Главная страница


Эффективное использование технологий развивающего обучения на уроках технологии



Скачать 70.39 Kb.
НазваниеЭффективное использование технологий развивающего обучения на уроках технологии
Дата12.02.2016
Размер70.39 Kb.
ТипКонспект

Эффективное использование технологий развивающего обучения

на уроках технологии.
В своей педагогической практике для высокой мотивации к учению, способности к творческому саморазвитию и развитию критического мышления я активно использую следующие технологии:

  • кейс- технологии;

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-коммуникативные технологии.

Наряду с этим учащиеся вовлекаются в познавательный поиск, в труд учения, творчества. Содержательная и дидактическая основа технологий, используемых мною на уроках, помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания и развивают интерес к предмету, к деятельности.

Кейс-технологии

Непосредственная цель использования кейс-технологии – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных вариантов и выбор лучшего в поставленной проблеме.

Конспект урока по теме «Бюджет семьи», 8 класс

Цель: систематизация знаний учащихся о рациональном ведении домашнего

хозяйства.

Задачи:

  • обучающая: познакомить с составляющими семейного бюджета и источниками его доходной и расходной частей;

  • развивающая: совершенствовать практические умения и навыки в экономном ведении домашнего хозяйства;

  • воспитательная: развить основные мыслительные операции, внимание, память, умение работать в команде.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска, 2 ноутбука

Основные понятия: семейный бюджет, расход и доход семьи
План урока

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

  2. Актуализация знаний учащихся о начальных экономических понятиях.

  3. Учебно-познавательная деятельность (освоение нового материала).

  4. Диагностика качества освоения темы (групповая практическая работа).

  5. Анализ допущенных ошибок при выполнении практической работы .

  6. Рефлексия.

Ход урока.

Фрагмент урока.

Моделирование ситуации. Класс делится на 2 группы. Каждая группа создает свою семью и распределяет игровые роли: муж, жена, сын и т.д. Участники каждой из групп составляют характеристику семьи, обсуждая вместе вопросы: игровые имена, место работы, профессии, учеба, предполагаемый размер заработной платы, стипендии, пенсии, возможные источники других поступлений. Таким образом, определяется общая сумма ежемесячного дохода семьи.

Задание. Спланировать расходы семьи на один месяц, исходя из суммы предполагаемых доходов.

После окончания обсуждения от каждой семьи выходит представитель, зачитывает свои статьи расходов и обосновывает их. Результат всегда бывает непредсказуем. Если у семьи расходы превышают доходы, то проводится анализ каждой статьи расходов. Правильно составленный семейный бюджет считается тот, у которого разница в подсчетах будет минимальной. В итоге учащиеся учатся выявлять постоянные и переменные расходы.

Методические рекомендации:

При использовании кейс-технологии учителю необходимо быть уверенным в том, что учащиеся имеют   достаточный уровень знаний в той области, которая составляет проблемное поле ситуации. Кейсы используются в конце изучения больших тем.

Вывод: использование кейс-технологии основано на реальных жизненных ситуациях, поэтому развивает у учащихся интеллект, творческие способности, образное мышление, учит из множества решений находить самое рациональное и оригинальное.
Технология проблемного обучения

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления учащихся. Проблемные ситуации, созданные с учётом типичных ошибок учащихся, не только делают знания более осмысленными, но и помогают школьникам преодолеть закрепившиеся неправильные представления, учат мыслить, делать выводы, обобщения.

Конспект урока по теме «Физиология питания. Состав пищи», 5 класс

Цель: систематизация знаний учащихся о составе пищи и роли питания в жизнедеятельности организма.

Задачи:

  • обучающая: сформировать у учащихся представления о составе пищи и о значении питания для человека;

  • развивающая: создать условия для развития у учащихся толерантности, способности оценивать, анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

  • воспитательная: привить детям стремление к здоровому образу жизни, развить умение правильно питаться.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска, упаковки продуктов с указанием пищевых веществ.

