Главная страница


Положения об учебных мастерских общеобразовательной школы, технический труд



Скачать 111.34 Kb.
НазваниеПоложения об учебных мастерских общеобразовательной школы, технический труд
Дата02.03.2016
Размер111.34 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей Дзержинского района города Волгограда
Положения об учебных мастерских общеобразовательной школы, технический труд

Утверждено приказом Министерства просвещения от 28 июля 1986г. № 169

Общие положения

1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов. 2. Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляются соответствующими актами.

3. В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя.

Рабочие места должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.

Планировка мастерских, размещения в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

4. Рабочее место учащегося для индивидуального пользования – верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем.

Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног.

Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления 5 -9 классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек.

5. Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении - подиуме размером (примерно) 3600 * 2000 * 200 мм. Оно оборудуется столом, классной доской, устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы – секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов.

6. В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства образования и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных и учебно-производственных мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.

7. Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук (полотенцами). В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входит носилки, универсальная аптечка первой помощи, около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения , а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

8.Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики, с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

9. При выполнении конкретных видов работ рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по безопасности труда.

10. К занятиям технического труда допускаются учащиеся прошедшие медицинский осмотр, с 5 – го класса, с наличием и пользованием индивидуальной специальной одежды (халат, фартук, нарукавники, берет).

К выполнению каждого вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по безопасности труда.

11. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструкции Министерства образования «Об акте приема готовности школы к новому учебному году»

12. Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).

13. Использование учебных мастерских, их оборудование в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.

Требование к учебным мастерским

А. Помещения учебных мастерских; технический труд.

14. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.

15. Полы мастерских (деревянные, цементные) должны быть теплыми, гладкими, нескользящими, непылящими и удобными для очистки.

16. В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна быть в пределах нормы (16-18 град. темпер. и 30-5о% влаж).

17. Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками; (для потолков и стен – эмульсионные; для полов, стен, панелей – масляные).

18. Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

Полы после занятий убираются влажным или другим способом.

19. В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом, полотенцем или заменяющими их устройствами. Обеспечивается доброкачественная питьевая вода температурой от +8 - +20 град.с.

20. Учебные мастерские обеспечиваются медицинской аптечкой и противопожарными принадлежностями.
Б. Требования к освещению, отоплению и вентиляции.
21.Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

22. Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год.

Крепление стекол должно быть надежным.

23. При затемнении использовать искусственное общее или местное освещение (станочное оборудование). Искусственное освещение должно быть исправным и равномерно освещать все рабочие места учащихся.

24. Аварийное освещение необходимо для освещения выхода, необходимых аварийных проходов.

25. Учебные мастерские и вспомогательные помещения должны быть отапливываемыми и вентилируемыми. (естественная, механическая, смешанная).

26. В мастерских по обработке металла и древесины вентиляция должна обеспечить воздухообмен 20 м куб./ч. на 1 человека.

27. Отопление в мастерских должно быть централизованное и обеспечивать равномерную температуру в пределах 16 – 18 град. С.

В. Оборудование и материалы.
28. Все учебное эксплуатируемое оборудование учебных мастерских должно быть в полной исправности и надежно закреплено.

29. Расположение оборудования (станков, верстаков, механизмов) должно соответствовать учебному процессу., нормам расстановки оборудования и условиям его работы.

30. Складирование материалов и деталей должно производиться на специальных местах таким образом, чтобы они не загромождали проходы и не мешали свободному обслуживанию. высота складирования не должна быть более 1 м.

31. Вновь устанавливаемое оборудование может быть пущено в эксплуатацию лишь с санкции технической инспекции и органов народного образования с оформлением соответствующего акта.

32. Передачи, (ременные, зубчатые и т.д.) находящиеся внутри оборудования, должны быть закрыты со всех сторон.

33. Оборудование и механизмы учебных мастерских должны иметь только индивидуальные приводы.

34.Обрабатываемые, движущиеся или вращающиеся детали, изделия, выступающие за габариты оборудования, должны быть ограждены, и иметь устойчивые поддерживающие приспособления.

35. Оборудование надлежит окрашивать в светлые тона одного цвета (зеленый, серый). Места, подлежащие ограждению, - в красный цвет, резко выделяющийся при снятом ограждении.

36. Исправность и состояние оборудования и его ограждений должны проверятся до начала работы учебным мастером, инструктором или учителем труда. Работа на неисправном оборудовании запрещается.

37. Пуск и остановка оборудования должны быть совершенно безопасны.

Пусковые устройства исправны и безопасны.

38. Пусковые приспособления должны обеспечивать быстроту и плавность включения с рабочего места, и лишены самопроизвольного включения оборудования.

Вблизи рабочего места учителя должен быть рубильник (кнопка «стоп») отключения всего оборудования учебной мастерской.

39. Уборка стружек, обрезков, пыли, и грязи с оборудования производится только с помощью крючков, щеток – сметок и т.п. при выключенном оборудовании. Без применения данных приспособлений уборка запрещается.

40. Техническое обслуживание, смазка оборудование должна производится вне учебного времени, тщательно и систематически.

Г. Рабочее место.
41. Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая.

Каждое рабочее место должно быть оборудовано сиденьями (приставными, выдвижными, откидными), которыми учащиеся могут воспользоваться для отдыха и производства отдельных операций в процессе работы.

42. Рабочие места должны быть оборудованы специальными приспособлениями: тумбочками, выдвижными ящиками, шкафами, инструментальными полками или стеллажами для хранения инструмента, защитных очков, чертежей. Хранимые на стеллажах заготовки, инструмент и др. не должны выступать за пределы рабочей площади стеллажа.

