Главная страница


Образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»



Скачать 181.74 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»
Дата04.03.2016
Размер181.74 Kb.
ТипОбразовательная программа


НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»


РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРОЕКТ «ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»

номинация «Я ЗНАЮ РУССКИЙ ЯЗЫК»

КОНКУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 — 6 КЛАССА

ИЗУЧАЙТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК!
РАБОТА

Фефелова Светозара,

ученика 5ого класса

ЧОУ-СОШ «Развитие»

Армавир — 2009

Здравствуйте, меня зовут Светозар. Я живу в Армавире со своей дружной семьёй, которую очень люблю: папа, мама, брат и я. А ещё есть рыбки, которые, как бы мне ни хотелось, не исполняют мои желания, потому что они не золотые. И есть крыса Буся, который поселился в домике на кухне в нашей семье.

Учусь я в школе «Развитие», и мне здесь очень нравится. Учусь на «5» и одну «4». В школе очень интересные учителя, благодаря им я ездил на олимпиады: в 3-ем классе в Москву, в 4-ом в Белоруссию в Минск. Дважды я был на городских олимпиадах по предметам: математике и Кубановедению. Где занял пока только 3-и места. В школе мне очень нравится история, которую я изучаю уже третий год. Это очень интересный предмет, поэтому я сделал очень много сообщений, докладов, можно сказать, не для оценки, а за интерес.

Ещё я увлекаюсь радиоэлектроникой, всего один год. Но на первом конкурсе, соревнуясь со вторым и третьим курсом, я занял 4-ое место. И кроме радиоэлектроники я хожу на танцы уже 5 лет. Без нашего танцевального ансамбля не проходит ни один праздник в городе. Мы выступаем на центральной площади, в ГДК и в Драмтеатре. После 8 класса я обязательно поступлю в СВУ, а после хочу поступить в институт. Осталось определить для себя, какой, и осуществить все намеченные планы.

Я журналист!

      1. Прочитайте какие-нибудь новости в газете, обратите внимание, как излагает их автор. Потом сами напишите небольшую новостную статью, в которой будет описано какое-нибудь событие, случившееся в вашей школе.

Новостная статья.
Чтобы не было больше войны



В преддверии праздника 9 Мая — Всероссийского Дня Победы — ветераны той незабываемой войны делились воспоминаниями в школах города Армавира.

В НОУ-СОШ «Развитие» 6 мая был организован День Памяти героев Великой Отечественной войны. В рамках этого мероприятия состоялась встреча учащихся школы с ветераном Великой Отечественной войны Низамовой Инной Николаевной. Инна Николаевна поделилась своими воспоминаниями о той далёкой, но незабываемой для неё поре.
Когда Инна Николаевна была ещё ребёнком, она жила в Ленинграде. Во время блокады умерли все её родные, она осталась сиротой и попала в детдом. Через несколько месяцев нагрянули фашисты. Это были самые тяжкие дни для нашей страны. Дети тоже натерпелись страху и мучений. В то время фашисты создавали концентрационные лагеря, занимались кровопролитием, умерщвляли детей и взрослых в «душегубках», заставляли пить замороженную кровь и смотреть на расстрелы других детей. Эти события навсегда оставили тяжёлую травму в душе Инны Николаевны. И хотя прошло уже много лет, Инна Николаевна помнит ужасы, происходившие во время Великой Отечественной войны, она навсегда сохранит память о своём блокадном и лагерном детстве.
Рассказ Инны Николаевны ребята слушали затаив дыхание. Этот рассказ убедил всех ребят, что война — это очень страшно и нельзя допустить, чтоб такое повторилось. Эта память нужна нам для того, чтоб не было больше войны.

Я творец!

      1. Игра «Гласность»: придумайте текст, слова которого будут включать только гласную «а».
        Фантаст раскатал ватман, враз забацал рассказ. Абзац — фраза, абзац — фраза. Так двадцать два раза. Карандаш — раз, на два карандаша! Рассказ — в шкаф! Ставь балаган! Зазвал ансамбль, заказал джаз, бал, стал ждать граждан. Загавкала такса, зашла банда: жаба, краб, таракашка, глашатай, знахарь.

