Главная страница


Использование информационных технологий в преподавании истории в школе Всё что мы слышим, а также и видим Всё, что чутьё повседневно даёт.



Скачать 136.71 Kb.
НазваниеИспользование информационных технологий в преподавании истории в школе Всё что мы слышим, а также и видим Всё, что чутьё повседневно даёт.
Дата09.02.2016
Размер136.71 Kb.
ТипДокументы

Использование информационных технологий в преподавании истории в школе

Всё что мы слышим,
А также и видим
Всё, что чутьё повседневно даёт.
Вкус нам подскажет,
Что- то запах покажет
Всё информацией мы назовём.


Использование информационных технологий на уроках истории. (Слайд)

План (слайд)

  1. Информационные технологии: понятие и сущность

  2. Этапы возникновения ИТ

  3. Виды использования ИТ на уроках истории

А) обучающие программы

Б) электронные учебники

В) контролирующие программы

4. применение информационных технологий на различных этапах урока.

  1. Информационные технологии: понятие и сущность

Понятие информационная технология возникло в последнее десятилетие XXв. в процессе становления информатики.

Информационные технологии (слайд)– термин, который объединяет все виды технологий, используемых для создания, хранения, обмена и использования информации в ее различных формах (изображения, анимация, мультимедиа презентации и др.)

Особенностью информационной технологии является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи.

(слайд) Главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

В свою очередь Информационные технологии обучения (слайд) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

(слайд) Выделим основные современные информационно-коммуникационные технологии:1 и начнем с…..

  • интерактивная доска; ,(слайд)

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.2 Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Преимущества работы с интерактивными досками(слайд)

1. для преподавателей:

  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;

  • поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

  • позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

  • позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

  • удобна при работе в большой аудитории;

  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;

2. Преимущества для учащихся: (слайд)

  • делает занятия интересными и развивает мотивацию;

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;

  • учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;



  • интерактивная приставка; (слайд)

Mimio - интерактивная приставка, заменяет интерактивную доску. Работает на любой ровной поверхности. Отличается от интерактивных досок мобильностью.

Любая гладкая поверхность (маркерная доска, стена) превращается в интерактивный проекционный компьютерный экран благодаря MimioXi. Компактный считывающий блок легко крепится с помощью присосок, специальных держателей или малярной ленты. Для формирования изображения требуется мультимедийный проектор (приобретается отдельно). На доску (стену) с помощью мультимедийного проектора подается изображение экрана компьютера. Стилус-мышь посылает сигналы считывающему блоку при нажатии на изображение - так происходит управление компьютером. Вы можете работать с любыми компьютерными программами, выходить в Интернет.

Положительные моменты использования интерактивной приставки:

Программное обеспечение Mimio (в комплекте) позволяет сохранять на компьютере в виде последовательности картинок то, что происходит на экране (в интерактивном режиме), а также записи на маркерной доске (в режиме маркерной доски). Кроме того, софт умеет записывать происходящее на доске в виде видеофайлов (в формате .avi) и даже вместе со звуком (для записи звука к компьютеру необходимо подключить микрофон, не предусмотренный в комплекте). Получается "живой" конспект записей на доске вместе с комментариями выступающего. Возможна работа устройства без сетевого питания в течение 10 часов (в режиме маркерной доски или в беспроводном интерактивном режиме).

  • документ-камера; (слайд)

Документ-камера — особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме.

Документ-камеры позволяют получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных.

Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.

Документ-камеры применяются в учебном процессе, упрощая работу с аудиторией. Поскольку передача данных происходит в режиме реального времени, камеры позволяют проводить видеоконференции и идеально подходят для удалённого обучения.

  • система голосования.(слайд)

Это 24 перезаряжаемых пульта, упакованные в прочный металлический футляр для хранения с поролоновыми отсеками, съемная стыковочно-подзарядная станция, программное обеспечение MimioStudio™ (1 DVD-диск), 1 беспроводной приемник-концентратор MimioHub, 1 источник электропитания и кабель. (слайд)

Возможности: системы голосования Mimio: (слайд)

  • отслеживание успеваемости с помощью обратной связи и статистических сведений;

  • ведение учета оценок;

  • обеспечивает точность ответов благодаря подсветке соответствующих кнопок;

  • испоспользование преимуществом совместимости системы с Microsoft PowerPoint;

  • получение результатов в режиме реального времени и избавление от необходимости проверки тестов вручную. Просматривание диаграммы успеваемости учеников в любое время. Проведение быстрых опросов учеников во время урока, чтобы узнать, кто из них усвоил материал, а кому требуется помощь;


переходим ко второму вопросу….

