Главная страница


Особенности использования технологии модульного обучения грамматике на уроках английского языка в средней школе в условиях реализации фгос



Скачать 95.16 Kb.
НазваниеОсобенности использования технологии модульного обучения грамматике на уроках английского языка в средней школе в условиях реализации фгос
Дата12.02.2016
Размер95.16 Kb.
ТипДокументы

Особенности использования технологии модульного обучения грамматике на уроках английского языка в средней школе в условиях реализации ФГОС
Ольга Михайловна Колесникова

учитель английского языка

первой кв. категории

МОАУ СОШ с УИОП №37

г.Киров

[email protected]

Сегодня в системе образования происходят большие изменения. Современная педагогика подчеркивает важность и необходимость всестороннего развития каждого ученика в процессе обучения. Современные ФГОС ориентированы на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся и овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Достичь целей ФГОС помогают современные образовательные технологии, среди которых важное место занимает технология модульного обучения. Данная технология позволяет ученику получать не готовые знания от учителя, а учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Использование технологии модульного обучения не просто формирует навыки самостоятельной работы у ученика, но и способствует его всестороннему развитию. Поэтому данная образовательная технология соответствует требованиям ФГОС общего образования, особенность которых – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Разработкой технологии модульного обучения занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные учёные ( Б. Гольдшмид, М. Гольдшмид, А.А. Гуцински, Л.В. Загрекова, Т.В. Машарова, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, М.А. Чошанов, Т.И. Шамова, П.А. Юцявичене и др.), которые раскрывают сущность, основные понятия и принципы модульного обучения, разрабатывают модульные программы по различным учебным дисциплинам, в первую очередь, по химии, биологии, математике, а также некоторым предметам гуманитарного цикла: истории, литературе, которые успешно применяются в школьной практике. На уроках иностранного языка в средней школе технология модульного обучения используется не часто в силу специфики предмета и учета целей обучения иностранному языку. Однако следует отметить, что при обучении грамматической стороне говорения данная технология даёт возможность повысить эффективность усвоения учебного материала, создать условия для воспитания активности, самостоятельности, интеллектуального развития учеников.

Г.К. Селевко даёт следующее определение данной технологии: «Модульное обучение – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей» [3, c.99]. Г.К. Селевко подчёркивает, что технология модульного обучения позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Однако в средней школе нельзя полностью опираться на самостоятельность учеников, поэтому автор разделяет точку зрения П.А. Юцявичене, который предполагает взаимодействие педагога и обучающегося в процессе работы с модулем, которое, однако, осуществляется на принципиально новой основе: учитель выполняет координирующую и консультирующую роль в работе ученика с модулем. Сущность модульного обучения, по П.А. Юцявичене, состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой.

Сущность модульного обучения грамматике на уроках иностранного языка в средней школе заключается в том, что ученик с большей степенью самостоятельности может работать с обучающим модулем, в котором определены цели работы, объём грамматического материала, который необходимо усвоить, и методические рекомендации по работе с модулем. При этом ученик работает в индивидуальном режиме и получает индивидуальные консультации от учителя.

П.А. Юцявичене определяет модуль как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, темпу учебно-познавательной деятельности, уровню самостоятельности школьников, когда обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуализированной программой. Необходимо добавить, что работа с учебным материалом модуля должна обязательно заканчиваться контролем, формы и содержание которого строго соответствуют целям, поставленным в данном модуле.

Содержание обучающего модуля зависит от специфики учебного предмета, по которому разрабатывается модуль. При обучении грамматике иностранного языка оно определяется практической значимостью учебного материала, т.е. правила сообщаются в той мере, в какой они позволяют усвоить суть грамматического явления, а упражнений должно быть достаточно для того, чтобы сформировать грамматический навык.

Структура модуля варьируется в работах разных авторов. Учитель должен находить оптимальный вариант построения модуля, исходя из специфики предмета. Вслед за Е.А. Скорняковой, исследовавшей особенности использования технологии модульного обучения в процессе преподавания иностранных языков в школе и в вузе, автор выделяет следующие элементы модуля:

- точно сформулированную учебную цель;

- список необходимого оборудования, материалов, инструментов;

- список смежных учебных элементов;

- собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;

- практические задания для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу, сопровождающиеся руководством по достижению цели;

- контрольную проверочную работу, которая соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе [4, с.91].

Следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, для которых составляется модуль, поэтому автор счёл необходимым упростить структуру модуля, не нарушая принципов, лежащих в основе построения модулей.

Автором были составлены обучающие модули к некоторым темам УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский язык» для 7 класса, один из них - по теме “Continuous (Progressive) Forms of the Passive Voice”, который был апробирован на уроке английского языка в 7«в» классе МОАУ СОШ с УИОП №37 г. Кирова в 2014-2015 у.г.

Структура модуля :

УЭ-0 – определение учебных задач для семиклассников;

УЭ-1 – указание учебных материалов учебника, которые должны изучить семиклассники;

УЭ-2 – учебные правила в виде краткого конкретного текста;

УЭ-3 – практические задания;

УЭ-4 – самоконтроль по ключам ранее выполненных упражнений.

(УЭ – учебный элемент).

Грамматический модуль

Continuous (Progressive) Forms of the Passive Voice”

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рук-во по усвоению УМ

УЭ-0

Здравствуй! Сегодня ты изучишь тему «Страдательный залог в настоящем и прошедшем продолженном времени». В процессе работы над заданием ты:

1) вспомнишь настоящее и прошедшее продолженные времена;

2) научишься употреблять настоящее и прошедшее продолженные времена в страдательном залоге;

3) выполнишь упражнения по теме модуля;

4) проверишь себя и сделаешь работу над ошибками.




УЭ-1

Вспомни значение настоящего и прошедшего продолженных времен – учебник, с.328-329

Изучи таблицу “Continuous (Progressive) Forms of the Passive Voice” – учебник, с. 219.

Переведи примеры из таблицы на русский язык. Устно!

Ты можешь пользоваться словарем.

УЭ-2

Прочитай и запомни следующее правило:

В страдательном залоге имеются только два времени группы Continuous: Present Continuous и Past Continuous; форма Future Continuous отсутствует. В страдательном залоге отсутствуют также времена группы Perfect Continuous. Времена страдательного залога образуются при помощи вспомогательного глагола to be в соответствующем времени и формы причастия прошедшего времени смыслового глагола:

The house is being built. – 1. Дом строится. (Дом строят.)

The house was being built when I was arrived. – Дом строился (дом строили), когда я приехал.

Выучи правило наизусть!

УЭ-3

Ты изучил(а) правила. Выполни упражнения. Будь внимателен (внимательна).

1. Write present or past continuous passive sentences.

1. A/is/our/new/built/school/street/being/in.

2. The/painted/is/house/being.

3.This/was/discussed/I/the/question/when/room/entered/being 4. The/came/we/were/goods/being/when/examined.

5. The/now/are/being/toys/made/not.

6. The/translated/articles/being/are.

7. We/film/shown/a/were/new/being.

2.Do the exercise №16 (SB,p.220).

3. Write simple present or past passive sentences in present or past continuous passive sentences.

1.The door was closed. 2. Were the letters written? 3. The soup is cooked. 4. Difficult rules are not explained. 5. Are poems memorized? 6. A new school was not built. 7. Is the magazine looked through? 8. The camera was repaired.

№1 – пиши предложения полностью

№2- выполняй ключами

№3 – пиши предложения полностью

УЭ-4

Давай проверим, как ты усвоил(а) материал.

1. Возьми ключи у учителя и проверь себя. Оцени себя. За каждый правильный ответ поставь себе один балл.

Критерии оценки: 0-14 баллов – «2», 15-22 балла – «3», 23-29 баллов – «4», 30-31 балл – «5»

2. Сделай работу над ошибками.

Если не-

обходимо,

обратись за консульта-

цией к учителю.

Ход урока:

Работа с модулем.

I этап. Ознакомление

Новый учебный материал был представлен в виде обучающего модуля.

- Today we are going to learn a new grammar theme “Continuous (Progressive) Forms of the Passive Voice”. – What does it mean? – Правильно, продолженные времена в страдательном залоге. Мы будем работать над этой темой следующим образом. Каждый (каждая) из вас получит обучающий модуль. Модуль – это учебная программа с правилами, упражнениями и контрольным тестом, это инструкция к изучению нового материала.