- Давай таскать сахар! - сказал краб.
Заквакала жаба, забрала шаль, крахмал, грамм фарша, табак, бархат — на запад, на базар. Таракашка нашла в швах кармана лаз, а там — шасть в класс!
Заплакал фантаст. Раскачал гамак, а там клад: гайка, свалка агата, ваза, карта, атлас, баранка, маска. Начал фантаст таскать запас в шалаш да в балаган.
Знахарь ждал, а глашатай сад пахал. Пахал, пахал, распахал. Ах! Падал балаган фантаста, закачалась палатка брата. Бах-бабах! Пал на наст сам фантаст!
Скатал фантаст балаган, раз — в карман, расслаб — спать!

Я литературный редактор!

      1. Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку редактора, назовите исправленные им ошибки. В случае несогласия с редактором предложите свой вариант правки.
        Продавца можно подобрать и в самом посёлке.

Литературная правка: Человека на должность продавца можно найти и среди жителей посёлка.

Разберём слова подобрать, продавец,в посёлке, потому что их исправил редактор.

Подобрать — 1.собрать, поднимая; 2.поправить, подняв вверх, затянув; 3.заметив, взять, обнаружить в результате поисков, наблюдений, размышлений.

Продавец — либо род занятий, человек уже работает продавцом; либо профессия — человек может не работать по своей профессии.
В посёлке — там могут проживать как местные, так и гости.
Первое предложение записано в разговорном стиле. Правка редактора относится к книжному стилю речи. В первой фразе редактор увидел неточность: слово «подобрать» многозначное, и его основное ЛЗ — «собрать, поднимая», а ЛЗ «найти» только третье, то есть периферийное. Первое, что приходит в голову, когда читаешь «подобрать продавца» — это то, что продавец ведь не лежит где-то, чтоб его подбирали. Значит, это слово надо заменить словом «найти», потому что у слова «найти» основное ЛЗ — «заметив, взять; обнаружить в результате поисков, наблюдений». Фраза «найти среди жителей посёлка» сужает круг поиска, потому что «в самом посёлке» может подразумевать всех, кто в данный момент находится там, включая приезжих. А «среди жителей посёлка» значит только местные жители. Ещё на работу надо взять не того, кто уже работает продавцом, а того, кто только устраивается на эту вакансию, поэтому редактор заменил «продавца» словами «должность продавца».
Целью правки редактора было сделать предложение более понятным, конкретным и без разночтений. Это правка стилистическая, так как разговорный стиль свободен и допускает разное толкование слов, а редактору нужно было составить предложение в официально-деловом стиле. Официально-деловой стиль — это язык документов, и в нём не разрешаются вольности, он чёток и конкретен.
Я согласен с редактором, но это предложение можно сделать короче:
Продавцом может работать и сельчанин.


ЛИТЕРАТУРА:

С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1990.
Я разведчик!

      1. Найдите в этом тексте названия пяти известных спортивных клубов.
        Нужна тренировка
        В школе прозвенел звонок — переменка! Все вскочили С ПАРТ, А Колька Гаванский сделал стойку на руках.
        - ПогляДИ НА МОи ноги, - попросил он соседа, тоже неплохого спортсмена. - Ровно держусь?
        И тут в класс вошёл преподаватель физкультуры.
        - МолодеЦ, - С Какой-то непонятной улыбочкой произнёс он. - Но на соревнованиях не мечтай о приЗЕ. НИ Тебе, ни твоему соседу такое пока не по силам. Нужно будет тренироваться. Живот не выпячивай. А затылок? Не задирай так затыЛОК. О МОТИВчике спортивном подумай. Легче будет работать. И верь в победу, тогда победишь.
        В этом тексте я нашёл названия пяти спортивных клубов:
        1) «Спартак»


2) «Динамо»
3) «ЦСК»
4) «Зенит»
5) «Локомотив».


Я хочу играть!

