Главная страница


Протокол № от 2012 г. «Утверждаю: Директор оу с. Б. Тимкина Приказ № от



Скачать 110.04 Kb.
НазваниеПротокол № от 2012 г. «Утверждаю: Директор оу с. Б. Тимкина Приказ № от
Дата27.08.2016
Размер110.04 Kb.
ТипПротокол

Рассмотрено

на заседании педагогического совета ОУ

Протокол № ___

от «__»_______ 2012 г.
«Утверждаю:

Директор ОУ __________С.Б. Тимкина

Приказ № ___ от «__» ________ 2012 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проектно–исследовательской деятельности

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»
1. Общие положения

1.1. Данное положение разъясняет использование технологии учебных проектов и технологии учебного исследования в системе основного общего образования и при реализации учебного плана.

Технология учебных проектов. Учебный проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Основной тип учебного проекта – практико-ориентированный. Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы.

Технология учебного исследования. Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. Основные критерии оценки учебного исследования: научная значимость темы; обоснованность выбора методов исследования и грамотность их использования; глубина и грамотность анализа полученных результатов.

1.2. В своей деятельности МБОУ «ОБСШ» руководствуется законом РФ «Об образовании», Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов) – М: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения).
2. Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности

Цель: проектно- исследовательская деятельность учащихся организуется с целью повышения эффективности обучения на принципах проблемного деятельностного подхода и с целью подготовки учащихся к успешной деятельности в информационно и технологически насыщенном мире, изменения психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество. Проектно-исследовательская деятельность направлена на партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом, формирование таким путем ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества, воспитание активного, ответственного гражданина и творческого созидателя.

Задачи:

- создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

- создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля;

- создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
3. Организация проектной работы учащихся

3.1. В проектную деятельность включаются учащиеся 5-9 классов.

3.2. Учащиеся реализуют индивидуальный проект, представляющий собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).

3.3. Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителем проектной деятельности.

3.4. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектной работой в школе, ее координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора по учебно- воспитательной работе. Проектную деятельность учащихся непосредственно организуют и руководят ею учителя, педагоги дополнительного образования, психолог (руководитель проектной деятельности). Издаётся ежегодный приказ по ОУ (основанный на настоящем Положении) об организации и проведении проектной работы в текущем учебном году.

3.5. Не позднее сентября текущего учебного года руководителем проектной деятельности разрабатывается план (форма прилагается) реализации проектной, исследовательской работы для каждого класса, который согласовывается с заместителем директора школы по УВР и утверждается директором школы. Этот документ является приложением к образовательной программе школы. С момента утверждения директором ОУ перечня проектных работ, принятых к разработке в текущем учебном году, руководитель проектной деятельности несёт ответственность за выполнение проектной работы обучающимися. К 1 октября текущего учебного года руководитель проектной деятельности утверждает индивидуальный план работы для каждого учащегося на предстоящий учебный год, согласно выбранной теме.

3.6. Процесс работы над проектом осуществляется через ряд последовательных этапов (подготовительный, технологический, презентативный, заключительный этапы).

3.7. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;

3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;

5) сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
3.8. В журнале фиксируются этапы выполнения проектов, согласно утвержденному календарно-тематическому плану. Оценки выставляются по завершению каждого этапа индивидуально (если данный курс реализуется в объеме не менее 35 часов).

3.9. Виды проектов: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные.

3.10. Формы проектов:

Проект может иметь одну из следующих форм:

- информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы;

- проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы;

- экспериментальная - описывает научный эксперимент, имеющий известный результат;

- натуралистические и описательные, направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления;

- исследовательская - творческая работа, выполненная при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющая собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления;

- практическая работа, основной целью которой является не только разработка проблемы, но и ее реализация

- изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы

- презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации

3.11. Проект может быть по содержанию как предметным, так и межпредметным, социальным и др.

3.12. Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, инсценировки, игры, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты и т.д.

3.13. Ежегодно проводится школьная конференция, на которой производится презентация и защита проектных работ, лучшие из которых направляются для участия в межшкольной конференции и др.

3.14. Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить преподаватели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники.

3.15. Специальная комиссия, формируемая администрацией ОУ оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного обучающегося. Количество членов комиссии 3 - 5 человек

3.16. Защищённый проект не может быть полностью использован в следующем учебном году в качестве отдельной проектной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.

3.17. В школе организуется банк данных проектно-исследовательских работ, которым могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
4. Основные характеристики проекта.

4.1. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.

4.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.

4.3. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1.

4.4. Введение включает в себя ряд следующих положений:

- любой проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;

- далее устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;

- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;

- далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;

- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».

4.5. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

4.6. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

4.7. Общие требования к оформлению исследовательских работ

Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,0. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом.

Страницы в проекте считают с титульного листа, нумеруют со второго.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 25 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами.

Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

5. Процедура защиты проекта: представление на конкурс или на итоговую аттестацию

5.1. Не позднее, чем за две недели до установленного срока проект предоставляется руководителю проекта.

5.2. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
6. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

• степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

• степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

• практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

• количество новой информации использованной для выполнения проекта;

• степень осмысления использованной информации;

• уровень сложности и степень владения использованными методиками;

• оригинальность идеи, способа решения проблемы;

• осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

• уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

• владение рефлексией;

• творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

• социальное и прикладное значение полученных результатов.
Приложение № 1
Примерная форма плана проектной деятельности
1. Титульный лист содержит название ОУ, согласование с заместителем директора по УВР, утверждение директора ОУ (приказ), название деятельности, согласно учебному плану, класс, объем, ФИО, должность руководителя проектной деятельности и год разработки данного документа.

2. Пояснительная записка.

3. Тематический план.

4. Календарно-тематическое планирование.

5. Ресурсное обеспечение.
Пример тематического плана проектной деятельности
№ Тема занятия Количество часов Форма проведения

1 Понятие проектно-исследовательской деятельности. Постановка задач курса. 1

2 Выбор тематики написания проектно-исследовательских работ 1

3 Поиск необходимой литературы по выбранной тематике 2

4 Написание вводной части проектно-исследовательской работы, обозначение целей исследования 2

5 Проведение проектно-исследовательских мероприятий и их описание

6 Обозначение полученных результатов исследования, формулирование выводов 2

7 Подготовка презентации к выполненной работе 1

8 Защита проектно-исследовательских работ 2

9 Подведение итогов 1

Итого 17

Приложение 2

Форма оформления работ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная Березниковская средняя школа »

Проект

Тема:

Выполнил:

Руководитель:

Березник, год.