Главная страница


«Давайте поиграем»



Название«Давайте поиграем»
Дата13.03.2016
Размер42.7 Kb.
ТипДокументы

«Давайте поиграем»


В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Я работаю по программе «Школа 2100», « Школа 2000» с 2003года. Это программа направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам.

1. Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности:

составить два равных треугольника из 5 палочек.

составить два равных квадрата из 7 палочек.

составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.

Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

3. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)

Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются если

правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс.

Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры
состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу
или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека,
предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц,
самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» - силуэты
животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные
задачи для дошкольников» З.А.Михайлова, «Математика до школы» -
библиотека программы «Детство».

5.Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих
задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу.
Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о
решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты
да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей
логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать
очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.
6.В детском саду дети начинают играть в шашки и продолжают в школе.
Прослеживаю результаты игры в шашки: кто начинал играть в детском саду,
они участвуют в школьных соревнованиях, олимпиадах по шашкам и имеют
неплохой результат. Так Унаров Саша, Нагула Сергей были лидерами по шашкам в детском саду и в школе. Сейчас Афанасьев Айал, ПавлюкВладик, Варламова Марианна, Цветков Максим и в школе показывают неплохие результаты по шашкам. Значит, интерес к игре был заложен уже в детскомсаду. Сейчас успешно играют в шашки Варламов Алеша, Шинкоренко Дима, Кулагин Богдан, Ионова Олеся. После выпуска детей из детского сада я продолжаю отслеживать результаты их деятельности и в школе.

7. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей,
закрепляют полученные навыки и умения. Так например, в игре, «Прятки» я
называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать
пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

8. Есть игра «Грамматическая арифметика». Я ее использую в
обучении грамоте. Пример: Найдите слово в слове «3 - 1=?»

Мел Лес Дом

Слово состоит из трех букв, если одну букву убрать получится другое слово

(ел, ел, до)

« 4 - 1 = ? »

Беда Лужи Коса

(еда) (ужи) (оса)

« 6 – 2 = ? »

Радуга Фасоль Машина

(дуга) (соль) (шина)

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.


Кобяйский улус, п.Сангар

Воспитатель МДОУ №2 «Светлячок»

Волкова Федора Васильевна.