      1. Разгадайте ребусы.
        1)
        Имеем КОСТЬ и ЁРШ, от первого и второго слова убираем по последней букве, остаётся КОСТ и ЁР, получили КОСТЁР
        КОСТ(Ь) + ЁР(Ш) =
        КОСТЁР
        2)
        Имеем в букве Е букву Р, получаем ВЕР, второй рисунок — БЛЮДО, от второго слова забираем последнюю букву, остаётся БЛЮД, ВЕР и БЛЮД, получили ВЕРБЛЮД
        В «Е» «Р» + БЛЮД(О) =
        ВЕРБЛЮД
        3)
        Первый рисунок УГОЛ, второй рисунок ЁЛКА, у второго слова берём только первую и третью буквы, остаётся ЁК, УГОЛ и ЁК, получили УГОЛЁК
        ГОЛ + Ё(Л)К(А) =
        УГОЛЁК
        4)
        Первый рисунок СОК вверх ногами — КОС, добавляем букву А, получаем КОСА
        СОК наоборот + А = КОС + А =
        КОСА
        5)
        Рисунки КОТЁНОК, ЛЕВ и РОЗА, в первом слове КОТЁНОК убираем две первые и три последние буквы, получаем ТЁ, в слоге ТЁ букву Ё меняем на Е, получаем ТЕ, дальше ЛЕВ без изменений, дальше в слове РОЗА меняем местами 3 — З, 2 — О, 1 — Р, получаем ЗОР, соединяем всё, получаем ТЕЛЕВИЗОР
        (КО)ТЁ
        Ё →Е(НОК) + ЛЕВ + И + ЗОР(3, 2, 1 из слова «роза») = ТЕЛЕВИЗОР
        6)
        Имеем ЖАБА, ЖУК + Р, у слова ЖАБА забираем Ж, получаем АБА, у слова ЖУК убираем букву К, получаем ЖУ, складываем элементы, получаем АБАЖУР
        (Ж)АБА + ЖУ(К) + Р =
        АБАЖУР
        7)
        Имеем ПАРТА, КОТ, у слова ПАРТА забираем Т и А, получаем ПАР, у слова КОТ букву О меняем на Е, получаем КЕТ, складываем кусочки, получаем ПАРКЕТ

ПАР(ТА) + КЕТ (О вместо Е в слове «кот») = ПАРКЕТ
8)
Имеем СЫР, ЖАБА, ТЫСЯЧА, у слова СЫР убираем Ы, получаем СР, у слова ЖАБА берём буквы 4 — А, 1 — Ж, 2 — А, получаем АЖА, у слова ТЫСЯЧА забираем ЧА и вместо Ы ставим Ь, получаем ТЬСЯ, складываем все элементы, получаем СРАЖАТЬСЯ
С(Ы)Р + АЖА (4, 1, 2 из слова «жаба») + Т(Ы →Ь) СЯ (ЧА) =
СРАЖАТЬСЯ
9) На РО стоит Д, если всё соединить в слово, получим НАРОД
НА «РО» «Д» =
НАРОД
10)
На Л стоит М — НАЛМ, такого слова я не знаю, пробуем по-другому: под М стоит Л — ПОДМЛ, такого тоже нет, вариант над Л М — НАДЛМ, тоже неверно.
НЕ РЕШАЕТСЯ! Возможные варианты записи для решения:
под М стоит ЁЛ, будет ПОДМЁЛ,
под МЫ стоит Л, будет ПОДМЫЛ,


под М стоит ЯЛ, будет ПОДМЯЛ,
над Л стоит ОМ, будет НАДЛОМ,


на Л стоит ИМ, будет НАЛИМ.

      1. Решите пропорцию, найдите Х1, Х2, Х3:
        мать : сын = тётя : племянник = бабушка : внук = Х1 : дядя = дедушка : Х2 = Х3 : отец.

