Главная страница


Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике



Скачать 94.24 Kb.
НазваниеМетодическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике
Дата07.03.2016
Размер94.24 Kb.
ТипМетодическая разработка

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Учителя математики МБОУ «Красноярская СОШ№1»

Малетина И.А., Иванова Е.П.

Положение

о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся

и форме, порядке и периодичности текущего контроля

по математике.


  1. Общие положения.

    1. Настоящее Положение разработано в соответствие с Законом "Об образовании", Уставом муниципального общеобразовательного учреждения

    2. Настоящее Положение утверждается педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

    3. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений по математике, а также порядок формы и периодичности текущего и текущего письменного контроля обучающихся по математике.

    4. В настоящем Положении использованы следующие определения:

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

Текущий письменный контроль - подразумевает проверку степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в виде самостоятельной, контрольной работы или теста.

Настоящее положение обязательно для учащихся и учителей математики школы.

  1. Цель и задачи разработки системы оценивания в настоящем положении:

    1. Цель: повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок по математике.

    2. Задачи:

  • установление фактического уровня знаний, умений, навыков по математике базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями госстандарта;

  • формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося;

  • повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений учащегося.



  1. Основные разделы системы оценивания.

    1. Единые требования к отметке и оценке учебных достижений учащихся.

Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Система оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности.

Отметка — это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

    1. Задачи школьной отметки:

      1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

      2. Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

    2. Принципы выставления школьной отметки:

      1. Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;

      2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

      3. Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.

    3. Критерии выставлении отметок

      1. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:

  • полнота и правильность - это правильный, полный ответ;

  • правильный, но неполный или неточный ответ;

  • неправильный ответ;

  • нет ответа.

      1. При выставление отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

  • грубые ошибки;

  • однотипные ошибки;

  • негрубые ошибки;

  • недочеты.



    1. Шкала отметок

При оценке знаний и умений используется 5 – бальная система оценок, в соответствии с требованиями устава школы.

3.5.1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Работа оценивается отметкой «5», если:

- работа выполнена полностью (100%);

- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки);

- работа соответствует 70-90%.

Отметка «3» ставится, если:

- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме или выполнено 45-69% работы.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

3.5.2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3.5.3. Общая классификация ошибок.

при оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

- незнание наименований единиц измерения;

- неумение выделить в ответе главное;

- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

- неумение делать выводы и обобщения;

- неумение читать и строить графики;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

потеря корня или сохранение постороннего корня;

- отбрасывание без объяснений одного из них;

- равнозначные им ошибки;

- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

- логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

- неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

- нерациональные приемы вычислений и преобразований;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  1. Формы и сроки контроля.

    1. Формы контроля: текущий контроль, текущий письменный контроль .Текущий и текущий письменный контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний учащихся в соответствии с учебной программой.

    2. Учитель обязан ознакомить с системой текущего контроля учащихся на начало учебного года.

    3. Учитель обязан своевременно и тактично довести до учащихся отметку текущего и текущего письменного контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал.

    4. Четвертные и полугодовые отметки в 5, 6 классах по математике, в 7 классе по алгебре и геометрии, 8, 9, 10, 11 классах по геометрии выставляется исходя из текущих оценок и контрольных работ.

    5. Четвертные и полугодовые отметки в 8, 9 классах по алгебре и 10, 11 классах по алгебре и началам анализа выставляется на основании только текущих письменных работ (текущие отметки не ставятся).



  1. Количество отметок.

5.1 Количество отметок для выставления четвертных в 8, 9 классах по алгебре должно быть не менее пяти. Количество отметок, для выставления итоговой отметки за полугодие в 10, 11 классах по алгебре и началам анализа, должно быть не менее семи.

5.2. Количество отметок за урок:

- математика 5-6 класс – не менее пяти отметок (при объяснении нового материала отметок может и не быть);

- алгебра 7 класс – не менее четырех отметок (при объяснении нового материала отметок может и не быть);

- геометрия 7-11 классы – не менее четырех отметок (при объяснении нового материала отметок может и не быть).

6. Права и обязанности учащихся при получении отметки

6.1.Ученик имеет право на публичное или индивидуальное обоснование оценки.

6.2.В случае выполнения учащимся текущей письменной работы на отметку «неудовлетворительно» ему предоставляется возможность повторного выполнения работы в двухнедельный срок (не более трех раз). Отметка ученику в журнал в таком случае не ставится. Эта графа должна быть заполнена по истечении двух недель. В случае не соблюдения сроков, ученику выставляется ранее полученная отметка.

6.3. Повторное выполнение письменных работ, выполненных на положительную оценку (3,4,5), не допускается. В случае отсутствия учащегося пропущенные им письменные работы должны быть выполнены в двухнедельный срок после выхода учащегося в школу. Отметки выставляются в журнал через дробь в день проведения работы всем классом.