Главная страница


Заседание методического объединения математиков Повестка дня



Скачать 189.6 Kb.
НазваниеЗаседание методического объединения математиков Повестка дня
Дата06.03.2016
Размер189.6 Kb.
ТипЗаседание

Современный урок математики в рамках ФГОС

Заседание методического объединения математиков

Повестка дня:



  1. О теоретических основах построения современного урока в соответствии с ФГОС.

  2. Рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.

  3. Схема анализа современного урока.


1.Слушали Данилову Елену Васильевну, руководителя ШМО. Она напомнила своим коллегам о необходимости работать по новому, в соответствии с требованиями ФГОС. Это требует от учителя интенсивного самообразования, развития его творчества, применения педагогического таланта. В условиях внедрения ФГОС основным должно стать развивающее обучение. Это:

- образование, состоящее из обучения и воспитания человека, призвано прежде всего развивать его личность;

- личность человека связана с его творческими возможностями, поэтому развитие личности в системе образования требует прежде всего создания условий раскрытия и проявления творческих возможностей детей;

- обучение и воспитание предполагает собственную деятельность учащихся в процессе усвоения ими многообразных духовных ценностей, обучающийся является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса;

- учитель направляет и руководит собственной деятельностью учащихся, но не навязывает и не диктует им свою волю, подлинное обучение и воспитание осуществляется путём сотрудничества взрослых с детьми;

- полноценные методы обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям и поэтому не могут быть однообразными.

Для такого обучения необходим системно-деятельный подход к построению урока, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно-деятельный подход предполагает:

- разнообразие организационных форм деятельности и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности.

Деятельный подход обусловливает изменение общего подхода к образованию:


Предыдущие стандарты образования

Новые стандарты образования

Цель школьного обучения – усвоение знаний, умений, навыков

Цель школьного обучения – формирование умения учиться

Стихийность учебной деятельности обучающегося

Целенаправленная организация планомерное формирование деятельности ученика

Изолированное изучение обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета

Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Преимущественное использование индивидуальной формы усвоения знаний

Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.


В традиционном обучении главной функцией учителя является передача ученикам готовых знаний. Учебная активность школьников носит репродуктивный характер.

В развивающем обучении функцией учителя является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т.е их реального сотрудничества.

Учебная деятельность имеет свою структуру, включающую следующие компоненты:

Компоненты

Определение

Познавательные и учебные мотивы


Мотив –это источник деятельности. Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если активность ученика направлена на работу с изучаемым материалом, то это разного вида познавательные мотивы, а если его активность направлена на отношения с другими людьми, то это социальные мотивы.

Учебная цель

Овладение обучающимся общим способом решения всех задач данного вида, а не получение результата (ответа) в конкретно-практической задаче.

Учебная задача

Задача, требующая от обучающегося открытия и освоения в учебной деятельности способа, принципа, закономерности решения круга проблем и конкретно- поставленных задач. Поставить учебную задачу – значит ввести обучающихся в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её решения во всех возможных условиях.

Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

Учебная деятельность – это форма активности обучающегося, которая направляется на достижение определённой цели. Работа обучающихся осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от них: проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения, фиксации результатов в виде моделей этих явлений. Учебная деятельность - система учебных задач, которые даются в определённых учебных ситуациях и предполагают определённые учебные действия. В состав учебных действий входит:

- принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;

- преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;

- моделирование выделенного отношения;

- преобразование модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом» виде;

- построение системы частных задач, решаемых общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.

Формы учебных действий (в порядке их усложнения):

- предметные – действия выполняются руками – это реальное преобразование объекта (или его модели) с целью изучения его свойств;

- перцептивные – действия выполняются не руками, а глазом;

- умственные – это действия во внутреннем плане, которые осуществляются без опоры на какие либо внешние средства (ребёнок выполняет действие в уме);

- речевые – осуществляются как громкая речь, а затем как внешняя речь про себя.

Учебные действия совершаются с помощью учебных операций, соответствующих конкретным условиям решения отдельных предметных задач.

Контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) предполагает 3 звена:

1) модель, образ желаемого результата действия;

2) процесс сличения этого образа и реального действия;

3) принятие решения о продолжении или коррекции действия.


