Методическая разработка урока. «Шинель без хлястика»
Главная страница


Методическая разработка урока. «Шинель без хлястика»



Скачать 118.77 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока. «Шинель без хлястика»
Дата18.02.2016
Размер118.77 Kb.
ТипМетодическая разработка

Методическая разработка урока. «Шинель без хлястика». Урок жанра в 11 кл.

Рассказ В.П.Астафьева «Шинель без хля­стика» составители многочисленных сборни­ков произведений писателя обходят сторо­ной. Предельно короткое (всего две неполные страницы) произведение это за­ключает в себе высокий нравственный смысл, способно взволновать юного читателя. Накопленные представления о жанре рассказа (малый объем, небольшое число героев и эпизодов) позволяют организовать работу, учитывая жанр произведения. Это вызывает у старшеклассников целостное представление о произведении, помогает проникнуть в тайны авторского замысла, провести наблюдения над языком.

Эпиграф к уроку — слова известного ли­тературного критика А.Кондратовича: «Ас­тафьев — писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной».

Наглядность. Репродукции картин худо­жников: А.Дейнека. «Мать»: Б.Неменский. «Последнее письмо»; В.Таутиев. «Май со­рок пятого»; С.Рянгина. «Подруги»: С.Сафарян. «Весной 1945 года»; Л.Петрова. «Заве­ты отца». К уроку учащиеся получили задание по­думать над вопросами: Почему рассказ на­зывается «Шинель без хлястика»? Повторите по «Энциклопедическому словарю юного ли­тературоведа» (Сост. В.И.Новиков. — М.. 2004) понятия «метафора», «образ-символ», «рассказ в рассказе». Какова их роль в рас­сказе В.П.Астафьева? К какой жанровой разновидности можно отнести «Шинель без хлястика»? В чем своеобразие освещения Астафьевым военной темы? Сравните с дру­гими произведениями писателя.

Урок начинаем с выявления восприятия произведения. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства вызвали у вас герои произведения? Каково ваше впечатле­ние о языке рассказа? Какие бы вопросы вы задали автору? После романов «Царь-рыба», «Печаль­ный детектив», повестей «Пастух и пастуш­ка», «Звездопад», рассказов «Индия», «Людочка», цикла «Затеси» рассказ «Шинель без хлястика» удивил учащихся и даже вызвал сначала недоумение. И это тоже Астафьев? Где же описания природы, точные, порой беспощадно-правдивые астафьевские порт­ретные характеристики? Ни одного имени собственного! Куда «спрятался» сам автор? Почему не стремится украсить, «расцветить» фразу вологодскими, сибирскими сочными словами? Словом, рассказ Астафьева слегка разочаровал старшеклассников. Что ж, по­пробуем вчитаться в эти строки, прочувство­вать их, приоткрыть дверь в мир писатель­ского мастерства.

На этапе анализа рассказа ребята начи­нают постигать какую-то особую, внешне беспристрастную манеру автора: жестко, не давая малейшей «поблажки» героине, не де­лая «скидок» на войну и ее фронтовое про­шлое, Астафьев раскрывает перед нами про­стую, повторенную в тысячах других послевоенных жизнях человеческую судьбу. Может быть, поэтому и в нас зарождается стремление заглянуть в глаза собственной матери, разделить с нею эту главную трево­гу и боль за нас, ее детей?..

Обозначая тему и намечая идею рассказа, гово­рим, что произведение это — о войне как грозном испытании человека на прочность не столько физическую, сколько нравствен­ную. Это рассказ о потерях и обретениях, о большой, всепоглощающей, жертвенной ма­теринской любви, о сыновней благодарности и душевном взрослении. Это рассказ о вы­соких духом людях. Это своеобразная астафьевская «притча» об «отцах и детях», то­чнее, о матерях и сыновьях. Рассказ имеет «кольцевую» композицию: экспозиция и финал его обращают нас к на­стоящему времени.