43. Запрещается загромождение рабочих месть и проходов материалами, заготовками, деталями и отходами.

44. Руководители учебных заведений, заведующие мастерскими, мастера, инструкторы и учителя трудового обучения обязаны: а) обеспечить учащихся исправным инструментом; б) следить за тем чтобы инструмент был правильно заточен, в) следить за правильным выполнением трудовых приемов.

45. Инструмент должен находиться в специальных инструментальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования или внутри стола.

46. Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее 1 м между их осями, ширина верстака должна быть не менее 0,75м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты ( из сетки с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.

47. На одноместных универсальных столах – верстаках, предназначенных для школьных комбинированных мастерских допускается съемное защитное устройство размером поверхности, обеспечивающей улавливание осколков по вертикальной плоскости 45*, а по горизонтальной - 96*. Тиски должны обеспечивать надежное крепление заготовок.

48. Молотки должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки.

49. Ручки молотков изготавливаются из твердых и вязких пород древесины

(клен, дуб, береза). Ручки должны быть овальными, в конце с утолщением, без трещин, заусенцев, сучков.

50.На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, отверток и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание. Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента. Работа перечисленными инструментами без ручек или неисправными ручками запрещается.

51. При работе зубилом, крейцмейселем использовать защитное каучуковое кольцо, защитные очки для защиты рук, зрения.

52. Пилы (ножовки) должны быть правильно разведены и заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены.
53. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки инструментов должны быть закруглены. Рукоятки (рожки) надежно закреплены и зачищены. Режущие резцы инструмента правильно заточены, прочно и правильно установлены.

54. Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и болтов при креплении деталей станков и приспособлений.

55. Все приспособления, применяемые на оборудовании должны быть удобными, безопасными, исправными.

56. Масса переносимых вручную тяжестей для учащихся школы не должны превышать согласно трудовому законодательству:

для юношей 15 лет – 8,2 кг,

для девушек 15 лет – 5,0 кг,

для юношей 16 –18 --- 16,4 кг,

для девушек 16 – 18 ---10,2 кг.

Учащихся моложе 15 лет запрещается привлекать к работам, связанным с переноской и передвижением тяжестей.
Требования пожарной безопасности в учебных мастерских
57. Учебные мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

58. Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.

59. Использованный обтирочный материал, стружки, мусор должны убираться после каждого занятия.

60. В столярной мастерской не должно быть более однодневного запаса материалов.

61. Хранение легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов ( бензина, керосина, спирта, лака, масла и т.п.) должно производится в специальных помещениях, местах и устройствах, согласованных с пожарной инспекцией.

Запас этих материалов не должен превышать потребности рабочего дня; при этом оставлять указанные материалы в мастерских после работы запрещается.

62. В столярной мастерской и на складе, где, хранятся воспламеняющиеся материалы и готовые изделия, электрические светильники должны быть заключены в стеклянные колпаки.

63. Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенных помещениях.


Электробезопасность в учебных мастерских
64.Электроустановки напряжением до 1000 В допускается применять в производственных помещениях при условии, что все электрооборудование имеет защищенное исполнение, не допускающее прикосновения к токоведущим частям.

Токоведущие части сборок щитов, установленные в помещениях и доступные для неэлектротехнического персонала, должны быть закрыты сплошными ограждениями.

Школам иметь в эксплуатации установки напряжением выше 1000 В запрещается.

65. Ремонт и производство работ с электроустановками выполняются лица прошедшие обучение и имеющие специальный допуск и квалификационную группу.

66. Неэлектротехническим персоналом является лица прошедшие обучение при работе на электрооборудовании, которым достаточно присвоение

1 квалификационной группы допуска: лица работающие на станках, с электроинструментом, персонал, обслуживающий электроустановки, плакатницы и стенды с электроприводом.

Присвоение 1 квалификационной группы допуска производится после проверки знаний по электробезопасности непосредственно на рабочем месте проверяемого и фиксации в журнале с обязательной росписью проверяющего и проверяемого.

67. Штепсельные розетки 12 – 36 В должны отличатся от розеток 127 220 В, вилки 12 – 36 В не должны подходить к розеткам 127 – 220 В.

68. Винтовые гильзы патронов для ламп в сетях, где обязательно заземление корпусов светильников на нулевой провод, должны быть присоединены к нулевому, а не фазному проводу.

69. Присоединение переносных светильников напряжением 12 – 36 В переносным понижающим трансформаторам должны осуществляться при помощи гибких шланговых проводов.

70. Для обеспечения безопасности людей в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПЭУ) должны быть сооружены заземляющие устройства и к ним надежно подключены металлические части электроустановок и корпуса электрооборудования, которые вследствие нарушения изоляции могут оказаться под напряжением.

71. Для безопасного выполнения работ и операций при обслуживании электроустановок должны применяться защитные средства (диэлектрические перчатки, галоши, коврики и подставки) и исправные электроинструменты (отвертки, монтажные ножи, кусачки, пасатижы, круглогубцы и т.д.).

72. Каждая электроустановка должна быть обеспечена на случай неисправности или ремонта предупредительными плакатами об опасности.

73. Каждый работник или ученик перед выполнением работ должен быть проинструктирован об организации рабочего места и правилах электробезопасности при «выжигании», «паянии», «ремонте или монтажа электроприбора», «сверлении или токарных работах» и т. д.

74. Каждый работник и ученик должен знать правила оказания помощи пострадавшим от элктротравмы.
Составитель: Учитель высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №33 Шурупов Сергей Петрович. 05. 03. 2009 г.