Главная страница


Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста



Скачать 42.95 Kb.
НазваниеРоль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста
Дата04.08.2016
Размер42.95 Kb.
ТипДокументы

Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада.

Для детей, особенно, младшего возраста, основной вид деятельности — игра. Поэтому при составлении плана мы решили более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях мы подбирали с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал старались распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взят тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей младшего дошкольного возраста.

В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяют научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводят вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети чувствуют себя свободнее, увереннее, а воспитателям легче научить их координации движений.

Постепенно в играх усложняют задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросал воспитатель, а затем и сами дети.

В дальнейшем необходимо подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывают, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку»: со скамейки спрыгивали на цветную дорожку, сделанную из клеенки. Во втором варианте этого упражнения можно поставить 4 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии метра, постелить дорожки разного цвета. Это даст возможность одновременно учить спрыгивать большое число детей и повторять упражнение от 6 до 10 раз. Затем повторять это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».

Иногда в одном игровом упражнении объединяют несколько знакомых детям движений. Так, в игровом упражнении «Брось мяч через веревочку» на площадке натягивают шнур и ставят скамейки. Дети перебрасывают мячи через шнур, а, догоняя их, перелезают через скамейки. Таким образом, они выполняют три основных движения: перебрасывают мяч, перелезают через скамейку и бегают. В другом упражнении дети ползают, проползают под дугами и звонят в колокольчик, подпрыгивая на месте.

При обучении действий с мячом первые игровые упражнения проводят с целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Учат прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске. С этой целью используют такое игровое упражнение, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать.

Особенно детям нравится упражнение «Поймай шарик сачком». По сдвинутым двум столам воспитатель прокатывает шары поочередно каждому ребенку, а они сачком их ловят. Постепенно это упражнение усложняют: одновременно прокатывают не один, а два шарика, а ловят их те дети, которых называл воспитатель. Затем дети ловят шары не сачком, а руками.

Дети выполняют и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Попади в неваляшку», «Скати мяч с горки» и т. д.

Только после того как дети научатся свободно действовать в играх с мячом, можно начинать учить их бросать и ловить мяч.

Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, изготовлены пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки разной длины, сачки, лопаточки. Прокатывая шары, дети могли подбирать их по цвету (красные шары прокатывали через красную дугу), по величине (большие мячи прокатывали через высокие дуги), прокатывали мячи по дорожкам разной длины, разного цвета и т. д.

Большое место в работе с малышами занимают сюжетные подвижные игры.

В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, приучают детей действовать в соответствии с правилами игры.

Выполнение этих задач прежде всего зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы сумели заинтересовать малышей игрой. Поэтому объяснить игру необходимо эмоционально и выразительно и принимать непосредственное участие в игре, проявлять заинтересованность действиями детей. Все это помогает создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждает детей к активным действиям, вызывает желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, не только подсказывают, как нужно двигаться, но и показывают образец правильного выполнения движений.

При проведении подвижных игр широко используют такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагают детям третьего года жизни подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.

Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя.

При разработке вариантов подвижных игр необходимо предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволит, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.

Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимают гнезда-обручи. Во втором варианте они могут использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).

При обучении основным движениям воспитывают у детей умение действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.