Читаем начало: «Мать весь вечер хлопотала возле стола и танцева­ла с сыном, который только что окончил деся­тилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей, парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников...» Одно предложе­ние — и перед читателем предстает обыден­ная картина привычной домашней вечеринки. Обычная ли? Почему столь разительная пере­мена происходит с матерью? Почему автор настойчиво обращает наше внимание на кон­траст «девического, юного» и седины?

В матери, разрумянившейся, повесе­левшей и помолодевшей, сын-выпускник действительно почувствовал это «девичес­кое и юное», которое в другое время не за­мечал. Мать умела искусно «прятать» его, погружась в заботы о сыне.

- Подумайте, как автор подготавливает читателей к главному предмету повествова­ния – волнующему рассказу о прошлом своей героини? Очень тонко. Дотрагиваясь до сына, «точно в чем-то удостоверяясь», она говорила: «Вот ты у меня и взрослый». Пока сын был ма­леньким, она щадила его сердце от непомер­ного «груза», который стойко несла сама… - Как вы думаете, можно ли, исходя из содержания экспозиции рассказа, предположить, каковы отношения между матерью и сыном? - Можно не только предположить, но и порадоваться этим теплым, высоким отноше­ниям матери и взрослого сына. К сожалению, в нашем современном мире взрослые дети, устраивая дома вечеринки, стараются осво­бодиться от «предков», уговорить своих роди­телей пойти к знакомым, соседям, поехать на дачу. Астафьев показал идеальные отноше­ния матери и сына: мать не только приготови­ла угощение для его друзей, но и танцует с ним, это событие преображает ее внешне и внутренне: от женщины исходит тихий свет, какая-то сдержанная неподдельная радость и удивительное очарование. - Хорошее наблюдение над текстом. Да, законы жанра рассказа требуют от писателя особого, мастерства: лаконично и ёмко очер­тить круг героев, их внешность, возраст, по­ставить перед читателем вопросы... В этом отношении писатель сродни поэту: он кон­центрирует, «сжимает» материал, отбирая для рассказа лишь самое существенное. Известный писатель, мастер новеллы Сергей Воронин сказал однажды, что жанр этот может заинтересовать читателя только в том случае, если несет в себе мысль, рож­денную жизнью, если тесно связан с нравст­венными устоями народа. Сам же Астафьев на вопросы читателей, откуда он берет сюже­ты своих произведений, отвечал: «Сюжет — не грибы, искать его для меня дело бесполез­ное... Мои сюжеты чаще всего приходят из воспоминаний»3. Попытаемся, вспоминая сю­жет рассказа, обозначить эпизоды из «про­шлого» героини.

- Возвращение с фронта, бесприютная жизнь по чужим углам с маленьким ребен­ком, учеба, продажа солдатской шинели.

- Композиционный прием, представлен­ный в произведении как экскурс в прошлое героя или героини, как вы знаете, называет­ся «рассказ в рассказе». Напомните, каково значение этого приема в художественном произведении? - Астафьев следует классическим кано­нам построения рассказа, характерным для таких прозаиков, как Л.Н.Толстой («После бала»), А.П.Чехов («Крыжовник»), М.А.Шоло­хов («Судьба человека»). Подобная форма повествования придает произведению харак­тер достоверности, доверительности и заду­шевности.

-Как мать готовит сына к рассказу о своем прошлом? - Каждый вечер перед сном она заходи­ла к сыну в комнату, целовала на ночь, по­правляла подушку и уходила. На этот раз проглянуло в матери что-то тревожное для сына. Он, так радовавшийся блеску ее глаз на вечеринке, вдруг не увидел на лице мате­ри недавнего румянца, уловил этот расте­рянный взгляд и судорожный жест руки, по­правляющей волосы. Взволнованно и тревожно звучит вопрос: «Что ты, мама?»