Основные понятия: "пищевые вещества", "режим питания", "рациональное питание", "меню".

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация имеющихся знаний учащихся о питании.

  3. Изучение нового материала.

  4. Работа в группах.

Фрагмент урока.

Организационный момент...Для создания условий пробуждения интереса учащихся к теме урока, учитель проводит столкновение мнений.

Учитель: Одна часть человечества говорит: «Мы живем для того, чтобы есть». Другая: «Мы едим для того, чтобы жить». Вопрос «Кто прав?».

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, спорят. Через объяснение нового материала о составе пищи они должны прийти к выводу: любой человек — и тот, который видит смысл своей жизни (таких немало) только в еде, и тот, который смысл жизни видит в других интересах, без пищи прожить не смогут...

Актуализация знаний. При актуализации имеющихся знаний учащихся , учитель высказывает мнение ученых о режиме питания.

Учитель: Бытует мнение, что "Кушать необходимо тогда, когда хочется", другое: "Кушать необходимо строго по режиму". Задать обучающимся вопрос "Какая позиция для Вас наиболее приемлема?".

Обучающиеся выдвигают различные гипотезы. Через беседу они должны прийти к выводу: каждый человек делает свой выбор о времени и необходимости принятия пищи, но должен помнить важное - чрезмерно частое потребление калорийной пищи также как и чрезмерный перерыв в приеме пищи может привести к заболеваниям….

Методические рекомендации. На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Такие ситуации можно создавать на любом этапе урока.

Вывод: используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
Информационно-коммуникативные технологии

Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению технологии. Поэтому в своей педагогической работе я использую информационные средства на различных стадиях учебного процесса:

- для повышения качества обучения;

-углубления знаний учеников;

-развития познавательного интереса к предмету;

- для формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Конспект урока "Конструирование прямой юбки", 7 класс

Цель: освоение алгоритма выполнения чертежа основы прямой юбки.

Задачи:

  • обучающая: научить выполнять чертеж основы прямой юбки по своим меркам с использованием масштабной линейки;

  • развивающая: создать условия для развития у учащихся конструктивного мышления и самостоятельности при выполнении работы;

  • воспитательная: воспитать внимательность, аккуратность и последовательность в работе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска, стенд "Конструирование прямой юбки", манекен, сантиметровая лента, масштабная линейка.

Межпредметные связи: математика, рисование, черчение
План урока

  1. Организационный момент .

  2. Актуализация имеющихся знаний у учащихся о конструировании одежды.

  3. Изучение нового материала.

  4. Практическая работа "Построение чертежа прямой юбки"

  5. Диагностика качества освоения темы.

  6. Рефлексия.


Фрагменты урока с использованием ИКТ.

Для наглядности и удобства при выполнении практической работы используется Flash -анимация http://trud.rkc-74.ru/p88aa1.html.

Методические рекомендации при выполнении практической работы. Обучающиеся выполняют построение чертежа прямой юбки в тетради, учитель дублирует их действия на интерактивной доске с повторным объяснением, активизируя учащихся наводящими вопросами на выполнение того или иного действия.

Для того, чтобы быстро провести диагностику качества освоения темы учащимися, в конце урока применяется интерактивный тест - https://tehno.langmmc.edusite.ru/p71aa1.html .
Ресурсы, используемые мною при работе.

https://rusalka-7.ucoz.ru/index/tekhnologija_5_klass/0-5 - электронный учебник по технологии

https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,20365/Itemid,118/ - электронное учебное пособие по технологии

https://tehno-pro.ucoz.ru/load/ehlektronnaja_biblioteka_tekhnologija/1-1-0-27 - электронная библиотека по предмету "Технология"
Вывод: использование ИКТ на уроках позволило мне организовать активную познавательную деятельность учащихся, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на уроке, повысить интерес к обучению.
Вывод: разработанные мною уроки с применением технологий проблемного обучения, кейс-технологии, ИКТ технологий способствуют формированию высокой мотивации к учению, способности к творческому саморазвитию и развитию активных познавательных интересов к предмету.