Главная страница


Программа вечера: Итоги школьной олимпиады. Награждение победителей олимпиады



Скачать 96.52 Kb.
НазваниеПрограмма вечера: Итоги школьной олимпиады. Награждение победителей олимпиады
Дата15.02.2016
Размер96.52 Kb.
ТипПрограмма

Математический вечер

«Из истории математики» (8 класс)
Подготовила и провела учитель математики Грачёва В.В.
Программа вечера:


  1. Итоги школьной олимпиады.

  2. Награждение победителей олимпиады.

  3. Инсценировка об Евклиде ( 3 век до н. э. )

  4. Выступления учеников с сообщениями о математиках:

- Архимед ( около 287 – 212 г.г. до н. э.)

- Н.И. Лобачевский ( 1792 – 1856 )

- С.В. Ковалевская ( 1850 – 1891 )

- К. Гаусс ( 1777 – 1855 )

5. Викторина.
Оформление

Портреты математиков и высказывания о них:

«Арифметика и геометрия – два старейших и важнейших раздела математической науки, и в обоих в течение ряда столетий наука в значительной степени питалась творениями Евклида»

Хинчин А.Я.

«Внимательно читая сочинения Архимеда, перестаёшь удивляться всем новейшим открытиям геометров»

Лейбниц Г.

«Гаусс в полном смысле этого слова создал современную теорию чисел и предопределил всё её дальнейшее развитие до нынешнего дня»

Клейн Ф.

«Лобачевский всю жизнь занимался созданной им «воображаемой геометрией», но в этой воображаемой науке не было ничего фантастического. Она была и есть несомненная реальная истина»

Вагнер Н

.«Огромные творческие научные силы русской женщины были впервые раскрыты перед всем миром С.В.Ковалевской»

Вавилов С.И.

Содержание
1. Евклид – древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии.

Там, где с морем сливается Нил,

В древнем жарком краю пирамид

Математик греческий жил –

Многознающий, мудрый Евклид.
Геометрию он изучал,

Геометрии он обучал.

Написал он великий труд.

Эту книгу «Начала» зовут.

Чтоб попасть к нему в ученики

И постигнуть мудрость старика,

Морем плыли,

Шли издалека…
А вопросы были нелегки:

- Что есть точка? –

Вопрошал Евклид,

Взглядом обводя своих гостей.

- Точка – это то, в чём нет частей, -

Архелай кудрявый говорит.

- Правильно ответил, молодец! –

Улыбнулся ласково мудрец.

- Ну, а в чём же линии секрет?

- Есть длина, а ширины в ней нет.

- Снова в точку. Я б хотел узнать,

Для чего учёным хочешь стать?

Ведь дороги к знаньям непросты!

- Я богатым стать хочу, как ты!

Я слыхал: наука – это клад!

Я уверен: ты, Евклид богат!
Две монеты достаёт мудрец,

Их берёт растерянный юнец.

- Всё, ступай! – учёный говорит.

- Ты теперь богаче, чем Евклид.
Тёплый ветер вдруг подул сильней,

Пальмы закачал на берегу.
- Кто поделит круг на пять частей?

Архилок поднялся: - Я смогу!

Осветило солнце светлый лик.

Циркуль сжав уверенно в руке,

Круг он ловко делит на песке.

Головой кивнул ему старик:

- Хорошо!

Потом спросил Евклид:

- А тебя к науке что манит? –

Юношу погладил по плечу.

- Знаменитым стать, как ты хочу,

Слышу всюду: «Как умён Евклид!»

Значит, славу знание сулит!

Взял Евклид заточенный тростник,

Пишет на папирусе старик:

«Люди! Он умней, чем я, Евклид!»

- Ну, иди! Теперь ты знаменит!

Ну, а третий думает о чём?

Что-то чертит, чем-то увлечён.

- Что ты чертишь?

- Линии черчу. Теорему доказать хочу,

Но, другим путём, не как Евклид, -

Юноша упрямо говорит.

Слёзы на глазах у старика:

Он нашёл себе ученика.

- Кто же ты?

И слышит он в ответ:

- Я из Сиракуз. Я – Архимед.
2. Сообщения о математиках
Архимед – древнегреческий математик, механик, военный инженер.

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.

Был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались: корона!
Захотелось Гиерону сделать новую корону.

Золота отмерил строго,

Взял не мало и не много –

Сколько нужно – в самый раз.

Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону ювелир принёс корону.

И царю узнать охота: честно ль сделана работа?

- Вот корона, Архимед, золотая или нет?
И задумался учёный:

Как узнать состав короны?

