Главная страница

«Имя прилагательное как часть речи»



Скачать 126.29 Kb.
Название«Имя прилагательное как часть речи»
Дата27.08.2016
Размер126.29 Kb.
ТипУрок

Урок по русскому языку в 5 классе.

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме, замотивировать на дальнейшее освоение материала.
Урок первый в теме «Имя прилагательное», тема следующего «Роль имен прилагательных в речи». Урок построен в логике системно-деятельностного подхода. В СДП учитель – это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Он создает условия для возникновения этой деятельности. Какие методы и приемы использовались мной на уроке?

СДП предполагает собственную деятельность ребенка. Это невозможно без опоры на его личный опыт. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме с помощью вопросов: а вы ждете весну, лето? Личный опыт они используют при написании мини-сочинений. Чтобы привлечь ребенка к деятельности, надо воздействовать на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную. Принципиально значимым является воздействие на эмоциональную сферу. Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, создание эмоционального настроя. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. На уроке используются различные способы развития мотивации:

1.Организация образовательного процесса.

Здесь важна: - новизна, практическая значимость подаваемого материала; - четкое структурирование; - логичное построение

- ритмичное чередование видов деятельности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения (на данном уроке – использование элементов проектной технологии (ориентация на некий продукт – результат работы по оценочному листу.).

3. Проблемные ситуации. Например , постановка детьми учебной задачи.

4. Культура общения:

- гуманное отношение;

- доверие к ученикам;

- разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

Воздействие на интеллектуальную сферу с помощью проблемных вопросов и заданий приводит к использованию на разных этапах урока различных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Смысловое чтение. Этот момент тоже присутствовал на уроке – некоторые вопросы в тексте оценочного листа были направлены именно на их смысловую проработку в формулировке- выберите сами вариант ответа, который кажется вам наиболее точным.

Проверка по эталону.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.

На уроке используются следующие современные педагогические технологии:

 проблемно – диалогическая технология (на этапе актуализации знаний и постановки темы и целей урока);

 технология мини – исследования (каждый вид деятельности – мини-исследование)

 оценивания образовательных достижений (учебных успехов) (самооценка на каждом этапе урока);

 технология сотрудничества (на протяжении всего урока);

 ИКТ – технология.

На уроке идет формирование УУД:

1) познавательные УД (развитие мыслительных операций);

2) регулятивные УД (постановка цели деятельности, план действий–внешний(при помощи задания) и внутренний (при помощи оценочного листа), самоконтроль и взаимоконтроль, самооценка);

3) коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве);

4) личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству).



этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

слайд

Орг. момент.

Добрый день, друзья!

Чем замечателен сегодняшний день?

(как только сказали про весну, прошу обратить внимание на слайд)

День 2 апреля считался в народе большим праздником, веселым и торжественным. В этот день ожидали первые грозы, если не было морозов, распускалась серая ольха. Древняя Русь ждала теплого лета. Маленькие дети и юные девушки в этот день начинали кликать лето: «Лето красное! Солнце ясное!»

Выберите из выделенных слов слова с позитивной окраской. Назовите их, запишите. Веселый, торжественный, теплый, ясный. Я желаю, чтобы таким было и ваше настроение сегодня.

(число, классная работа подписаны до урока)

Читают текст на слайд. Вспоминают, что означает слово «позитив».


Выписывают слова

1

2

Мотивация

Наш урок- первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть исследователями новой темы.

Но каждый исследователь должен обязательно знать, в правильном ли направлении он действует. Поэтому я предлагаю вам оценивать свою работу. Перед вами- оценочный лист. Построен он в форме теста. Как работать с тестом? (выбирать варианты ответов). Если вы справились с заданием, ставите себе плюс. Если нет-ничего не ставьте- оставляем квадратик пустым. Что должно получиться в результате? Правильно- по правильным ответам вы сможете подробно рассказать о теме нашего урока.

Рассматривают оценочный лист, выясняем, как работать с тестом.


Если непонятно- задают вопросы.

3

Целеполагание и постановка учебных задач.

Возвращаемся к слайду. Словами какой части речи являются выделенные слова?

Правильно, это имя прилагательное.

