Главная страница


Использование игровых, здорвьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникационных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности



Скачать 67.11 Kb.
НазваниеИспользование игровых, здорвьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникационных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Дата06.03.2016
Размер67.11 Kb.
ТипДокументы

Использование игровых, здорвьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникационных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и

во внеурочной деятельности
Учитель: Оськина Людмила Григорьевна
В условиях модернизации современного образования огромное внимание уделяется человеку как личности: его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоконравственному интеллекту, потенциалу. Поэтому велика потребность в такой подготовке подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно решать жизненные и профессиональные вопросы.

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. Творческие способности учащегося можно развить, создав для этого специальные условия.

Изучение математики многим учащимся даётся с трудом. Возникает проблема создания заинтересованности предметом, активизации мыслительной деятельности. Важно научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

В своей деятельности в межаттестациоонный период я уделяла особое внимание технологии групповой работы на уроке, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающим и информационно-коммуникационным технологиям, попыталась с их помощью найти возможность активизировать деятельность моих учеников на уроке, формировать коммуникативную компетентность учащихся.
Метод групповой работы на уроке

Особенности групповой работы

Активное обучение

  • Свобода и активность,

  • Оригинальность и творческий подход,

  • Открытие,

  • Самостоятельность,

  • Критическое мышление,

  • Общение и совместная работа,

  • Действия и соответственно ситуации,

  • Жизненные задачи,

  • Оценка своей работы и других

  • Генерация,

  • Радость,

  • Упражнения,

  • Поиск,

  • Противоречия

  • Отчет

  • Воодушевление,

  • Активность

  • Ясность

  • Результат

  • Актуальность

  • Ближайшее развитие

  • Отношение

  • Творчество

  • Анализ

Чему учит групповая работа?

  • Сотрудничать

  • Ставить вопросы

  • Решать проблемы

  • Договариваться

  • Распределять роли и ответственность

  • Слушать других

  • Убеждать других

  • Отвечать за себя

Виды групповой работы

  • Работа в парах

  • Мозговой штурм

  • Игра «Продолжи»

  • Охота за сокровищами

  • Снежный ком…

Мозговой штурм

Используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент. Распределяются роли внутри команды. (Ведущего, секретаря, хронометриста).

После вырабатывания коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи»

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке»

Игра «Охота за сокровищами»

  • Учитель составляет вопросы

  • Вопросы могут требовать как знаний, так и осмысления или понимания

  • Учащиеся или группа должны ответить на вопросы используя ресурсы интернета или учебника

Игра «Снежный ком»

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания

  • Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

  • Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырёх человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

  • В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Таким образом, целью моей деятельности в межаттестационный период было овладение теорией и практикой использования групповой работы игровых здоровьесберегающих ИКТ технологий и технологий развития критического, а так же внедрение в свою педагогическую деятельность (на уроках и во внеурочной работе по математике) данных педагогических технологий.

Задачи, которые я ставила перед собой:

  • изучать теорию и практику использования групповой работы, игровых, здоровьесберегающих, технологии критического мышления на уроках математике и во внеклассной работе;

  • внедрить в свою деятельность групповую работу, игровые, здоровьесберегающие, технологию критического мышления и ИКТ технологии;

  • создать дидактический материал (разработки уроков, внеклассных мероприятий) с использованием данных технологий;

  • провести анализ результатов внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс;

  • сделать выводы об эффективности своей деятельности.

С целью изучения и успешного внедрения в свою педагогическую деятельность данных технологий я занималась самообразованием, изучала необходимую литературу, посещала курсы повышения квалификации, уроки коллег, участвовала в работе конференций, семинаров, заседаний школьного методического объединения учителей точных наук, общалась на «онлайн» на всероссийском школьном портале «Про Школу.Ру» с коллегами-педагогами, обменивалась с ними опытом и наработками.

В результате поиска наиболее эффективных путей организации деятельности учащихся на уроках математики, я пришла к выводу, что благодаря групповой работе и использованию игровых технологий дети усваивают материал лучше, так как он становится для них личностно-значимым.

Критическое мышление - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. Уроки, построенные по “технологии критического мышления”, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, И.Темил, как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает использование исследовательских методов в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.

А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно-ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно–ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.

Проведение внеклассных мероприятий по предмету с применением СОТ помогает мне как учителю еще более сблизиться с учащимися, способствует дальнейшему развитию педагогики сотрудничества, расширяет знания моих воспитанников, развивает их творческие способности.

Регулярно (особенно в 5-7 классах) использую на уроках игровые технологии, которые дают учащимся возможность преодолевать внутреннюю скованность, служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, способствует усилению интереса к обучению. Метод игры отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, не подозревает, что чему-то учится.

Использование игровых ситуаций на уроках является одним из примеров сохранения и укрепления здоровья учащихся. По данным исследованием психологов более 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению физического и психологического здоровья учащихся, снижению успеваемости, усилению состояния тревожности.
Чтобы сделать процесс обучения комфортным для детей, избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока и повысить мотивацию к изучению математики, применяю на уроках здоровьесберегающие технологии, использую следующие приёмы: положительный эмоциональный настрой на урок, физкультминутки, смена видов деятельности, игры, оптимальные темы ведения урока, подача материала доступным способом, групповые методы обучения и т.д.

Информационно-коммуникативные технологии так прочно вошли в нашу жизнь, что сейчас трудно себе представить, как несколько лет тому назад мы могли обходиться без них на уроках и во внеклассной работе. Мы используем их для создания презентаций к урокам, тренировки, контроля и самоконтроля знаний учащихся посредством игр, онлайн тестов, для дистанционного обучения (например, при подготовке учащихся к ЕГЭ, ГИА, олимпиадам).
О результативности использования мною СОТ на уроках математики и во внеурочной деятельности свидетельствуют:

  • Положительная динамика качества знаний по математике при 100 % успеваемости;

  • Средний бал по предмету ( 4,1 ) выше региональных показателей;

  • Успешная сдача учащимся ЕГЭ и ГИА по математике;

  • Наличие победителей в конкурсах и олимпиадах различных уровней;

На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что использование новых образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности по математике дает новые возможности для формирования математического потенциала и всестороннего развития выпускника школы.