Главная страница


«Путешествие по стране красивой речи» Входит девочка – «Волшебница речь»



Скачать 60.15 Kb.
Название«Путешествие по стране красивой речи» Входит девочка – «Волшебница речь»
Дата12.02.2016
Размер60.15 Kb.
ТипДокументы


Школьный ералаш:

« Путешествие по стране

красивой речи»

Входит девочка – «Волшебница речь».

- Ребята знакомы ли вы со мной? Конечно, знакомы. Я, та особенная речь, с которой вы встречаетесь в стихах, сказках, рассказах. У меня припасено немало секретов и чудес. А нужны они для того, чтобы кого-то веселить и радовать, а кого-то удивлять, учить. Давайте посмотрим, как мне удаётся словами влиять на чувства и настроение людей.

Логопед: Вы, ребята, конечно, знаете таких людей, которые умеют интересно рассказывать, и которых все внимательно слушают. И, конечно, вам хочется тоже так же хорошо говорить.

Речь бывает устная и письменная.

Определите, какая это речь:

  1. Мальчик и девочка читают книгу.

  2. Разговор по телефону.

  3. Мальчики играют с мячом в классе, а учительница их ругает.

  4. Девочка пишет на доске.

Отгадайте загадки. О какой речи – устной или письменной напомнили вам отгадки?

Не дерево, а с листочками?

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешком,

Не человек, а с разумом.
Без языка живёт,

Не ест, не пьёт,

А говорит и поёт.
Логопед: ответьте на вопросы:

1). Ребята собрались во дворе, им нужно договориться об игре в футбол. Какой формой речи – устной или письменной будут пользоваться дети?

2). Ученику предложили рассказать об отдыхе в пионерском лагере. Какой речью воспользуется ученик?

3). Мальчику необходимо поздравить с днем рождения бабушку, живущую в деревне. С помощью, какой речи он сможет это сделать?

Игра «Узнай голос» - запись на магнитофоне голосов учителей и воспитателей.
Пословицы. Я вам по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать окончание.

- Семь раз отмерь…(один раз отрежь).

- Без труда…(не вытащишь рыбку из пруда).

- Дарёному коню…(в зубы не смотрят).

- Один в поле…(не воин).

- С кем поведёшься,…(от того и наберёшься).

- Слово не воробей…(вылетит - не поймаешь).

- Лучше синица в руках…(чем журавль в небе).

- Не имей сто рублей…(а имей сто друзей).

- Любишь кататься…(люби и саночки возить).

- Поспешишь…(людей насмешишь).

Игра «Он – она».

- Пословицы вы знаете. А вот у меня задания похитрей! У меня игра одна под названьем «Он – Она». И пускай играет тот, кто игру мою поймет.

Он слон – она слониха.

Он лось – она …(лосиха)

Он кот – она…

Ну конечно это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Так сыграем ещё раз, обыграть хочу я вас!

Он морж – она моржиха,

Он заяц – она ….(зайчиха),

Он бык – она …

Всем знакомо это слово?

Да! Да! Да! Всем знакомо это слово
Сценка.

Выходят два человека: один изображает учителя, другой – ученика.

Учитель: Какие животные приносят вред деревьям?

Ученик: Зайцы и другие насекомые.

Учитель: Расскажите о поведении крокодилов.

Ученик: Они редко вынимают себя из воды.

Учитель: Зачем заяц к зиме меняет окраску шерсти?

Ученик: Для конспирации.

Учитель: Почему некоторые звери зимой залегают в спячку?

Ученик: Потому что они зимой не хотят работать.

Учитель: Какие ты знаешь виды медведей?

Ученик: Бурые, черные и блондины.

Учитель: Каким общим словом можно объединить слова: лук, картофель, капуста?

Ученик: Рынок!

Учитель: Ты что жуёшь на уроке? Не позавтракал!

Ученик: Позавтракал, а сейчас обедаю.

Учитель: Какие животные обитают в лесу?

Ученик: Хищные и добрые.

Учитель: Какой музыкальный инструмент ты любишь больше всего?

Ученик: Магнитофон.

Темп речи бывает разный: быстрый, медленный, нормальный.

В каких случаях можно говорить в быстром темпе? Давайте посоревнуемся, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорки.

Проговаривание скороговорок способствует формированию отчетливой, внятной устной речи.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- У ёлки иголки колки.

- На дворе растёт трава, на траве лежат дрова.

- По бревну бобры бредут.

- Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

- У Кондрата куртка коротковата.

- На горе, на пригорке жили 33 Егорки.

Стихотворение «Пожалуйста, потише».

Послушайте стихотворение и скажите, где нельзя громко разговаривать.

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас не привела, -

Учтите никому не интересно

Всё знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе.

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише – 2 раза.

Спокойно говори, а не кричи.

Пожалуйста, потише – 2 раза.

Тсс! Тсс! Ччч.

В музее кинотеатре и трамвае

О том, о сём друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед.

У дедушки к дождю разнылись кости.

А, между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише – 2 раза.

Совсем не обязательно кричать.

Ведь вас и так услышат – 2 раза.

Попробуйте всё тихо рассказать.

А теперь поговорим о помощниках устного слова. Мимика – выражение лица. Какое бывает выражение лица? (грустное, веселое, злое, доброе). Покажите. Мимика помогает говорящему лучше выразить свои чувства.

Ребята, вы знаете, что говорить можно тихо, громко, нормально. Сейчас мы поупражняемся в умении изменять громкость своей речи в зависимости от ситуации разговора. Скажите, когда следует говорить тише или громче обычного?

1). Дома кто-то болен, отдыхает, работает, а к тебе пришли в гости друзья, и ты им рассказываешь о своих рыбках.

2). Ты у доски на уроке математики объясняешь решение задачи.

3). Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.

4).Тебе надо попросить на уроке у товарища свою ручку.

5). Ты выступаешь в огромном зале.

6). Ты рассказываешь сказку младшей сестре перед сном.

Игра «Как живёшь?» - весёлая минутка.

На каждый вопрос вы дружно отвечаете хором: «Вот так!» и показываете нужное действие жестом.

Вопрос ведущего. Как живёшь?

Как плывёшь? (Вот так!)

Как бежишь? (Вот так!)

Вдаль глядишь? (Вот так!)

Ждёшь обед? (Вот так)

Машешь вслед? (Вот так!)

Ночью спишь? (Вот так!)

Я называю разные предметы, если их можно кушать – хлопните в ладоши.

Булка…

гайка…

варенье…

сыр…

мед…

ватрушка…

вагоны…

шоколад…

папочка…

паруса…

шкатулка…

майка…

печенье…

рыбий жир…

самолет…

погремушка…


Телефонный тренинг.

  1. Не звонить после 10 часов вечера и до 9 часов утра.

  2. Не звонить в одно и то же место более одного раза, в крайнем случае, двух, если об этом не просят.

  3. Ни в коем случае не употреблять развязного тона, оскорбительных выражений, как бы не складывался разговор, вести дело к юмору и миру.

  4. Класть трубку по первому требованию с того конца провода.

  5. Нельзя спрашивать: «А куда я попал?», «А какой ваш номер?», «А как вас зовут».

  6. Можно: «Вы так любезны, я не оторвал(а) вас от дела», «У вас приятный голос, очень рад(а) заочному знакомству…».

  7. Ответная реакция на звонок зависит от многих факторов, как- то: тон вопроса или заявления, настроение и степень занятости абонента, его фантазия, эрудиция и т.д.

Мальчик крикнул прохожему:

- Скажите, сколько часов?

Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки.

Какие это ошибки?

Волшебница Речь: Ребята, а внимательно ли вы относитесь к словам? Задумываетесь ли над их значением? Сейчас проверим. Отгадайте слово по его толкованию.

  1. Здание, в котором учатся дети.

  2. Участок земли, где растут овощи.

  3. Небольшое укрытие, построенное из веток.

  4. Замерзшая и затвердевшая вода.

  5. Скорость, с которой мы говорим.

  6. Окраска голоса.