Главная страница


Пояснительная записка Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии



Скачать 153.06 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии
Дата25.08.2016
Размер153.06 Kb.
ТипПояснительная записка

Программа факультативного курса для обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида

«Мир вокруг нас».

Составила:

Учитель географии

Ковальчук Оксана Станиславовна

Пояснительная записка

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.

Основными принципами построения программы является доступность содержания теоретического материала , формирование культуры поведения в природе, рачительно и экономно пользоваться ее дарами.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Учащиеся знакомятся с природой Ставропольского края , Благодарненского района со способами охраны природы , экологическими проблемами региона.

Обучение ведется в процессе изучения дополнительной литературы по предмету , практических занятий и экскурсий , просмотра видеосюжетов и фильмов.

На факультативные занятия отводится 2 часа в неделю продолжительность каждого до 40 минут . Оптимальная наполняемость группы 4-6 человек. Возможна организация занятий с одним учащимся для подготовки реферата ,сообщения , проектной работы по курсу.

Цель и задачи факультатива:

Сформировать у школьников законченное представление и знание о Ставропольском крае и Благодарненском районе. Учить извлекать информацию из различных источников знаний. Развивать познавательный интерес, творческие способностей посредством более подробного ознакомления с природой родного края. Воспитывать у школьников личностные качества: патриотизм, уважение к малой Родине.

Ожидаемый результат

Изучение факультативного курса «Мир вокруг нас» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает глубже узнать природу края, ее экологические проблемы, развивает знания об охране природы, животном и растительном мире, о взаимодействии природы и общества. В ходе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики объектов на основе разнообразных географических источников; выделять и описывать существенные признаки; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же развивать свои умения по написанию сообщений и рефератов по заданной теме. Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать :

  • в чем заключается взаимосвязь природы и человека;

  • название некоторых животных и растений, внесенных в « Красную Книгу»;

-какие меры по охране природы используют в крае.

Учащиеся должны уметь:

  • наблюдать явления и объекты природы;

  • элементарно оценивать состояние окружающей среды;

  • предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды;

  • правильно вести себя в природе.


Формы проведения занятий.

В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, экскурсии, информационные компьютерные технологии.

Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.

Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Методы обучения

Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.

В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.

Диагностический инструментари1 для оценки качества усвоения программы.




Критерии оценки




уровни




высокий

средний

низкий

1

Свободно ориентируются в терминах, знают названия растений, животных, знают правила поведения в природе

3 б







2

Знают меры по охране природы, которые используют в Ставропольском крае, но не ориентируются в терминах.




26




3

Не владеет знаниями о значении природы, ее

взаимосвязи с человеком, не умеет вести себя в природе.







1 б
Учебно-тематический план.




Тема

К-во часов

Вид деятельности

I

Взаимодействие природы и общества

8




1

Зависимость человека от природы

1




2

Природа –источник жизни

1




3

Рост использования природных ресурсов

1




4

Охрана природных ресурсов

2




5

Природные комплексы: биологические и географические

1

Практическая работа

6

Исследование природного комплекса

«Благодарненские узоры»

1

Экскурсия

7

Целостность природных комплексов

1




II

Охрана природы района

4





8

Загрязнение географической Среды. Проблемы. Споры.

1




9

Основные виды загрязнений и источники их поступления

1




10

Организация охраны природы от загрязнения

1

Практическая работа

11

Утилизация отходов. Помощь природе

1

Экологический десант

III

Преобразование природы Ставропольского края

8




12

Преобразование природы –это способ улучшения экологических качеств природной cреды

2




13

Следствие преобразования природы. Причина их появления, способы предотвращения

2




14

Составление проекта : преобразование природы в Благодарненском районе

1




15

Анализ карт, схем, рисунков в учебниках ,пособиях.

2

Практическая работа

16

Исследование территории вокруг реки. Возможность преобразования

1

Экскурсия

IV

Водные ресурсы края

10




18

Современное водопотребление

1




19

Исследование местных источников

1

Экологический десант

20

Качественное и количественное изменение ресурсов природных вод

2




21

Способы защиты от истощения водных ресурсов

1




22

Главные реки края. Проблемы.

1




23

Другие объекты гидрологического изучения (колодцы, родники, минеральные источники)

1




24

Изменение экологической ситуации в районе озера Сенгилеевского и реки Мокрая Буйвола

2




25

Посещение санэпидемиологической станции

1

Экскурсия

V

Исследование почв. Охрана почв.

6




26

Земля и ее роль в жизни человека

1




27

Земельный фонд России

1




28

Характеристика почв края. Различия по плодородности

1




29

Изучение действия оврагов и ветров на почвы.

2




30

Составление описания почв края., схемы почвенного разреза

1

Практическая работа

VI

Атмосфера. Значение для жизни

6




32

Понятие о чистом и загрязненном воздухе.

1




33

Основные источники загрязнений

1




34

Проблемы промышленных центров и городов

2




35

Построение графика «Влияние погоды на концентрацию загрязняющих веществ»

1

Практическая работа

36

Мероприятия по охране воздуха

1




VII

Растительный мир

8




37

Значение растений для человека

1




38

Красная:кйига. Составление альбома растений

1

Практическая работа

39

Географическая характеристика растительности.

1




40

Участие в работах по уходу за культурными растениями

2

Практическая работа

41

Фенологические'наблюдения за сезонными изменениями в природе

1

Практическая работа

42

Озеленение территории школы

2

Практическая работа

VIII

Животный мир

8




43

Роль животных в географической оболочке

1




44

Роль животных в жизни человека

1




45

Особенности животных в нашем крае

2




46

Изучение Красной книги. Зарисовка животных

1

Практическая работа

47

Участие в работах по подкормке птиц и других животных

2

Практическая работа

48

Изготовление кормушек и гнездо»

1

Практическая работа

IX

Туризм и отдых

6




49

Туризм -как один из видов активного отдыха

2




50

Туристические фирмы и агентства

1




51

Детский туризм

1




52

Основные правила поведения в природе

2

Туристический поход


Литература

  1. Видеоучебник «Физическая география Ставропольского края . 2009 г.

  2. Видеоучебник «Экономическая и социальная география Ставропольского края.» 2009 г.

  3. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44–51. 17.

  4. Зубрик Л.А., Рязанцев С.В., Смеликова Т. География Благодарненского района. Учебное пособие, Ставрополь 2001г.

  5. Ивановский В.А. География Ставропольского края. Учебник. Ставрополь, 2001г.

  6. Колчанов В.А. Изучение региональных проблем в курсе «География России» Ж. География в школе. 2008 г.

  7. Красная Книга растений Ставропольского края.

  8. Красная Книга животных Ставропольского края.

  9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.

  10. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И. Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.