        Х1 — племянница, Х2 — внучка, Х3 — дочь. Как это вышло, разберём по порядку.
        Пропорция —
        в математике это равенство двух отношений. Мы имеем дело с «живой» пропорцией, в которой собраны существительные, называющие родственников. Это слова-конверсивы (от латинского conversio - «превращение», «изменение», «перевод») — пары слов, которые выражают обратные лексические значения. Конверсивы — это «слова-перевёртыши», они действительно переворачивают всю фразу с ног на голову, но при этом чудесным образом сохраняют её общий смысл. Например, предложение Дом опирается на сваи можно сказать, начиная с конца — Сваи поддерживают дом. «Опираться» и «поддерживать» — слова-конверсивы. Если преподаватель принимает экзамен у ученика, то ученик этот экзамен преподавателю сдаёт. С помощью конверсивов одним сообщением можно высказать сразу два утверждения. Например, в сообщении Петя у меня выиграл содержится и другая информация: Я проиграл Пете. Есть в русском языке и такие слова, которые являются конверсивами сами для себя! Например, в предложении Катя — подруга Лены это слово «подруга», так как предложение можно перевернуть таким образом: Лена — подруга Кати..
        В данном задании попарно собраны слова, которые подразумевают наличие других слов. Так, слово «мать» подразумевает, что у женщины есть дети или хотя бы один ребёнок: сын или дочь. А если мы говорим «сын», то это значит, что у человека есть родители или хотя бы один родитель: мать или отец. Бабушка или дедушка — это не просто пожилые люди, а люди, имеющие внуков. Тётя и дядя — не просто мужчина и женщина, у них должны быть племянники.
        Вывод №1: пропорция составлена из конверсивов. Значит, Х1,Х2,Х3 тоже должны быть конверсивами к своим парам.
        Но в первых 3-ёх парах слова противопоставлены по роду, называют лиц противоположных полов: мать и сын, тётя и племянник, бабушка и внук.
        Вывод №2: в следующих 3-ёх парах слова тоже должны быть противопоставлены по роду.
        РЕШЕНИЕ:
        мать : сын = тётя : племянник = бабушка : внук = ПЛЕМЯННИЦА : дядя = дедушка : ВНУЧКА = ДОЧЬ : отец.
        ОТВЕТ: Х1 — племянница, Х2 — внучка, Х3 — дочь.

        ЛИТЕРАТУРА:
        1.
        Современный словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1993 г.
        2.
        В.В. Репкин. Русский язык. Учебник для 5 класса. Книга II. М.: «Вита-Пресс», 2005 г.
        3.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. М.: «Аст», 2000 г.

Я археолог!

      1. Что вы знаете о своих имени и фамилии? От каких слов они образованы?
        Я — Фефелов Светозар Петрович. Свои фамилию, имя, отчество я знаю с детства. Но недавно я стал задумываться: что значит моё имя и имя моего отца, почему у меня такая фамилия, как вообще появились имена, отчества и фамилии, что из них появилось раньше? Так как я сам и мои родители и предки русские и мы носим русскую фамилию и русские имена, я решил обратиться к истории имён именно на Руси.
        В языческой Древней Руси исконно русских имён было много. Нам сейчас они кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки, внешние особенности, характер новорождённого: Светлана, Чернава, Прыгунок, Малуша, Лобик, Пискун и т. п. Были имена, которые отражали порядок появления детей: Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк, Последыш и т. п. Некоторые имена характеризовали время рождения ребёнка (Зима, Лето, Вешняк), явления природы (Метелица), позже — христианские праздники (Постник, Мясоед). А в 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианство. Эта религия была заимствована из Византии, а Византия взяла эту веру у древних евреев (иудеев). Вместе с христианством пришли к нам многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих, древнеримских и древнееврейских. Эти имена подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство:



Греческие имена:

Римские имена:

Древнееврейские имена:

Андрей — «мужественный»
Евгений — «благородный»
Тихон — «счастливый»
Елена — «сверкающая»

София — «мудрая»
Галина — «спокойная»

Виктор — «победитель»

Валерий — «здоровый, сильный»

Марина - «морская»

Максим - «величайший»


Михаил — «равный Богу»

Илья — «сила Божья»

Даниил — «суд Божий»

