Главная страница


Игра составная часть эффективных педагогических технологий, применяемых в начальной школе на уроках русского языка и математики



Скачать 39.04 Kb.
НазваниеИгра составная часть эффективных педагогических технологий, применяемых в начальной школе на уроках русского языка и математики
Дата23.02.2016
Размер39.04 Kb.
ТипДокументы

ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ
Савельева Вера Викторовна, Светлолобова Светлана Борисовна

учителя начальных классов МОУ СОШ № 7
Быстрое развитие науки в наше время, новые достижения в области телекоммуникаций, введение в повседневный обиход микропроцессорной техники, компьютеров существенно расширило объем знаний, требуемых современному человеку. Однако способность человека усваивать информацию осталась на прежнем уровне. Прямое увеличение количества информации, получаемой на уроках в школе, лишь частично решает проблему, так как часто влечет за собой информационное пресыщение. Следовательно, увеличивается вероятность возникновения неврозов и других психических отклонений у детей.

В настоящее время главной задачей  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Одним из путей решения этих вопросов является  применение современных педагогических технологий в образовательном  процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся. Любая технология  обладает средствами, активизирующими деятельность  учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства  составляют  главную    идею   и  основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести  игровые технологии, проблемное обучение,  информационно-коммуникационные  технологии и другие. В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.

Для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую. Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается  такое качество деятельности, которое  характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью  в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе  возникает нечасто. Она является  следствием целенаправленных управленческих  воздействий и организации  педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении программы по русскому языку и математике. Игровые технологии являются составной частью эффективных педагогических технологий, применяемых в начальной школе.

В своей работе мы используем игры-упражнения серии «Успешный школьник», которые разработаны нами в помощь учащимся начальных классов, учителям.

Цель игр-упражнений: усвоение тем, которые обычно вызывают затруднения при усвоении, в кратчайшие сроки в увлекательной форме. Какие условия предъявляются к тем, кто использует эти пособия? 1. Ребёнок играет ежедневно в течение 10 минут. 2.Карточки с заданием, с которым ученик справился без ошибок, откладываются в сторону (в одну стопку). Ученик продолжает работать с оставшимися карточками.

Заменяя «вопрос» или «окошко» буквой или цифрой, выполняя другое задание, ребёнок имеет возможность проверить свой ответ. С обратной стороны карточки находится ответ или ответ и дидактический материал для отработки допущенной ошибки.

На протяжении десяти лет нами проводилась апробация данных дидактических пособий. В результате проведенных исследований выяснили: использование игр-упражнений позволяет справиться со многими школьными трудностями в кратчайшие сроки в увлекательной форме, качество знаний у учащихся, работающих по данным пособиям, значительно повышается (на 10-15%).

Игры-упражнения позволяют сделать процесс усвоения знаний более продуктивным. Достоинство пособия заключается в том, что оно даёт возможность для плодотворной самостоятельной работы ребёнка и самопроверки знаний.

Игры-упражнения полностью соответствуют установленным требованиям и могут быть использованы как для самостоятельной индивидуальной работы в школе и дома, так и для групповой при проведении уроков русского языка и математики в 1-4 классах общеобразовательных школ, в классах коррекции (по новому образовательному стандарту второго поколения).

Игры-упражнения способствуют формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных (общеучебных, логических ).

Образование, полученное в начальной школе, является базой всего последующего обучения. Это касается сформированности УУД (универсальных учебных действий), которые обеспечивают умение учиться. Предложенные пособия по русскому языку и математике «Успешный школьник» способствуют развитию умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и самостоятельно оценивать учебные действия и их результат.
Литература
1.Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11.

2.Волина В.В. Учимся играя. Москва, Новая Школа. 1994

3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Москва, 2000

4.Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. Омск, 2007

5.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.