Главная страница


Рабочая программа учебного предмета «Математика»



Скачать 133.79 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета «Математика»
Дата26.02.2016
Размер133.79 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по математике для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по математике (Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В.), Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования. В авторскую программу были внесены коррективы: добавлено 5 ч. в теме «Резерв».

Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 6-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту примерной программы по математике Булгаковой Е.Ю. (Математика. 5-6 классы: рабочие программы по учебникам Никольского С.М., Потапова М.К., Решетникова Н.Н., Шевкина А.В./ авт.-сост. Булгакова Е.Ю.– Волгоград: Учитель, 2012).

В системе предметов общеобразовательной школы курс математики представлен в предметной области «Математика и информатика». Назначение предмета «Математика» в основной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формировать интеллектуальное развитие, интерес к предмету «математика», качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитывать культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

  • становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости;

  • осознание обучающимся значения математики в повседневной жизни человека.

Для достижения поставленной цели в 6 классе необходимо решение следующих задач:

• развитие представления о математике, как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.

  • вырабатывать умения переходить от конкретного к абстрактному, выводить логические следствия изданных предпосылок (начало дедуктивного мышления), применять выводы, полученные из теоретических рассуждений, к конкретным вопросам практики;

  • развитие логического и критического мышления, формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности;

  • овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной и старшей школе (7-11 классы), для изучения смежных дисциплин и применения их в повседневной жизни.

Для обучения математике в МБОУ «СОШ с УИОП №7» выбрана содержательная линия УМК по математике Никольский С.М.,.Потапов М.К, Решетников Н.Н., Шевкин А.В.. Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по математике состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов математики в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

Для выполнения всех видов обучающих работ по математике в 6-ом классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

1) Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В.. – М.: Просвещение, 2014

2) Математика: 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1/ Потапов М.К., Шевкин А.В.. – М.: Просвещение, 2014

3) Математика: 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2/ Потапов М.К., Шевкин А.В.. – М.: Просвещение, 2014

Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий:

1) Математика: 6 класс. Дидактические материалы / Потапов М.К., Шевкин А.В.. – М.: Просвещение, 2013

2) Математика. Тематические тесты. 6 класс / Чулков П.В., Шершнев Е.Ф., Зарапина О.Ф.– М. : Просвещение, 2013

Нижеуказанное пособие позволяет организовать методическое обеспечение учебного предмета «Математика» в 6-ом классе:

Математика. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Потапов М. К., Шевкин А. В.. — М.: Просвещение, 2014.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, тестов. Итоговая аттестация – в форме административной контрольной работы.

Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:

  1. пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета «Математика» (6 класс).

  2. календарно-тематическое планирование1 с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;

  3. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Основное содержание учебного предмета

1.Отношения, пропорции, проценты (33 часов)

Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.

Основная цель – усвоить понятия, связанные с пропорциями и процентами.

2. Целые числа (35 часа)

Отрицательные целые числа. Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.

Основная цель – научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями уже хорошо усвоены.

3. Рациональные числа (39часов)

Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.

Основная цель – добиться осознанного владения школьниками арифметических действий над рациональными числами.

4. Десятичные дроби (32 часа)

Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.

Основная цель – научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближёнными вычислениями.

5. Обыкновенные и десятичные дроби(23 часа)

Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.

Основная цель – ввести действительные числа.

6. Повторение (8 часов).

7. Резерв (5 часов).

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса

В результате освоения курса математики 6 класса программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и спо­собности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирования коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

  7. умения контролировать процесс и результат учебной ма­тематической деятельности;

  8. формирования способности к эмоциональному вос­приятию математических объектов, задач, решений, рассуж­дений;

метапредметные:

    1. способности самостоятельно планировать альтернатив­ные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

    3. способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

    4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

    5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    6. развития способности организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    7. формирования учебной и общепользовательской компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ - компетентности);

8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

  1. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  2. умения находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  3. умения понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

  4. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  5. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

  6. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных математических про­блем;

  7. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структу­рирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис­пользовать различные языки математики (словесный, симво­лический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

  1. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных гео­метрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, мно­гоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических за­кономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

  2. умения выполнять арифметические преобразования ра­циональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учеб­ных предметах;

  3. умения пользоваться изученными математическими формулами,"

  4. знания основных способов представления и анализа ста­тистических данных; умения решать задачи с помощью пере­бора всех возможных вариантов;

Планируемые результаты освоения программы

по математике к концу 6-го класса
Отношения, пропорции, проценты (33 часов)

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • находить процент от некоторой величины; число, если часть его выражена в процентах; сколько процентов одно число составляет от другого.

  • решать задач на проценты с помощью пропорций.

  • развивать самостоятельность добывания знаний.

  • использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Учащийся получит возможность:

  • познакомится с решением задач на пропорции и проценты;

  • углубить и развить представления о процентах;

  • научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Целые числа (35 часа)

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • сравнивать и упорядочивать целые числа;

  • выполнять вычисления с целые числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений;

  • использовать понятия и умения, в ходе решения математических задач выполнять несложные практические расчеты.

Учащийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о целых числах;

  • научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Рациональные числа (39часов)

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

  • выполнять вычисления с рациональные числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений;

  • использовать понятия и умения, в ходе решения математических задач выполнять несложные практические расчеты.

Учащийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о рациональных числах;

  • научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Десятичные дроби(32 часа)

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • сравнивать и упорядочивать десятичные дроби;

  • выполнять вычисления с десятичные дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;

  • умножать и делить десятичные дроби;

  • выполнять вычисления со смешанными числами;

  • отмечать дроби на координатном луче.

Учащийся получит возможность:

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Обыкновенные и десятичные дроби(23 часов)

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • раскладывать обыкновенные дроби в конечные десятичные дроби;

  • записывать бесконечные периодические десятичные дроби;

  • отмечать числа на координатном луче;

  • научиться, используя формулы, находить длину окружности и площадь круга.

Учащийся получит возможность:

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.


Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Учебно-методический комплект:

1) Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2013

2) Математика: 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1/ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2014

3) Математика: 6 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2/ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2014

4) Математика: 6 класс. Дидактические материалы / М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2013

5) Математика. Тематические тесты. 6 класс / П.В.Чулков, Е.Ф.Шершнев, О.Ф.Зарапина – М. : Просвещение, 2013

6) Математика. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

1) Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А.С.Чесноков, К.И. Нешков.- М.: Классик Стиль, 2012.

2) Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса.- М.: Илекса, 2014.

3) Минаева С.С. 20 тестов по математике: 5-6 классы.-М.: Издательство « Экзамен»,2013

4) Занимательные задания в обучении математике [Текст]/М. Ю. Шуба. - М.: Просвещение, 1994. – 124 с

5) Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010

Интернет- ресурсы:

1) Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru

2) Уроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru

3) Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: https://school-collection.edu.ru/

4) Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: https://fcior.edu.ru/



Согласовано на заседании ШМО или кафедры…………

Протокол №____

от «____» _________ 2014г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР
Новоселова Т.Ю.

«____»__________2014г.





1 При составлении календарно-тематического плана были введены следующие сокращения: П. – познавательные результаты; Р. – регулятивные результаты; К. – коммуникативные результаты.