Распространённое женское имя Дарья ведёт свою историю из Древней Персии и означает «из рода Дариев». Имя Дарий носил персидский царь, и значение у него было «победитель».
Отчества появились примерно в XI веке и обозначали они величание по имени отца. Не ко всякому человеку тогда обращались по отчеству. На Руси отчество указывало на происхождение, родственные связи и социальное положение человека. Представители высшей аристократии именовались полным отчеством, оканчивающимся на -вич. Например, Иван Сидорович, Пётр Иванович. Средние слои пользовались полуотчествами, оканчивающимися на -ов, -ев, -ин. Например, Иван Петров (то есть сын Петра), Иван Николаев (сын Николая), Иван Ильин (сын Ильи). Самые низшие слои обходились вообще без отчеств. Тогда же появилась пословица «Наши вичи едят калачи». Вичи — это богатые и знатные люди, так как только у них были такие полные отчества на -вич, а калачи из белой сладкой муки ели тоже только в высших слоях общества.
Фамилия в переводе на русский язык означает «семья», это латинское слово. Фамилии на Руси появились поздно, в XVI веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского и сельского населения ещё 150 — 200 лет назад не имела фамилий. Фамилии образовывались разными путями:
1) из прозвища: Рябой → Рябов, Богомол → Богомолов, Гусак → Гусак или Гусаков и т. п.
2) из профессии: кузнец → Кузнецов, ткач → Ткачёв и т. п.
3) из названия местности: Муром → Муромец → Муромов и т. п.
4) из имени отца или матери: Иван → Иванов, Ерофей → Ерофеев, Марфа → Марфин и т. п.
5) из названий церквей или церковных праздников: Рождество → Рождественский, церковь Преображения → Преображенский, Покров → Покровский и т. п.
Вот краткая история русских имён, отчеств и фамилий.
Теперь о моём имени. СВЕТОЗАР — это имя славянское, дохристианское, им называли мальчиков ещё в языческой Руси. Использовалось и после возникновения христианства. Означает имя «Светозар» «озарённый светом» или «свет зари». Происхождение и значение слова неясно. Очень часто в былинах и русских сказках попадаются имена Святозар, Святослав, Святогор. Думаю, что эти имена, несмотря на то, что у них корень не СВЕТ, а СВЯТ, близки. Такие имена давали богатырям за то, что они защищали Русь и христианскую веру. Возможно, языческое Светозар превратилось позже в христианское Святозар — «святая заря». Возможно, день, в который появлялся такой ребёнок, был чем-то необычен, важен для христиан и предвещал, что новорождённый вырастет богатырём.

Значит, моё имя Светозар относится к славянским именам, которые давались ребёнку по времени рождения. Наверное, Светозарами называли мальчиков, родившихся на заре.
Имя моего отца Пётр. Это имя произошло от древнегреческого слова «petra», означающего «утёс, камень, каменная глыба». Это имя носил один из учеников Иисуса — апостол Пётр, который отличался своим непреклонным характером и стойкостью.

Фамилия Фефелов с ударением на 1 слоге, пришла эта фамилия с Урала, откуда родом мой дед. Мне всегда было интересно, что значит моя фамилия. Просматривая словари и читая книги, я узнал, что фефёлой на Руси называли грязную, неопрятную женщину. В словаре С.И. Ожегова фефёла — нескладный, неуклюжий человек. Моя мама даже хотела поменять фамилию, так как ни моя мама, ни бабушка не оправдывают значение слова «фефёла». А когда на уроке Кубановедения я занимался поисками исторических личностей города Армавира, я узнал, что много лет назад в Армавире жил граф Фефел, но генеалогия не привела к моей семье, да и эта фамилия не объяснила мне происхождение моей фамилии. А когда я стал выполнять задание конкурса, я нашёл в словаре другое происхождение моей фамилии: отчество от русских просторечных форм древнегреческого имени Феофил — «богами любимый» (theophilоs). От этого же имени произошли фамилии Феофилов и Фефилов.
Значит, моя фамилия относится или к 1-ому типу, от прозвища «фефёла», или к 4-ому — от имени отца. Вторая версия мне нравится больше. И маме можно не менять фамилию!
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю. Учебник. 3 класс. М.: «Дрофа», 2000 г.
2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1990.