Сформированность учебной деятельности определяется следующими аспектами:

  • Состояние учебной задачи и ориентированной основы :

- понимание школьником задачи учителя. Понимание смысла деятельности и активное принятие на себя учебной задачи;

- самостоятельная постановка школьником учебных задач;

- самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Состояние учебных действий:

- какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и т.п.);

- в какой форме он их выполняет (материальная, громко-речевая, умственный план и т.д.), развёрнуто или свёрнуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

- складываются ли из отдельных действий более крупные блоки – способы, приёмы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;

- владеет ли школьник несколькими приёмами достижения одного результата.

  • Состояние самоконтроля и самооценки:

- умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);

- может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);

- способен ли он планировать работу до её начала (планирующий самоконтроль);

- владеет ли школьник адекватной самооценкой;

- доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценивать себя лишь в общем виде.

  • Каков результат учебной деятельности:

- объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);

- субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворённость, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).

Все компоненты учебной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУДспособность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта (4 группы):

- личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях): смыслообразование, самопознание и самоопределение, нравственно-этическая ориентация;

- регулятивные (обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем);

- коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Решение:
1. Взять данные теоретические аспекты за основу и руководствоваться ими в своей дальнейшей педагогической работе.

Слушали Данилову Е.В, руководителя ШМО, которая познакомила педагогов со структурой урока, посвящённого открытию новых знаний и способов действия, в соответствии с деятельным подходом

п.п.

Этапы урока

Содержание этапа

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Этап предполагает: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Этап предполагает: создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

3

Выявление места и причины затруднения

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний , умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

5.

Реализация построенного проекта

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового задания.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах, группах)

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению его в дальнейшую познавательную деятельность.

8.

Включение в систему знаний и повторение

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9.

Рефлексия учебной деятельности

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Решение: 1. Учиться строить урок согласно современным требованиям к структуре урока.

Слушали Данилову Елену Васильевну, руководителя ШМО, которая познакомила педагогический коллектив со схемой анализа современного урока, провела сравнение этапов современного урока и проводимого в традиционной форме.

Схема комплексного анализа и оценки урока с учётом требований ФГОС (позволяет оценить степень освоения новых требований)


Требования к уроку с учётом ФГОС

Характеристика традиционного урока

Содержательный аспект урока

1.Сложность содержания, его соответствие возможностям обучающихся

Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся.

Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса (является слишком сложным либо достаточно простым, рассчитанным на зону актуального развития учащихся).

2.Реализация компетентностного подхода

Содержание урока построено с учётом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

Содержание урока не предусматривает реализацию построено компетентностного подхода. Отсутствует связь теории с практикой, обучения с жизнью.

3.Творческий или репродуктивный характер учебных заданий

На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в изменённой или новой ситуации, в нестандартной ситуации

На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации

4.Развивающая направленность заданий

Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер

Задания развивающего характера почти отсутствуют. Преобладают задания обучающего характера.

Структура и логика построения урока

5.Структура урока

Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета

Структура урока не соответствует системе обучения, программе или специфике учебного предмета

6.Логика построения урока

Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Обоснованное соотношение частей урока.

Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий. Соотношение частей урока не продумано.

Методический и технологический аспекты урока

7.Формы учебной работы

Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объём самостоятельной работы с учётом возраста учащихся и типа урока.

Формы учебной работы являются однообразными. Преобладает фронтальная форма работы. На уроке очень мал объём самостоятельной работы учащихся. В процессе индивидуальной самостоятельной работы учащихся класса один из учеников выполняет это же задание на доске.

8.Методы обучения и методические приёмы

На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приёмы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся.

На уроке преобладают традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный). Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер, диалог строится по принципу «вопрос-ответ».

9.Характер используемой наглядности

Широко используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.).

Преобладает использование образной наглядности (картинки, иллюстрации и т.п.)

10.Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

Используемая наглядность функциональна, т.е. используется для реализации определённой учебно-практической задачи. Средства обучения используются целесообразно с учётом специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития.

Наглядность используется «ради наглядности», как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Средства обучения выбраны без учёта специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития, используются нецелесообразно.

11.Организация оперативной обратной связи

Организована оперативная обратная связь. Учитель отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Используются разнообразные способы и средства обратной связи (в том числе и сигнальные).

Не продумана организация оперативной обратной связи. Учитель не отслеживает усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, не осуществляет своевременную коррекцию ошибок. Средства обратной связи не используются.

12.Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей

Ведётся тонкий учёт индивидуальных особенностей детей. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (на одном или нескольких этапах урока)

Работа ведётся в расчёте на «среднего» ученика, индивидуальные особенности детей не учитываются. Не предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения.