  • Завязка действия — в словах матери о тяжелом «грузе», который пригибает ее и многих матерей, растящих детей без отцов... И еще немаловажная деталь: на вечеринке мать была похожа на юную девчонку, счастли­вую и гордую за самого дорогого человека, а теперь перед нами — «старуха», не знающая, куда деть руки, согнувшаяся под тяжестью чувств невысказанных слов о прошлом.

  • Да, нелегко дается матери эта испо­ведь, на помощь приходит ее профессия: «Она успокоилась, заговорила ровно, как в аудитории университета, где работала пре­подавателем». Напомните, каким было воз­вращение с войны молодой женщины?

  • Безрадостным. Ни букетов цветов, ни восторженных улыбок и светлых лиц родных. Скупые детали, которые Астафьев роняет с беспощадной и суровой прямотой, вызыва­ют у нас, читателей, чувство обиды за этого человека: «Приехала с фронта без орденов и медалей». Почему же? Плохо воевала? Недо­бросовестным был командир? Мало време­ни провела на фронте? Награда, а скорее, горький итог войны — «укутанный в бязевые портянки» ее сынишка...

  • Но почему же «горький итог войны»?

  • У героини нет мужа, любимого челове­ка, на сильное плечо которого можно опе­реться, ее ребенок — дитя войны, но война уже позади, пришла мирная жизнь, а у этой юной матери нет ничего: ни своего угла, ни денег, ни работы, ни, судя по всему, родных.

- Как Астафьев рисует послевоенный быт матери с маленьким ребенком на руках?

  • По-писательски беспристрастно. Это борьба за физическое выживание: жизнь на одну студенческую стипендию да редкие профсоюзные пайки, частая смена квартир, поиски дешевого жилья, слабенький и крик­ливый малыш...

  • Писатель обращает наше внимание на то, как женщина борется с жизненными не­взгодами.

  • Все же для Астафьева гораздо важнее сила духа этой «худенькой, заморенной» женщины. Она поступила в университет, не ожидая ни от кого помощи, она научилась защищать себя, она перестала плакать и выработала в себе силу характера. Наконец, окончила с отличием университет и стала в нем преподавать. И это достойно уважения и восхищения.

  • Вы правы. Вместе с тем писатель по­ведал типичную историю мытарств молодой женщины в послевоенные годы. Вспомните героиню замечательного фильма Петра То­доровского «Военно-полевой роман», роль которой так блистательно сыграла актриса Наталья Андрейченко. Эти женщины войны, нужные там, в пекле сражений, когда надо было разить врага, выносить с поля боя раненых и приближать час победы, очень тру­дно входили в мирную жизнь. Задолго до Ас­тафьева А.Н.Толстой в рассказе «Гадюка» столь же взволнованно и беспощадно пока­зал трагедию женщины, пришедшей с вой­ны. (Учащихся эта тема особенно взволнова­ла, они приводили много примеров из произведений о войне, из кинофильмов, из воспоминаний своих родных, расширяя рам­ки темы. Действительно, многие фронтовики не выдерживали это испытание миром. Ис­калеченные, без профессии и образования, вернувшись на пепелище, эти люди не нахо­дили понимания у властей (вас много! всем тяжело!), часто спивались, попрошайничали на улицах и в поездах, кончали жизнь са­моубийством...)

  • Астафьев ведет повествование к не­ожиданной кульминации и развязке, помога­ет нам понять всю красоту материнского подвига. Как автор подводит нас к эпизоду с шинелью?

  • Это гениальный прием по-настоящему талантливого писателя-новелиста! Казалось бы, он по­ведал о прошлом героини, о ее тяжелой жизни, которая научила ее «ни в чем не рас­каиваться и ни о чем не жалеть». И вдруг оговорка, вроде малозначительный штрих: «Впрочем нет. Об одной вещи жалеет. Она жалеет солдатскую шинель без хлястика...»

  • Замечательно! Настоящий мастер все­гда удивит своего читателя «элементом не­ожиданности». Что значила для матери эта шинель?

