формирование у учащихся умения строить новые сочетания математических знаний со знаниями, полученными из системы гуманитарной культуры;

- не внесение изменения в действующую систему   матема­тических знаний, а обогащение ее гуманитарными объектами.

Гуманитарные объекты могут иметь исторический, литературный, художественный, занимательный и другого рода характер.

К гуманитарным объектам исторического характера можно отнести:

- этапы возникновения и развития отдельных математических и гумани­тарных объектов;

-  биографические очерки известных математиков и личностей, имею­щих значительные достижения в области гуманитарных наук;

-  история развития цивилизации,  история России,  история родного края.

Гуманитарные объекты литературного характера включают :

поэтические строки, посвященные математике и известным математи­кам;

-  высказывания известных ученых, касающиеся математических объек­тов и математики как науки;

-  фрагменты литературно-художественных   произведений, имеющие в своей основе математические объекты и логические конструкции;

-  математические объекты и логические конструкции, представленные в форме литературно-художественного произведения: математическая сказка, притча, рассказ и т.п.; задачи в стихотворной форме; мнемони­ческие правила в стихотворной форме, способствующие запоминанию математических объектов, логических конструкций и др.

Гуманитарные объекты художественного характера подразумевают:

- использование театрализованных представлений;

- рассмотрение художественных, архитектурных, скульптурных произведений, имеющих в своей основе математические объекты;

- рассмотрение применения математических объектов в произведениях искусства и их значимости и т.д.

Использование средств мультимедиа безгранично расширяют возможности применения данной технологии.

Проиллюстрируем сказанное выше на примере урока геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора».

Целью урока является знакомство учащихся с древнегреческим математиком Пифагором и его теоремой. К задачам урока относятся:

образовательные: сформулировать и доказать теорему Пифагора, формировать навыки решения задач на нахождение неизвестной стороны прямоугольного треугольника;

развивающие: познакомить учащихся с греческим математиком Пифагором как всесторонне развитой личностью;

воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, углублять знания об истории математики.

На уроке используется мультимедийная презентация «Теорема Пифагора».

Урок начинается с демонстрации портрета ученого и с предположений учащихся, о том, кто такой Пифагор и какова его роль в истории математики.

Затем формулируются цели урока:

- узнать о жизни Пифагора;

- познакомиться с его математическими открытиями;

- доказать теорему и научиться применять её для решения задач.

Изучение нового материала начинается с заслушивания сообщений:

  1. Легенда о рождении Пифагора

  2. Пифагорейский союз и его математические открытия.

Сообщения учащихся дополняются информацией о том, что не только сила личности и мудрость Пифагора притягивали к нему единомышленников, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов. Приводятся примеры высказываний Пифагора:

  • Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

  • Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

  • Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

  • Молчание прекрасно. Молчи, если не можешь изречь то, что было бы прекрасней молчания.

  • Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?», а, засыпая вечером, спроси: «Что я сделал?»

Что общего есть во всех этих высказываниях? (Обсуждение 3-4 минуты). Эти высказывания называют акусмами Пифагора. Как вы думаете, почему? (Слово созвучно со словом «аксиома» – предложение, не требующее доказательства. Эти нравственные правила также не нуждаются в доказательстве).

Следующий этап урока – этап повторения, который приводит учащиеся к постановке проблемы: полученных ранее знаний о прямоугольных треугольниках недостаточно для решения задач на нахождение всех элементов треугольника.

Что нам известно о прямоугольных треугольниках? (по модели)

1. Определение прямоугольного треугольника.

2. Названия сторон, соотношения между ними.

3. Свойство острых углов прямоугольного треугольника.

4.Свойство прямоугольного треугольника с углом в 30

5. Свойство прямоугольного треугольника с углом в 45.

Устно по готовым чертежам (слайд) найти неизвестные элементы треугольников.


В

Н


А

м

Р

М

С
В АС = 30


45

5см


Все ли элементы треугольников нам удалось найти?

Проблема - имеющихся знаний недостаточно, чтоб найти в треугольнике АВС катет АС, в треугольнике МРН гипотенузу НР, нужно установить связь между катетами и гипотенузой.

После этого формулируется теорема Пифагора: «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и предлагается записать теорему Пифагора для данных треугольников и найди катет АС и гипотенузу НР (АС = 6, НР = 5).

Доказательство теоремы (слайд) проводится согласно тексту учебника «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасяна стр.130.

Отработка теоремы проводится при фронтальном решении задач № 483 (б, г) – фронтально и самостоятельно: Найдите недостающие элементы прямоугольного треугольника, если а и в его катеты, а с - гипотенуза




а

в

с

1)




4

5

2)

10

12




3)

8




17

4)

2

2




Проверка – слайд.

Дополнительная задача (из «Арифметики» Магницкого)

Случися некоему человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обрете лестницу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать (проверка – слайд).

Урок завершается заключительным словом учителя о том, что теорема Пифагора издавна широко применялась в различных областях науки, техники и практической жизни. О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Ветрувий, греческий писатель – моралист Плутарх, математик 5 века Прокл и другие. Долгое время считалось, что до Пифагора эта теорема не была известна. В настоящее время установлено, что эта теорема встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. Учащимся сообщается о том, что они познакомились с одним из более чем ста пятидесяти геометрических способов доказательства теоремы. Существует легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву 100 быков.

Пребудет вечной истина, как скоро

Ее познает слабый человек!

  И ныне теорема Пифагора  

Верна, как и в его далекий век.
Обильно было жертвоприношенье  

Богам от Пифагора. Сто быков

Он отдал на закланье и сожженье  

За света луч, пришедший с облаков.     

Поэтому всегда с тех самых пор,

Чуть истина рождается на свет,

Быки ревут, ее почуя, вслед.

Они не в силах свету помешать,

А могут лишь, закрыв глаза, дрожать

От страха, что вселил в них Пифагор. (Шамиссо)

Подводим итог, кто же такой Пифагор? (Учёный, мыслитель, поборник нравственности, поклонник ЗОЖ). Какие из его нравственных законов вы бы взяли на вооружение и почему?

На дом кроме обычного домашнего задания учащиеся получают и творческое задание (по желанию): теорему Пифагора называют теоремой пчёлки или теоремой невесты. Почему?

Применение технологии гуманитаризации в различных классах, при изучении различных тем, на разных видах уроков показывает увеличение интереса учащихся к предмету, включает в урок тех учеников, которые обычно остаются пассивными. Возможности применения гуманитарного фактора на уроках математики связаны с постоянным совершенствованием методики преподавания, поиском форм и методов, направленных на повышение эффективности урока, на воспитание эстетических чувств учащихся, на обогащение духовного облика школьника и формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.