  1. Этапы возникновения ИТ (слайд)

Появление простейших информационных технологий можно отнести к началу письменности. Мощным толчком к развитию информационных технологий послужило книгопечатание, позволившее тиражировать информацию и открывшее эру бумажной информационной технологии.
В развитии информационной технологии можно выделить этапы. Каждый этап характеризуется определенным признаком.3

  1. 1950-1960-е годы - начальный этап развития ИТ характеризуется тем, что в основе взаимодействия человека и ЭВМ лежат машинные языки. ЭВМ доступна только профессионалам;

  2. 1960-1970-е годы - второй этап характеризуются созданием операционных систем. Ведется обработка нескольких заданий, формулируемых разными пользователями; основная цель - наибольшая загрузка машинных ресурсов;

  3. 1970-1980-е годы - третий этап характеризуется изменением критерия эффективности обработки данных, основными стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению программного обеспечения. К этому этапу относятся распространение мини- ЭВМ Осуществляется интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей;

  4. 1980-1990-е годы - четвертый этап новый качественный скачёк технологии разработки программного обеспечения. Центр тяжести технологических решений переносятся на создания средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта. Ключевое звено новой информационной технологии - представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Тотальное распространение персональных ЭВМ;

  5. 2000-е годы - пятый этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя. Арсенал методов обучения, используемый в современной школе, разнообразен: от традиционных педагогических до современных компьютерных технологий.

  1. Виды использования ИТ на уроках истории

итак, Среди множества видов использования информационных инновационно-коммуникационных технологий на уроках истории, можно выделить следующие программы. (слайд)

И начнем с-----

А) обучающие программы

Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся.

Хорошо построенная ОП позволяет:

  • избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

  • предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым ученикам;

  • учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

Примером ОП может служить интерактивная лента времени,(слайд) которая отображает 27 веков всемирной истории. На ленте времени отображаются периоды, события и ключевые исторические деятели. Такая форма подачи материала позволяет проследить, какие из знаменитостей прошлого были современниками (и как долго), установить их возможное влияние друг на друга, оценить преемственность их идей и открытий.

Другим видом ОП является интерактивная карта (слайд) формирования российского государства позволяет проследить, какие территории были присоединены различными правителями.

Так, например, на исторической карте, предназначенной для учащихся 6-11 классов, изменения территории Российского государства. С помощью их можно проследить: какие территории присоединялись к России во времена различных правителей, а также прочитать описания событий, сопутствующих этим территориальным изменениям. Программа позволяет представлять карту с различной степенью подробности.  (Слайд) Карта и справочные статьи (слайд) дают возможность школьникам  наглядно убедиться в том, что постоянные территориальные изменения являются одним из важнейших факторов российской истории, и с помощью используемых информационных технологий делают это зрелищнее, нежели аналогичные пособия на бумажных носителях. 

Б) электронные учебники(слайд)

Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Сейчас существует большой выбор таких электронных пособий. (слайд) Наибольший интерес представляют электронные учебники по истории России 6, 7, 8 классы, выпущенные издательством «Просвещение». Они выпускаются под редакцией А.А. Данилова – одного из ведущих авторов учебников по отечественной истории.

Учебники 6, 7 класса имеют одинаковую структуру, которая представляет связанные между собой разделы: учебник, атлас, лента времени, правители, контроль и личная папка.

Таким образом, использование электронных учебников на уроках истории позволяет: (слайд)

  • достигать оптимального темпа учащихся, то есть реализовывать индивидуальный подход;

  • превращение учащихся в субъект обучения, так как программа требует от них активного управления;

  • вызывать повышение мотивации к учебной деятельности у большинства учащихся, так как диалог с программой приобретает характер учебной игры;

  • повысить степень самостоятельности учащихся, преподаватель лишь координирует действие учащегося. При необходимости ученик может вернуться назад к непонятой ему теме.

В) контролирующие программы

Контроль знаний- это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности.

Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система.

4. применение информационных технологий на различных этапах урока.

Современный урок это такой урок, когда учащийся под руководством учителя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы.

Рассмотрим более подробно применение информационных технологий на различных этапах урока.

Для этого давайте будем заполнять следующую таблицу:

Название курса и темы

Этап урока

Информационные технологии

Значение использования ИТ













Этап изучения нового материала

Уникальные возможности ИКТ можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов.

Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.

Давайте подробнее остановимся на уроке: «Социалистическая Индустриализация в СССР».(слайд) При изучении данной темы, нам необходимо создать презентацию, так как в ней мы можем разместить все необходимые материалы: портрет И.В.Сталина, его цитаты: «Задержать темпы- значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.». Этот материал поможет ребятам полностью погрузиться в эпоху;

(слайд) таблица- «Две точки зрения на проведение индустриализации.»;

(слайд)диаграммы - «Промышленное производство в годы первых пятилеток», позволяющая систематизировать статистические данные.

Такие пункты, как итоги пятилеток, источники индустриализации целесообразно изобразить в виде схемы.(слайд)

Практически на любом уроке можно использовать слайд презентации в качестве экранного изображения схемы. Так в 7 классе на уроке по теме «Великая французская революция. От монархии к республике» учителем может быть использована анимированная схема (слайд)



При этом подобное использование дает явное преимущество яркого визуального ряда, когда можно выделением цветом, толщиной линии, высотой расположения элемента определить его значимость и в то же время дает возможность учителю в необходимом темпе комментировать схему. Использование анимации в таком показе позволяет увидеть схему по частям, совмещая ее с рассказом учителя.

Урок в 6 классе на тему: «Борьба Руси с нашествием крестоносцев» Чтобы на уроке сформировать представления у учащихся о событиях 18 века, можно создать презентацию, в которой использовалась анимированная карта-схема к пункту Ледовое побоище.(слайд)


Благодаря анимации, ребятам было легче разобраться, как поэтапно проходило Ледовое побоище, наглядно показана очередность передвижения войск.

Так например, использование ролика «биография Пушкина» по теме Культура 19 века, позволяет полностью проникнуться темой.(включить ролик)

Использование фрагментов документального фильма «Холодная война» на уроке Всеобщей истории в 9 классе учителем позволяет ученикам оценить события взглядом «с другой стороны».4 Учитель, организовывая просмотр фрагмента, обращает внимание на тот факт, что фильм создан в Великобритании и отражает другие точки зрения на описываемые события. В данном случае учитель использует метод критического анализа источника (при этом под источником понимается информация из фильма). Будет полезно проанализировать материал фильма с помощью его рецензирования:

  • Чему посвящен фильм, что хотели показать его авторы? Какие явлений, понятия, устройства и другие объекты рассмотрены в фильме?

  • Какой материал является главным в фильме? Каким образом он выделен?

Что наиболее интересно и удачно показано в фильме? Какие моменты раскрыты недостаточно полно и ясно? Как связан фильм с изучаемой темой? Выводы по фильму.

Этап закрепления и проверки знаний


На этапе проверки знаний наиболее популярным методом на сегодняшний день становятся тестовые задания.

Также На этапе проверки знаний учащимся предъявляются различные изображения, либо уже знакомые им в процессе изучения темы, либо незнакомые, но посвященные важным, узловым событиям и способные вызвать «эффект узнавания».

Так , при опросе по теме «Отечественная война 1812 г.» учащимся в качестве контрольных можно показать 10 изображений по данной теме.(слайд)

а) портрет императора Александра I; б) портрет императора Наполеона;



в) переход французских войск через Неман;



г) карта-схема Бородинского сражения;



д) портрет М.И. Кутузова;



е) военный совет в Филях;



ж) Отступление французов из России в 1812;



з) пожар Москвы;



и) М.И. Кутузов и генерал Лористон;



к) переправа французов через реку Березина.





Для проверки знаний, в 7 классе, на повторительно-обобщающем уроке по всему изученному курсу, была использована форма известной передачи «Своя игра». (включить новую презентацию)На слайд выводятся разделы, где содержатся вопросы разные по баллам, которые может набрать команда. Учащиеся выбирают любой уровень сложности заданий, отвечают на вопрос и в случае правильного ответа получают заслуженные баллы. Выигрывает тот игрок, или та команда, которая наберет большее количество баллов.





Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы достоинства и недостатки использования ИТ?

  2. Что необходимо учителю при подготовки к уроку с применением ИТ?

  3. Закончите предложение: «использование информационных технологий способствует….»

1 Приложение 8

2 https://whatis.techtarget.com

3 Кондрашова С. С. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие/ С. С. Кондрашова – К.: МАУП. 1998. – 138 с.


4 Зимин А.В. Использование технических средств обучения на уроках истории. Из опыта работы./А.В. Зимин//ПИШ.- 2006. №8.- с. 56