  • Это память о юности, о войне: в этой шинели она ползала по передовой, вынесла на ней отца своего будущего ребенка, под ней она спала,, мучилась и родила своего сына... По большому счету, эта женщина совершила героический поступок — спасла человека, а возможно, и не одного! Почему же Родина не удостоила ее ни внимания, ни награды?

- Один из героев повести Астафьева «Звездопад» размышляет: «Дети наши при­учены думать так, будто война — это только фронт, где мы лишь тем и занимались, что без конца совершали героические подвиги...». Не кажется ли вам, что главный фронт геро­ини рассказа - это ее жизнь после войны? Почему ее видавшая виды солдатская шинель вызывает в ней столько душевных волнений?

  • В минуту отчаяния и безысходной ну­жды, когда нечем стало кормить сына, «не на что было выкупить горячее питание с дет­ской кухни», она в мартовские морозы «отда­ла за бесценок» на рынке свою спаситель­ную шинель, которая не только оберегала ее от суровых холодов, но и согревала теплом воспоминаний о юности, войне, любви. И еще важная деталь: писатель замечает, что шинель-то эту, без хлястика, было нелег­ко продать, разве что за сущие гроши, пото­му что «на рынке продавалось много шине­лей, почти новых и с хлястиками».

  • Действительно, всего несколько слов понадобилось писателю, чтобы запечатлеть быт послевоенной жизни: на мирные рельсы переходило хозяйство страны, женщины из­влекали из чемоданов и сундуков уцелевшие довоенные наряды, самые притязательные заказывали у портных модные пальто и жа­кеты. Наверняка в студенческой аудитории, где слушала лекции наша героиня, сидели молоденькие девушки, не бывавшие на фронте, хорошо одетые, но было немало и тех, кто донашивал эти спасительные и пе­чальные знаки войны — солдатские шинели, гимнастерки, шапки-ушанки с темными от­метинами — от кокард и звездочек. Но всё это остаётся за пределами текста рассказа – так мастерски новеллист концентрирует словесный материал. Одной фразой в исповедь матери входит упомина­ние о любимом человеке — пусть сын не ду­мает о своем отце плохо. «Она твердо верит: если бы он остался жив, нашел бы их». От­куда такая вера в свою военную любовь?

  • Мать произносит эти слова не затем, чтобы успокоить сына. Война обостряет чув­ства людей. Человек бескомпромиссный, сдержанный, гордый, мать свято верит в свою прошлую любовь и не желает подозре­нием осквернять память о любимом.

  • Посмотрите внимательно на неболь­шую выставку репродукций картин совре­менных художников, запечатлевших эпизоды войны. Это, скорее, память о войне, ее гул­кое эхо. Женщина и война — вещи несовме­стимые. Женщина творит жизнь. Война отни­мает эту жизнь. У героини Астафьева война отняла любимого человека, но не отняла са­му любовь и возможность любить. Живя для сына, она оберегала его от тревог взрослой жизни, ждала душевного взросления маль­чика, чтобы он смог, не осуждая и не прези­рая мать, понять и разделить с ней ее боль... Шинель без хлястика - метафора или сим­вол у Астафьева?

  • Возможно, и то и другое. Очевидно, скрытая аналогия с обездоленной человече­ской судьбой. Предлог «без» указывает на неимение, недостаток, отсутствие чего-ли­бо. Ущербная, без хлястика, шинель — буд­то горькое напоминание о том, как женщина вернулась с фронта без медалей и орденов. Словно кто-то лишил мать этих внешних признаков благополучия и героизма. В этом случае образ, вынесенный в заголовок рас­сказа, вырастает в символ: на этой шинели героиня вынесла с поля боя того, «кто стал отцом ее сына», шинель эта и в мирные дни спасла от голода ребенка, родившегося на этой шинели, первым одеянием которого были не белоснежные пелены и кружевное одеяльце, а... «бязевые портянки».