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода; догадался он тогда,

И помчался к Гиерону не обут и не одет …
- Эврика! Раскрыт секрет!

Пусть весы сюда несут и с водой большой сосуд…

На весы кладём корону и теперь такой же ровно

Ищем слиток золотой.
Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.

Гиерон! Смотри сюда –

В чаше поднялась вода!

Ставлю чёрточку по краю,

А корону вынимаю.

В воду золото опустим, в воду золото допустим…

Поднялась опять вода. Метку ставлю я. Куда?

Ну, конечно же по краю.

- Ничего не понимаю.

Лишь две чёрточки я вижу.

Эта – выше, эта – ниже.

- Но какой же вывод главный?

Равный вес. Объём - не равный!

Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой:

Тело вытеснит…

- Постой! Говоришь: объём неравный?

Мастер мой мошенник явный!

За фальшивую корону он ответит по закону!

А ты за разгадку получишь дары!
Гибель Архимеда.

Враги по городу бегут,

Дома пылают, как костры.

Мечи короткие остры.

Марцел кричит:

- Победа! Найдите Архимеда!

Пусть приведут его живым! –

А смерть летит быстрей, чем дым,

Копьём стучится в каждый дом.

Учёный думал о своём…

Искал в то время Архимед

Закон движения планет.

- Все тела притягиваются друг к другу…

Поэтому и яблоки падают на землю…
Вот шум и крики за стеной,

А он чертил круги.

«Нашёл! Нашёл!»

Но за спиной уже стоят враги…

От пепла чёрным стал рассвет.

Упал на землю Архимед.
Не жди пощады на войне.

Там смерть всегда привычна.

Пылали крепости в огне,

Мир полыхал античный.

То шли фаланги, будто смерч, -

Царь Македонский поднял меч.

То к Риму рвался Ганнибал,

То жаждал Рим победы.

Никто из них в расчёт не брал,

Что гибнут Архимеды.
Н.И. Лобачевский – русский учёный, один из создателей неевклидовой геометрии.

И стояла геометрия Евклида,

Как египетское чудо – пирамида.

Строже выдумать строенья невозможно,

Лишь одна была в ней глыба ненадёжна.

Аксиома называлась «Параллели»,

Разгадать её загадку не сумели.

И подумал Лобачевский:

«Но ведь связана

С природой аксиома!

Мы природу понимаем

По – земному.

Во Вселенной расстоянья неземные,

Могут действовать законы там иные!»

«Да, конечно, да!

Доказывать бесцельно!

Параллельные пойдут непараллельно!

Там, где звёздный мир

Раскинулся без края, -

Аксиома параллелей там другая!

Параллельна геометрия Евклида.

Есть ещё одна –

Совсем другого вида»

Смотрел он долго в зимнее окно:

Горели звёзды

В небе над Казанью.

Вселенная была с ним заодно –

Открылся чистый купол мирозданья

И звёзды в вышине огнём горели,

Твердя: непараллельны параллели.

А математика отправили в отставку.

Забытый всеми, быстро угасал,

Ослеп, но труд упрямо диктовал,

Внося то добавленье, то поправку.

О чём он думал

В свой последний час?

Быть может, о пространствах

Беспредельных,

Где нет привычных людям параллельных.

Иль думал он о будущем, о нас?

И физика в дальнейшем подтвердила:

Теория его не миф, не сон.

Луч света не прямой. Вблизи светила

Он силой тяготенья искривлён.
С.В. Ковалевская – выдающийся русский математик, талантливая писательница.

Только 41 год прожила эта замечательная женщина. Её труды в одной из сложных областей механики обогатили науку и поставили её имя рядом с именем величайших математиков того времени - Эйлера и Лагранжа.

В условиях старой России её талант не мог быть раскрыт полностью. Только своим огромнейшим трудом она преодолела все трудности, стоящие на её пути, и, получив блестящее образование за границей, достигла мировой славы. В 1888 году Парижская Академия наук, а через год Шведская Академия наук высоко оценили математические исследования Ковалевской и удостоили её высоких премий и учёных степеней.

Вручая почётные премии Ковалевской за её гениальные работы, президент Парижской Академии наук сказал: Между венками, которые мы даём сегодня, один из прекраснейших и труднейших для достижения возлагается на чело женщины. Наши сочлены нашли, что труд её является свидетельством не только глубокого и широкого знания, но и признаком ума великой изобретательности».

Эта великая русская женщина достигла огромнейших успехов во многих областях математики и астрономии. Самой выдающейся её работой является блестяще решённая проблема о вращении тяжёлого твёрдого тела вокруг неподвижной точки.

