Главная страница


Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах



НазваниеИнтерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах
Дата12.02.2016
Размер40.9 Kb.
ТипДокументы

Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах.
Актуальной задачей современной школы является формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Данной задачи невозможно добиться без внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить личностно-деятельный подход к обучению, развивать самостоятельность учащихся.
Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и  прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. Наилучшие результаты при  решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции  учащихся в учебном процессе.
Интерактивные методы вполне отвечают заявленным требованиям.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.
Плюсы интерактивных технологий:

  • освоение различных моделей человеческого взаимодействия: работа в команде, терпимость к другим точкам зрения

  • ученик максимально приближен к условиям учебного материала:

  • самостоятельный поиск вариантов решения поставленных задач

  • Также, интерактивные технологии побуждают обучающихся к активным действиям, позволяют пережить состояние успеха, что как следствие повышает мотивацию к учебе и повышает эффективное усвоение материала.


Работая в малокомплектной школе я столкнулась с такой проблемой, что большинство интерактивных методик, таких как работу в группах, методы карусели и иногда даже обычную работу в парах очень сложно реализовать при малом количестве учеников. Теряется весь смысл проводимого мероприятия.
Мной были разработаны несколько интерактивных игр, которые могут быть применены в малокомплектных классах, а при некоторой адаптации и в классах с большим количеством обучающихся.

Описание двух из них «светофор» и «журавль в небе» приведено ниже.
Игра «Светофор»

Данную игру можно использовать для закрепления нового материала, отработки навыков устного счета.
Материалы: игральный кубик - «светофор» с гранями раскрашенными в красный, желтый и зеленый цвета.

Карточки с заданиями на бумаге соответствующих цветов, разделенные по темам:

Зеленый - устный счет.

Желтый - теоретическая часть (определения, правила и тд.)

Красный - задания на текущую тему (уравнения).
Ученики по кругу кидают кубик и выбирают наугад карточку соответствующего цвета.

Правильный ответ оценивается в 3 балла. За неправильный – штраф в 2 балла. Эти 2 балла получает ученик, исправивший ошибку.

Игра ведется до определенного числа очков, устанавливаемого учителем, в зависимости от количества учеников и планируемого времени.

Игра «Журавль в небе»

Этот метод вовлекает всех учащихся в образовательную деятельность, даёт возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями, учит приходить к единому мнению.
Формат игры – ученики против учителя.

Ученики объединяются в группу. В начале игрыгруппе выдается «главный приз» – количество баллов, равное 5 * количество учеников, который нужно сохранить до окончания игры.

Игра проводится в три этапа. На каждом учитель выдает блок заданий, в котором количество заданий равно числу учеников.

Блоки заданий могут быть как на одну тему с постепенным повышением сложности, так и насколько тем.

Задача команды – совместно найти решение задач и защитить его перед учителем, причем решение демонстрируют все члены группы по очереди. Таким образом, в игровом процессе оказываются задействованы все ученики, включая самых слабых.

За неправильное решение команда штрафуется на 1 балл.

После окончания последнего тура, в ходе рефлексии команда должна сама распределить между собой оставшееся количество баллов, исходя из эффективности работы каждого ученика в группе.
Из широко известных интерактивных методик, которое можно применить в малокомплектных школах я также использую :

  • лекция с заранее запланированными ошибками.

  • метод групповых и индивидуальных проектов.


Лекция с заранее запланированными ошибками.

В рассматриваемый материал (теоретический материал или решение конкретной задачи) специально закладывается определенное количество ошибок. Логические, в расчетах и тд. Цель обучающихся их заметить и исправить. Данная методика развивает у обучающихся внимание, учит оперативно анализировать ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Метод групповых и индивидуальных проектов.

Метод предполагает самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.