3. Литературный словарь имён. М., 2007г.

      1. Я учёный!

Перед вами девять названий автомобилей. На какие группы можно их разделить? Придумайте новое название для автомобиля, который вы изобретёте в будущем.
Москвич, Запорожец, Газель, Ягуар, Мерседес, Лада, Жигули, Волга, Чайка.

1 группа: наименования жителей населённых пунктов (Москвич, Запорожец)
2 группа: географические названия (Волга, Жигули)
3 группа: имена (Мерседес, Лада)
4 группа: названия животных и птиц (Газель, Ягуар, Чайка)

1 и 2 группы можно объединить в одну: названия по местности, в которой находится завод, выпускающий автомобили данной марки.

Из истории названий автомобилей
Группы 1 и 2:
ВАЗ — Волжский автомобильный завод, его построили в конце 60-х годов ХХ века неподалёку от Куйбышева (ныне Самара), в районе знаменитых Жигулёвских гор. На ВАЗе выпускали «Волгу», названную по имени великой реки. Вблизи этих же гор был завод по выпуску «Жигулей», он находился в городе Тольятти. Значит, «Жигули» назвали так в честь Жигулёвских гор.
«Запорожец» выпускали на заводе в Запорожье, значит, название машине дали по месту её выпуска.
То же самое относится и к «Москвичу», его производили в Москве и назвали в честь города. Его и выпускали для езды по московским улицам. А когда одну из моделей «Москвича» передали для производства на завод в Ижевск, то бывший «Москвич» стал называться «ИЖ».
Группа 3:
В 1970 году на заводе в Тольятти торопились к юбилейной дате — 100-летию со дня рождения Ленина — выпустить автомобиль с торговым наименованием «Жигули». Само по себе это чисто русское имя с коммерческой точки зрения оказалось не идеальным: на ряде иностранных языков оно звучало непривычно и даже двусмысленно. Для экспорта ВАЗ — 2101 и другие модели завода назвали «Лада». Слово «лада» употреблялось в русской поэтической речи для называния возлюбленной. Так звали божество любви в славянской мифологии. Одна из версий этого названия — это машина к юбилею ВОЗЛЮБЛЕННОГО лидера революции — Ленина. А факт в том, что «Лада» стала самой любимой машиной советских автомобилистов. Женское имя Лада стало очень модным в наше время.
Мерседес звали дочь консула Австро-Венгрии в Ницце Эмиля Елинека. Елинек питал страсть к автомобилям и давал советы по улучшению моделей автомобилей конструктору и владельцу фирмы «Даймлер» Даймлеру, а потом Вильгельму Майбаху. Когда Майбах в 1901 году выпустил новый автомобиль, Елинек пришёл в восторг и посоветовал дать машине не имя «Даймлер», так как оно не очень благозвучное, а какое-нибудь другое, чтоб машина лучше продавалась. В честь дочери Елинека и назвали автомобиль. Так появился «Мерседес».
Версия из словаря: «Мерседес» — по имени дочери Карла Бенца (изобретателя первого в мире автомобиля и основателя фирмы «Даймлер — Бенц»).

Группа 4:
Конструкторы проявляют фантазию, называя машину именем животного или птицы.
На Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1958 году разработали элитную модель машины для государственных работников и для экспорта.

Автомобиль был окрашен по тогдашней моде в два цвета - темно-вишневый и светло-бежевый. И самое главное - капотное украшение в форме летящего истребителя. На передней облицовке радиатора красовалось стилизованное изображение чайки. "Горьковчане - жители города, стоящего на Волге, - часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки, - пояснял зарубежным потребителям каталог "Автоэкспорта". И когда встал вопрос о том, как назвать новую легковую машину высшего класса ГАЗ-13, горьковчане-автомобилестроители выбрали ей имя "Чайка".
Компания Ягуар (Jaguar) была основана в далеком 1925 году двумя тезками — сэром Уильямом Лайонсом и сэром Уильямом Уолмсли. Изначально компания носила имя Swallow Sidecar (сокращенно SS) и занималась выпуском колясок для мотоциклов. В 1927 году компания приступила к выпуску кузовов для автомобилей.