Модуль состоит из пяти учебных элементов – УЭ-0, УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4. Внимательно прочитайте каждый учебный элемент и выполните по порядку все задания. Итак, что вы должны сделать:

УЭ-0 – ты узнаешь, что ты должен сделать в процессе работы над заданием

УЭ-1 – ты должен внимательно прочитать учебник

УЭ-2 – ты должен изучить учебные правила

УЭ-3 – ты должен выполнить упражнения

УЭ-4 – ты должен проверить себя и поставить себе оценку

Вы работаете самостоятельно, можете пользоваться учебником и словарём, обращаться за консультацией к учителю.

(Перед началом работы учитель знакомит учащихся с модулем – новым для них понятием, даёт время просмотреть его, объясняет значение каждого учебного элемента).

II этап. Работа с модулем

- Прочитайте внимательно УЭ-0 (учебный элемент ноль) и определите цели, которых вы должны достичь при работе с модулем.

- Изучите правила в учебнике и модуле, запомните их.

- А теперь выполним упражнения.

(Каждый ученик работает самостоятельно со своим модулем, изучает правила, выполняет упражнения. Учитель консультирует учеников, объясняет непонятный материал, но не выполняет за ученика его работу, а направляет его деятельность в нужное русло. При выполнении заданий ученик пользуется также учебником и англо-русским словарем. Сильные ученики могут помогать менее подготовленным.)

III этап. Выполнение контрольного теста (самоконтроль).

- А сейчас проверим, как вы усвоили материал (УЭ-4). Сравните свои ответы с ключом и поставьте себе оценку. Назовите свои оценки.

(После выполнения практических заданий ученики приступают к самопроверке. В данном модуле отдельный тест не предлагается. Ученики проверяют упражнения из УЭ-3. Ключи к тесту находятся у учителя. После того как все ученики выполнили проверку, они ставят себе оценку в соответствии с критериями, приведёнными в модуле, сообщают оценку учителю. Эту работу следует рассматривать не только, как форму контроля (в данном случае самоконтроля), но и как вид рефлексии, так как ученики сами оценивают качество своей работы по объективным критериям.)

Анализ уроков, на которых ученики 7 класса работали с модулями, показал, что с одной стороны

- не все ученики владеют навыками самостоятельной работы, а могут осуществлять учебную деятельность только под постоянным руководством и контролем учителя, который объясняет учебный материал и организует выполнение упражнений. Ученики знают правила, но не умеют применять теоретические правила на практике;

- не все ученики могут проработать материал всего модуля самостоятельно, т.е. без консультаций учителя и выполняя все упражнения письменно, т.к. работают очень медленно. Выполнение же устных упражнений требует текущего контроля со стороны учителя, т.к. при самостоятельной работе невозможно оценить правильность выполнения задания. Кроме того, не все ученики добросовестно делают устные упражнения;

- перед началом работы с модулем учитель обязательно должен организовать входной контроль, задача которого – выявить пробелы в знаниях учеников и подготовить их к усвоению нового материала, повторив те грамматические явления, которые могут вызвать трудности при выполнении упражнений по новому материалу;

а с другой стороны, работа с модулем показала, что

-ученики освоили алгоритм работы с модулем и могут самостоятельно выполнять большую часть заданий, лишь частично прибегая к помощи учителя;

- при работе с модулем значительно повысилась активность тех учеников, которые заинтересованы в хороших результатах своей работы, кроме того, новая форма работы оживляет их интерес к учёбе.

Таким образом, использование технологии модульного обучения на уроках английского языка в средней школе позволяет не только формировать и совершенствовать навыки владения грамматической стороной речи, но и создать условия для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, формирования готовности учащихся к самообразованию и саморазвитию и повышения мотивации к обучению.

Литература

1. Афанасьева О.В. Английский язык. VII класс: учеб. для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

2. Куклина С.С. Использование модульной технологии для формирования учебно-познавательной компетенции школьников // Иностранные языки в школе. – 2014. - №4. – С.16-22

3. Селевко Г.К. Технология программированного обучения // Современные технологии обучения. – М., 1998. – С. 96-100

4. Скорнякова Е.А. Особенности использования технологии модульного обучения в процессе преподавания иностранного языка в школе и вузе // Совершенствование преподавания иностранного языка в школе и вузе. – 2000. – Вып. 5. – С. 90-96

5. Юцявичене П.А. Создание модульных программ // Советская педагогика. – 1990. - №2. – С. 55-60

6. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения // Советская педагогика. -1990. - №1. – С.55-60