Эта задача ставилась Парижской Академией наук много раз, и не находился человек, которому можно было бы присудить награду за решение её. Только Софья Ковалевская дала исключительный математический анализ поставленной задачи. Её решение обусловило получение новых работ по этой проблеме последующими учёными. Работа о вращении твёрдого тела вокруг оси имеет важное техническое значение. Приборы, основанные на расчётах Ковалевской, широко применяются в современной технике и в первую очередь для определения курса самолёта, судов и для многих других технических задач.

Одарённость Софьи Ковалевской проявилась ещё в детские годы. С исключительной лёгкостью, и во многом совершенно самостоятельно, она овладела основами математических знаний. Она описывает случай, который её особенно заинтересовал и заставил заниматься высшей математикой в возрасте 14 лет.

Как-то однажды на предварительную оклейку стен обоями были использованы листы бумаги с дифференциальными и интегральными исчислениями, изложенными в лекциях профессора Остроградского. Эти непонятные математические символы захватили любознательную девочку. Долго она простаивала перед этими таинственными записями. «Листы эти, - говорит Ковалевская, - испещрённые странными, непонятными формулами, скоро обратили на себя моё внимание. Я проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом».

Впечатлительная, трудолюбивая, обладающая острым дарованием, девочка увлеклась высокими математическими идеями, которые открыли в её детском сознании новый, чудесный мир. Удивительно то, что, будучи ещё ребёнком, Соня Ковалевская увлекалась приложением математики в естественных науках, в физике и в вопросах инженерного дела. Отец Сони вначале не очень был доволен её математическими стараниями, и она, достав литературу, самостоятельно приступила к изучению математики, просиживая при керосиновой лампе долгие ночи, потихоньку от всех взрослых.

Софья Ковалевская навсегда останется гордостью русского народа.

Карл Гаусс – величайший немецкий учёный, начинатель бурной математической мысли 19 века.

Работы Карла Гаусса оказали исключительное влияние на многие ветви математики.

Развитие высшей алгебры, дифференциальной геометрии, математического анализа во многом обязано трудам Гаусса. Он первый высоко оценил гениальные труды по неевклидовой геометрии нашего учёного Николая Ивановича Лобачевского.

Очень много сделано Гауссом в области развития теории чисел. В частности, он дал первое доказательство общего закона взаимности.

Математические дарования Гаусса стали проявляться в самом раннем возрасте. Шестилетним ребёнком он быстро вычислил в уме сумму натуральных чисел от 1 до 100, воспользовавшись при этом свойством членов арифметической прогрессии.

Юношей в семнадцать лет Карл Гаусс сделал открытие, найдя способ деления окружности на 17 равных частей. Много веков величайшие учёные мира работали над вопросом построения правильных многоугольников, однако результаты этих трудов не ушли далеко от тех исследований, которые оставили нам древние учёные. И только юноша Гаусс сделал в этом направлении стремительный скачок вперёд. Он первый после древнегреческих учёных нашёл все значения числа сторон правильного многоугольника, который можно построить циркулем и линейкой.

Это открытие Гаусса доставило ему особую радость творчества. Прожив около восьмидесяти лет, он постоянно вспоминал те счастливые дни юношества, которые дали ему возможность найти способ построения многоугольников, который люди пытались открыть в течение почти двух тысяч лет. И несмртря на то, что последующие работы Гаусса явились неоценимым вкладом в сокровищницу математических наук, первой своей задачей он восхищался и гордился больше всего. Гаусс завещал начертать правильный 17-угольник, вписанный в круг, на плите своего надгробного памятника. Такой выгравированный памятник действительно имеется на могиле этого великого человека.

3. Викторина
- Какая теорема в старину называлась теоремой невесты?

а) Фалеса б) Пифагора в) Виета

- «Конус» в переводе с греческого означает:

а) сосновая шишка б) волчок в) вулкан

- Правильный восьмигранник – это:

а) тетраэдр б) октаэдр в) икосаэдр

- «Трапеция» с древнегреческого означает:

а) столик б) парус в) лестница

- Что означает с древнеарабского слово «алгебраист»?

а) учёный-математик б) чертёжник в) костоправ

- Какой цветок назван в честь одной из женщин – математиков?

а) хризантема б) гортензия в) лилия

- Кому принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»

а) Блез Паскаль б) Карл Гаусс в) Леонард Эйлер

Литература:
А.П.Подашов «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», Москва, 1962г.

Газета «Математика», №45 1999г.