Тема нашего урока – имя прилагательное как часть речи.

Запишите её в тетрадь.

Что вы знаете? Но это еще не все. Так какова же наша цель? Что мы хотим получить в конце урока? Обратите внимание на задание 1. Сейчас вы проверите себя. Умеете ли вы ставить цель? Отметили? Кто озвучит цель урока?

Поближе познакомиться с именем прилагательным. Совершенно верно. Ведь это только первый урок большой темы «Имя прилагательное».

Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Эта форма работы вам уже знакома. Посмотрите задание 2. Я предлагаю вам вместе с соседом по парте расставить цифры- в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал. Сделали? А теперь проверим. Внимание на слайд.

Справились? Молодцы! Ставим себе плюсик.


Озвучивают.

Записывают тему в тетрадь.
Рассказывают, что знают об имени прилагательном.

Работают с оценочным листом(индивидуально). Озвучивают предполагаемую цель урока.
Работают в парах, затем – самопроверка по эталону.
Оценивают себя за оба задания.

3

4

5

Актуализация знаний

След.этап: Определение имени прилагательного.

Посмотрите фрагмент спектакля по пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Главный герой – Митрофанушка - демонстрирует свои знания частей речи.

Согласны ли вы с ним?

Почему? Может ли слово ДВЕРЬ быть именем прилагательным? Что же обозначает имя прилагательное?

Вспомните, пожалуйста, определение имени прилагательного. Оно вам знакомо.

Впишите нужные слова в определение. Это задание 3. А теперь- внимание на слайд. Обменяйтесь листочками и проверьте у соседа по парте. У кого верно – ставим плюс!

А теперь я попрошу вас вслух произнести определение, по памяти. Кто желает? Спасибо, в этом задании можешь поставить себе второй плюсик!

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?


Смотрим фрагмент спектакля.


Говорят о том, что Митрофанушка ничего не знает об имени прилагательном.
Вспоминают определение имени прилагательного. Выполняют задание 3. Способ проверки – взаимопроверка.
Усложненное задание. Плюсы за него получат не все, только те, кто наизусть может воспроизвести правильно определение имени прилагательного.
чередование гласных в корне слова. Прошу вспомнить правило.


Видео


6

Погружение в тему

Следующий этап работы – это? Кто продолжит? Правильно – морфологические признаки имени прилагательного.

А теперь я предлагаю вам записать текст под диктовку. Красив русский лес весной. Раскрылись з…леные листочки. Везде поблёскивают блестящие капельки. Даже поз…ним весе....им вечером ощущается свежесть.

ОРФ РАБОТА. Внимание на слайд. Кто готов объяснить правописание имен прилагательных и расставить пропущенные буквы? Молодец. Поставь себе плюсик в 10 задании оценочного листа (там написано- я справился с заданием у доски. Я молодец!

А теперь поработаем над морфологическими признаками.

Чтобы определить их, просклоняем в тетради два словосочетания- первый вариант-весенний вечер . Второй вариант –блестящая капелька. (падежи)

Сверяем по слайду. В задании четвертом поставьте плюс, если справились без ошибок.

Изменяется ли прилагательное по числам? По родам?

- Могут ли существительные и относящиеся к ним прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согл.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (Нет.)
Сделаем вывод: Посмотрите на задание 5 и 6. В задании 5 вам дано 2 утверждения. Выберите верное. В задании 6 вам дано два варианта вывода по этому этапу. Выберите и отметьте то, которое кажется вам наиболее точным.

Проверим по слайду. У кого верно? Молодцы- ставим плюс.


Работают с оценочным листом, называют следующий этап работы.
Записывают под диктовку текст.

На доске появляется этот текст, один из учеников выходит к доске и выполняет задание.

Работа в тетрадях. Способ проверки - самопроверка по эталону.

Далее следует беседа, в которой идет речь о морфологических признаках прилагательного.

Работают с оценочным листом.



7

8

9

10

Физкульт-минутка

А сейчас немного поиграем. Попрошу вас встать.

А теперь повторяем за мной и выполняем движения

Мы весной ходили в лес.(идут)

Сколько же в лесу чудес!(руками разводим)

Вправо, влево посмотрели,.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели


Выполняют физкультминутку.