Однако Уильям Лайонс мечтал выпустить свой автомобиль. Летом 1913 года на Лондонской автомобильной выставке мир увидел два первых творения Ягуара/ Swallow Sidecar - SSI и SSII. Модели получились удачными и за ними последовали Jaguar SS90 и Jaguar SS100. Укомплектованный двигателем мощностью в 105 лошадиных сил, этот автомобиль легко развивал скорость 126 км/ч и был признан самым быстрым среди серийных автомобилей. Название «Ягуар» своим машинам дал сам Уильям Уолмс за скорость и сходство по форме с большой кошкой в прыжке. Jaguar SS100 пользовался большим успехом, он стал классической спортивной моделью 1940-х годов.
Название «Газель» вызывает у нас мысль о животном. На самом деле это название произошло от названия завода ГАЗ, а не от сходства машины с газелью.

Моя машина — 1) автомобиль «КОЛОБОК». Автомобиль рассчитан на одного человека. Это машина для агронома или фермера, пекаря, мельника, чтобы ездить по кубанским полям, осматривать посевы. «Колобок» маленький, довольно лёгкий, быстрый, не застрянет в грязи на бездорожье, проедет там, где не проедет даже джип. Это рабочая машина. «Колобком» я назвал её за сходство с этим сказочным героем.

  1. автомобиль СОКОЛ». Это спортивная гоночная модель. Она обтекаемой формы, бронзового цвета, лёгкая, стремительная и грозная для соперников — как сокол.

  2. Автомобиль «АРМАВИРЕЦ». У нас в Армавире нет автомобилестроительного завода. «Армавирец» — это красивая машина для города и загородных прогулок. У неё должна быть высокая скорость, удобный просторный салон, где может поместиться семья из 4 — 5 человек, тюнингованный армавирскими пейзажами кузов и хорошая проходимость по любым дорогам.
    ЛИТЕРАТУРА:

  1. Энциклопедия для детей. Русский язык. М.: «Аванта +Астрель», 2007 г.

  2. Л.М. Шагуров. «Автомобили России и СССР». М.: «ПРОСТРЭКС», 1993 г.

  3. Энциклопедия «Я познаю мир». «Автомомбили». М.: «Астрель», 2003г.

  4. Мини-энциклопедия «Автомобили». М.: «Астрель», 2002год.

  5. «1000 увлекательных рассказов машинах». М.: «Астрель», 2002год.



9. Я исследователь!

Сколько прилагательных в пословице: С миру по нитке — голому рубашка?
Ни одного прилагательного в этой пословице нет. «С» - предлог, «мир» - имя существительное, «по» - предлог, «нитка» - существительное, «рубашка» - существительное, «голый» - субстантивированное прилагательное, а значит, уже не прилагательное, а существительное.

Субстантивация — это один из способов словообразования, при котором слово из какой-либо части речи переходит в разряд существительных. Например, было прилагательное «столовая» в словосочетании «столовая комната» → превратилось в существительное в словосочетании «пообедал в столовой». В русском языке много таких субстантивированнных прилагательных: столовая, прихожая, пельменная, булочная, ванная, русский и т. п.
Способ определения части речи слова «голый»:

1) рядом с этим словом нет определяемого слова, значит, это не прилагательное; если бы было «голому человеку», то «голый» было бы прилагательное;
2) если я могу поставить рядом с этим словом определение, значит, это имя существительное. С миру по нитке — НАШЕМУ голому рубашка;

3) задаю вопрос от главного слова «рубашка (кому?) голому, а не (какому?).
Вывод: «голый» в данном предложении — существительное, образованное из прилагательного «голый» путём субстантивации.
ЛИТЕРАТУРА:
В.В. Репкин. Русский язык. Учебник для 4 класса. Книга I. М.: «Вита-Пресс», 2005 г.