  • В начале урока, говоря о «кольцевой» композиции рассказа, вы отмечали довери­тельные отношения матери и сына... Мать рассказала сыну о своем военном прошлом. Что изменилось в юноше за эти минуты?

  • Рассказ требует концентрировать ма­териал, тщательно подбирая слова для вы­ражения мысли. Астрономическое время в этой истории, возможно, гораздо пространнее времени ху­дожественного, однако талантливый писа­тель строит повествование «кратчайшим пу­тем», не утомляя читателя. Мать и сын не просто родные люди, но после исповеди ге­роини стали еще большими друзьями. Мать увидела в своем мальчике то надежное плечо, возможность обретения которого у нее украла война. «Теперь тебе станет тяжелее, а мне легче. — Она тряхнула головой. — Ни­чего не поделаешь, так полагается в жизни — все делить пополам»,

— Мать впервые в жизни нарушает давно заведенный в их семье порядок: не поцело­вала сына на ночь, а крепко сжала его руку, «как это делают настоящие друзья». Что мо­жет быть выше этого счастья — обрести в своем ребенке друга, единомышленника, не зараженного подозрительностью и эгоиз­мом, способного думать, «что самая широкая полоса седины, наверное, появилась у мате­ри в тот день, когда она продала шинель».

- Рассказ завершается тревожно и светло одновременно: сын впервые в жизни не мог заснуть и думал о том, что должен прожить очень долгую жизнь и много в ней успеть сделать, «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика». Сын думает о долге и долгой жизни за погибшего отца, за свою мужественную и светлую мать...

- Писатель отказался от имен собст­венных для своих героев. Случайно ли? Не случайно. Слово «мать» вырастает в символ любви и высокой жертвенности.

— Вы правы, о многих героях Астафьева можно сказать его словами: «Обыкновенная человеческая жизнь, доброта, порядочность, внутренняя культура — в этом заключается самая прочная и надежная красота»4... - Талантливый рассказ, по образному выра­жению Ю.Нагибина, читается «в один глоток», в нем ничего нельзя добавить и убавить. «Ши­нель без хлястика» именно такое произведе­ние. «Перепоручая» повествование героине, Астафье ввроде бы сторонний на­блюдатель всего произошедшего. Так ли это на самом деле? - На всех произведениях писателя ле­жит отблеск его судьбы. Астафьев извлекает из своего военного прошлого такие характе­ры, эпизоды, случаи, которые в устах чело­века, не знавшего войны, вне всякого сомнения, звучали бы в высшей степени фаль­шиво и неубедительно. - Верно, присутствие автора мы ощуща­ем в каждой строке и в каждом слове. В бес­пристрастной манере повествования мы чув­ствуем глубокую писательскую боль за человека и любовь к нему. Эти два могучих чувства составляют основу авторского отно­шения к жизни. В этой небольшой прозаической миниа­тюре, скорее, этюде, эскизе к большому роману, мы почувствовали и откровение испо­веди, и едва уловимые черты жития, и отго­лоски притчи, и беспощадную правду были. Наш урок мы завершаем словами литератур­ного критика, много общавшегося и хорошо знавшего писателя: «Виктор Астафьев — пи­сатель суровый. Что ни вещь у него — все правда, не подмалеванная никакими литера­турными румянами»5.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.КОНДРАТОВИЧ А.И. Признание: Портреты. Воспоминания. Полемика. – М., 1987. - С. 127.

2ВОРОНИН С А. Время итогов: Расска­зы, очерки, статьи. — Л., 1987. С. 148.

3.«Сопричастный всему живому»: Очерк // Наш современник. — 1973. № 8.

4«Это сложное бремя»: Беседа с В.Ас­тафьевым . Литературное обозрение. 1986. - № 3. - С. 68".

5КОНДРАТОВИЧ А.И. Указ. соч.С. 127.

6.Чалмаев В.А. Исповедальное слово Виктора Астафьева.// Литература в школе. – 2005. - № 4. – С.6 – 12.