11




Кто назовет следующий этап? Синтаксическая роль.

Что мы должны усвоить?

Внимательно посмотрите на первое предложение нашего текста. Найдите прилагательные. Подумайте,, каким членом предложения они могут являться?

Обратите внимание на пункт 7 в оценочном листе.

Задание: разобрать предложение, которое там дано, по членам предложения и указать, какой частью речи они выражены.

Кто пойдет к доске? Справился? Поставь себе плюс.

(обратить внимание на краткие. Есть прилагательные , которые могут выступать в роли сказуемого. На какой вопрос они отвечают? Это краткие прилагательные)
В задании 8 отметьте вывод, который кажется вам наиболее точным. Проверим по слайду (у кого верно- молодцы, ставим плюс)ОЗВУЧИТЬ
А сейчас я вам предлагаю открыть учебник на странице 88-89, проанализировать текст параграфа и сказать, что из этого текста вам не известно, что предстоит изучить на последующих уроках.



Называют следующий этап, пользуясь оценочным листом.

Самостоятельная работа у доски и в тетрадях.

Выполняют задание в оценочном листе, озвучиваем результаты.
Работают со статьей учебника, затем следует небольшая беседа о том, что новым в параграфе является материал о постоянных признаках прилагательного (проговариваются)

12

13

Закрепление материала

А мы продолжаем. Следующий этап: Роль прилагательных в речи.

Обратите внимание на картину.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

-стройная, красивая, тонкая, белоствольная(береза)

-светлая, яркая, небольшая, зеленая

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным (используем материал картины. Тема: весна в лесу.

1 группа – трава

2 группа – небо

3 группа – воздух

4 группа – день

5 группа – кусты

6 группа – елочки

Что получилось?

Оцените работу вашей группы. Если вы хорошо поработали, пожмите друг другу руки. Если считаете, что недостаточно постарались, погрозите друг другу пальцем.
Прочитайте текст без прилагательных вслух.
Попробуйте сделать вывод о роли прилагательных в речи.(для этого воспользуйтесь текстом задания 9 в оценочном листе) . Выберите самое, на ваш взгляд, точное утверждение. Проверяем по слайду.

Озвучьте, пожалуйста, вывод. Правильно!




Работа по развитию творческого воображения.

Работа в группах.

Оценка работы группы.


Один ученик читает текст.
Пробуют сделать самостоятельный вывод о роли прилагательных в речи. Затем делают это, выбирая из предложенных в оценочном листе.

14

15

16

Рефлексия

Мы славно поработали. Скажите, почему очень важно подвести итоги того, над чем работали, обобщить весь материал?

отвечают

А теперь вспомним цель нашего урока (смотрим на оценочные листы) . Достигли ли мы ее? Наметили ли, что предстоит изучить?

Теперь вспомним о запланированном результате - по правильным ответам вы сможете подробно рассказать об имени прилагательном.

Я предлагаю вам домашнее задание. Его вы видите на вашем оценочном листе.




Говорят о том, что это нужно, чтобы получше запомнить материал, понять, чего не усвоили и т.д.
Беседуем о то, достигли ли цели.




Итоги урока

Подведите итоги на оценочном листе. Если у вас 8-10 плюсов- вы поработали на 5. Если плюсов 6 или 7 – смело ставьте себе 4. А вот если у вас пять и менее плюсиков – вы поработали недостаточно хорошо. Это всего лишь тройка. Обратите внимание на те задания, где вы допустили ошибки- над этим еще предстоит поработать.

Довольны ли вы результатом? Те, кто доволен – помашите мне оценочным листочком))))

А теперь внимание на слайд. Выберите для себя одно предложение, и я попрошу вас озвучить его.

Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать

  • на уроке мне понравилось…

• я могу себя похвалить за …..

• я могу похвалить одноклассников за…….

• на уроке меня удивило…

• для меня было открытием, что…...

• Что, на мой взгляд, не удалось? Почему?


Подводят итоги на оценочном листе. Эти оценки не выставляются в журнал, так как был первый урок в начале большой темы, но можно поощрить самых активных, тех, кто безошибочно выполнил все задания.
Выполняют рефлексию по выбору.


17