Я люблю кроссворды!

      1. «Федот, да не тот». Впишите в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.
        ЛЕС — БОР
        ГОРЕ — БЕДА
        СТУЖА — ХОЛОД, МОРОЗ
        ХОТЕТЬ — ЖЕЛАТЬ, АЛКАТЬ
        ПОТЁМКИ — СУМЕРКИ
        ТВЕРДЫНЯ — КРЕПОСТЬ
        СООБЩЕНИЕ — ИЗВЕЩЕНИЕ
        НЕВИДАННЫЙ — ДИКОВИННЫЙ
        РАВНОДУШНЫЙ — БЕЗУЧАСТНЫЙ
        БЛАГОДЕТЕЛЬ —
        ПОКРОВИТЕЛЬ
        СВЕРКАЮЩИЙ —
        ИСКРЯЩИЙСЯ
        ПОЗВОЛЯТЬ —
        РАЗРЕШАТЬ
        ОТСЕКАТЬ —
        ОБРЕЗА'ТЬ
        СВОЙСТВО —
        ПРИЗНАК
        ВОРЧУН —
        БРЮЗГА
        РЫНОК —
        БАЗАР
        ЖАРА —
        ЗНОЙ
        ШУМ, ГУД —
        ГУЛ
        ЛИТЕРАТУРА:
        Словарь синонимов и антонимов для школьников. Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2003 г.

Отзыв:
Здравствуйте, уважаемые организаторы конкурса!
Мне очень понравился ваш конкурс. Я проанализирую свою работу.

Первое задание было очень интересным, ведь я в первый раз побывал журналистом и в первый раз написал статью. Было очень трудно, но я справился.

Во 2-ом задании я долго искал слова в словаре, потом пробовал составить текст, но у меня не получалось, а потом мне немного помогла мама, и всё получилось.
В 3-ем задании мне было интересно сравнить предложения, понять замысел редактора, а потом ещё попытаться найти его ошибку и предложить свой вариант решения.
А 4 задание было самым лёгким, я довольно быстро нашёл эту уловку с клубами, ведь их названия составляются из кусочков разных слов. Сначала я не мог найти, а потом понял, что названия не целым словом написаны, а состоят из отрывков слов на стыке одного слова с другим: из предыдущего слова взяли последние буквы и присоединили к начальным буквам другого слова. Например, - МолодеЦ, - СКазал учитель (получился клуб ЦСК).
С 5-ым заданием я тоже справился легко и быстро, кроме последнего ребуса, в котором была «ловушка». А в общем, очень хорошие ребусы.

А 6 задание стало лёгким только тогда, когда я прочитал, что такое пропорция, потому что в 5-ом классе пропорции ещё не изучают. Мне помогли увидеть пропорцию слов, я узнал в этой пропорции конверсивы из нашей программы и быстро решил.

7 задание было для меня интересно тем, что я узнал значение моей фамилии, которого не знал раньше.
8 задание тоже очень интересное и познавательное, ведь я узнал многое из истории машин: где их выпускали, когда выпускали, почему давали такие названия.
9-ое задание было с хитростью. Тут слово «голому» отвечает не на вопрос КАКОМУ?, а на вопрос КОМУ?
А вот 10 задание я сделал быстро с подсказкой словаря синонимов.
Во всех заданиях мне очень помог наш учебник русского языка В.В. Репкина за 5 и 4 класс, энциклопедия Аванта+ и словари.
Все задания были очень познавательные, глубокие, надо было серьёзно работать, чтобы одолеть их. Задание про автомобили и ребусы – просто замечательные! Я предлагаю Вам 3 названия моих автомобилей и свой собственный ребус.
У Вас все задания интересные и занимательные, рад был бы сделать ещё, присылайте почаще.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1



ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПО(ВАР) + из БУТЕРБРОД взяли Б, Е, Д+ И+ТЕНЬ (Н заменили на Л) = ПОБЕДИТЕЛЬ