Деятельный аспект урока

13.Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

На уроке обеспечена положительная учебная мотивация, ведётся целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов.

Учитель не ведёт целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации. Дети демонстрируют низкий уровень учебной мотивации.

14.Постановка учебных задач. Организация целеполагания

На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают. Учащиеся принимают участие в целеполагании. Ведётся работа по усвоению детьми способов действия.

На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи. Учащиеся не осознают целей своей деятельности, не понимают способов действия, с помощью которых выполняются задания.

15.Формирование познавательных УУД

Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.)

Отсутствует выполнение познавательных УУД. Учащиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала.

16.Формирование регулятивных УУД

Учащиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.). Урок имеет рефлексивную направленность.


Отсутствует выполнение регулятивных УУД. Урок не имеет рефлексивной направленности. Контроль и оценку осуществляет учитель.

17.Формирование коммуникативных УУД

Учащиеся выполняют одно или несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, выражение собственных мыслей и др.)

Отсутствует выполнение коммуникативных УУД. Учащиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя.

18.Характер активности детей

Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность. Дети выступают в роли субъектов деятельности

На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу. Ученики выступают в роли объектов воздействия учителя.

Организационный аспект урока

19.Темп проведения урока

Выбран оптимальный темп урока. Соблюдаются временные рамки выполнения заданий.

Темп урока чересчур быстрый (многие дети не успевают выполнять задания) или чересчур медленный (много пауз, затянутость отдельных этапов урока и т.п.). Не соблюдаются временные рамки выполнения заданий.

20.Организация класса, дисциплина

Чёткая организация класса, управление учителем деятельностью детей и их дисциплиной. Дисциплина поддерживается за счёт интереса детей к выполнению заданий и их включения в активную деятельность. Возможен рабочий шум во время проведения парной и групповой работы.

Отсутствие чёткости в организации класса. Либо наблюдается плохая дисциплина детей на уроке, неумение учителя ею управлять, либо дисциплина поддерживается за счёт жёстких мер со стороны учителя и боязни наказаний со стороны детей.

Коммуникативный и личностный аспекты урока

21.Организация учебного сотрудничества

Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнёров, а также сотрудничество детей друг с другом. Стиль общения гибкий с преобладанием демократичного.

Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Дети боятся отвечать, напряжены, скованны. Стиль общения преимущественно авторитарный. Учитель требует соблюдать установленные им правила и заданные образцы выполнения заданий.

22.Психологический климат урока

На уроке преобладает благоприятный психологический климат, гуманное, уважительное и доброжелательное отношение учителя к детям.

Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос, управляет классом «силовыми» методами.

23.Учет личностных особенностей учащихся

На уроке создаются ситуации успеха, ситуации выбора. Ученики имеют возможность высказывать собственную точку зрения, актуализируется их субъективный опыт. Учитываются интересы учащихся.

Личностные особенности детей на уроке не учитываются.

Педагогическая техника учителя

24.Владение речью

У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки, он владеет голосом.

Речь учителя недостаточно выразительна, он допускает речевые ошибки, говорит слишком тихо или громко, монотонно.

25.Владение невербальными средствами общения

Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения.

Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства.

Самоанализ урока учителем

26.Формулировка учителем целей урока

Учитель чётко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока

Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или неполно (называет только дидактические цели и затрудняется определить развивающие).

27.Соотнесение учителем целей и результатов урока

Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели урока удалось реализовать, а какие нет, и по какой причине.

Учитель не может соотнести цели и результаты урока.


Постепенный переход на новое качество образования, рост каждого учителя будет отмечаться в мониторинге школы. Внутришкольный контроль в этом учебном году посвящён «Профессиональной компетентности учителя». В соответствии с требованиями ФГОС современный учитель должен владеть: 1) установлением субъект-субъектных отношений, 2) обеспечением понимания педагогической задачи и способах деятельности 3) педагогическим оцениванием, 4) организацией информационной основы деятельности обучающихся, 5) использованием современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса, 6) способами умственной деятельности обучающихся. Мы должны овладеть современными подходами к обучению, стать компетентным педагогом. Большую роль будет играть самообразование, талант и мастерство учителя, старание и целеустремлённость. Необходимо вводить новые требования к организации современного урока. Мониторинг качества образования покажет рост каждого учителя и его рейтинг среди коллег нашей школы.
Решение:
1. Регулярно проводить анализ результатов деятельности каждого педагога школы по улучшению качества преподавания учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС.