Главная страница


Задачами физического воспитания учащихся 1 4 классов являются



НазваниеЗадачами физического воспитания учащихся 1 4 классов являются
страница1/4
Дата23.08.2016
Размер0.93 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4

Использование соревновательно-игрового метода в обучении младших школьников на уроках физической культуры
Задачами физического воспитания учащихся 1 — 4 классов являются:

- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию, улучшение осанки

- овладение основами движений

- развитие координационных и кондиционных способностей

- выработка представлений об основных видах спорта, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий

- формирование элементарных знаний о влиянии физических упражнений на состояние здоровья

- приобщение к самостоятельным занятиям спортом

- воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости; содействие развитию психических процессов в ходе двигательной деятельности

Для решения этих задач применяются специфические методы физического воспитания. Одними из основных методов физического воспитания являются методы строго регламентированного упражнения. Но несмотря на все достоинства и разнообразия методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения.

В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с соревновательно — игровым методом.

Соревновательно — игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания младших школьников не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, но и для комплексного совершенствования двигательной деятельности в осложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, инициативность. Так же этот метод является весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

В современной научной учебной литературе существуют разные определения методов. Чаще всего понятие «метод» определяют, как путь достижения заданной педагогической цели; как способ совместной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; как совокупность приёмов и правил деятельности педагога, принимаемая для решения определённого круга задач; как способ применения педагогических средств и т. д.(22)

Под соревновательно — игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально — волевых качеств в условиях игры или соревнования.

Этот метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решить широкий круг задач в самых различных условиях. К характерным признакам его можно отнести :

- Сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство, которое создает особый эмоциональный и физиологический фон, усиливающий воздействие физических упражнений и способствующий максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

- Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности.

- Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости.

- Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, которые строятся как по типу сотрудничества, так и по типу соперничества.

Вероятное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки, то есть исключение жесткого контроля содержания упражнений из — за динамичности и высокой эмоциональности игровых ситуаций.

Если рассматривать соединение игрового и соревновательного с позиции физического воспитания, то суть соревновательно — игрового метода сводится к тому, что для решения учебно — воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или их комбинации, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревновании исчезает, т.к. двигательные действия несут в себе признаки как игры, так и соревнования.

Игровыми или соревновательными любые задания называются потому, что при помощи их создается та или иная соревноватeльно — игровая ситуация, при которой встречаются противоборствующие или соревнующиеся стороны. Цели заданий — совершенствование в этой обстановке как физический качеств, так и конкретных умений и навыков учащихся (15).

Соревновательно - игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, волейболом, гандболом, баскетболом, а может быть приемлем на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т. п. Особенно широкое использование соревновательно - игровой метод находит при проведении занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических качеств человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, силы, быстроты, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков (14) .

Характерной особенностью соревновательно - игрового метода является обязательное присутствие игровой деятельности двух противоборствующих сторон .

Соревновательно - игровой метод является одним из методов упражнения. Повторение здесь физических упражнений проводится при помощи игр (22) .

Наряду с решением образовательных задач, этот метод позволяет моделировать ролевые отношения между людьми, что необходимо для формирования навыков общения. Кроме того, нестандартные игровые ситуации создают оптимальные условия для развития психофизических способностей занимающихся (22).

Однако ряд особенностей соревновательно - игрового метода затрудняет его использование на практике: стихийность игровых ситуаций, несомненно, усложняет процесс регламентирования физических нагрузок. Тем не менее, нельзя считать, что при использовании игрового метода полностью исключается возможность их регулирования темпа, интенсивности, продолжительности игры, усложнением её содержания. Успешность использования игрового метода обусловлена педагогическим мастерством и компетентностью преподавателя. Методически грамотно организованные игры могут быть использованы на любом из этапов формирования двигательного навыка (14).

Биологические механизмы эмоционального воздействия в процессе обучения двигательным действиям в наибольшей степени реализуются при использовании метода игрового моделирования. Он эффективен при формировании социально значимых двигательных умений и навыков. Его сущность заключается в процессе мотивирования изучаемой двигательной деятельности ролевой сюжетной фабулой, что обеспечивает стимулирование зон неосознаваемой психической активности учащихся, мобилизацию энергетических, функциональных, сенсорных, познавательных и двигательных ресурсов организма.

Целенаправленное использование метода игрового моделирования предусматривает актуализацию изучаемого материала, что обеспечивает не механическое, а ассоциативное его освоение. Это выражается в быстром автоматизированном запоминании информации. При его использовании существенно изменяется структура и форма педагогического воздействия, активизируется взаимодействие ученика и преподавателя (18).

Соревновательно - игровой метод приносит учащимся удовлетворение своим острым соревновательным моментом, преодолением трудностей, встречающихся в ходе игры, приносит радость побед и успехов.
Применение соревновательно-игрового метода основывается на ряде принципов, которые выражают общие закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

Принципы обучения.
Принцип наглядности необходимо реализовывать на начальной стадии учебно — тренировочного процесса , учитывая при этом ведущий для данного ребенка анализатор , так как у одних восприятие происходит с опорой на зрительный анализатор , у других — на слуховой.

Принцип систематичности и последовательности в соревновательно — игровом методе предполагает установление систематичности обучения , которое достигается четким планированием учебного материала . В подвижной игре изучение нового материала должно опираться на ранее усвоенный , то есть на постепенное нарастание трудности требований .

При игре в баскетбол изучают основные технические приемы — ловля и передача мяча , ведение , бросок по кольцу .

Принцип постепенности заключается в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок , усложнения техники упражнений , расширении технического и тактического арсеналов .

Принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей учеников с целью наилучшего развития их способностей . Индивидуализация обучения возникает в связи с различным уровнем физической подготовленности детей , их возрастными особенностями , способностью переносить возрастные нагрузки .

Принцип сознательности и активности предполагает сознательное и активное отношение учащихся к учебно — тренировочному процессу. Глубокое понимание ими поставленных задач , а также средств и методов , которыми они решаются. Очень важно не только поставить перед учащимися цели на ближайшее время, но и не выпустить из вида перспективу роста и совершенствования каждого учащегося, так и целого коллектива, класса в целом .

Все вышеизложенные принципы реализуются во взаимосвязи . Преподаватель должен самостоятельно решать , когда и в каких ситуациях следует применить тот или иной метод обучения .

Система игровых занятий должна строится на основе процессов , происходящих в организме при мышечной деятельности . Поэтому при ее создании следует принимать во внимание следующие положения -

1. Физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения .

2. Физические упражнения приводят к утомлению , поэтому нужны перерывы для восстановления сил .

3.Во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения . Но держатся они только некоторое время .

Отсюда следует вывод о том , что соревновательно — игровые занятия не только должны повторяться , но и иметь оптимальные по длительности интервалы отдыха, чтобы остались положительные сдвиги от предыдущих занятий или тренировок .

Использование соревновательно — игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся,то есть техническую, тактическую и психологическую. Хотя надо сказать, что данное разделение условно, так как по практике они тесно связаны между собой. Например, физическая подготовка позволяет быстрее овладеть и техническими и тактическими приемами движений.
Использование соревновательно- игрового метода для развития физических качеств.
Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную:

В общую физическую подготовку входит: развитие основных физических качеств учащихся : силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости.

Специальная физическая подготовка предусматривает развитие физических качеств, необходимых для конкретного вида программы, т.е. Связанных с тем или иным видом спорта. Задачи ее неразрывно связаны с совершенствованием техники и тактики двигательного действия в игре в баскетбол.

В настоящее время исследованиями и практикой подтверждено , что двигательные качества наиболее успешно развиваются в том случае , если в соревновательно — игровой деятельности применяют комплексный подход. Это значит , что на занятиях должны использоваться средства , заимствованные из различных видов спорта (12).

Выполнение соревновательно — игровым методом динамических упражнений, связанных с преодолением силы тяжести собственного веса , веса отягощения, сопротивления противника позволяет учащемуся последовательно переходить от медленных движений к быстрым ,от малой нагрузки к большой. В таких заданиях используются предметы (набивные мячи, гантели, скамейки и др.).

Многие из этих игр (эстафеты с подтягиванием, отжиманием, метанием набивного мяча) можно проводить в виде контрольных упражнений (тестов), характеризующих сдвиги в силовой подготовке. Эмоциональная окраска заставляет участников игры проявлять максимальные усилия для достижения как личной так и командной победы.

Если систематически повторяемые изометрические упражнения могут вызвать у подростка дефекты осанки (в связи с пластичностью опорно- двигательного аппарата), то игры, оказывающие комплексное воздействие, позволяют избежать таких последствий. Наоборот, некоторые игры оказывают коррегирующее влияние на занимающихся ( « Перемена мест», « Соревнования тачек» )

В игре не следует давать начинающим в большом объеме упражнения с около предельными и предельными напряжениями. Эмоциональный подъем часто не может компенсировать их недостаточной физической подготовленности.

Используя соревновательно — игровой метод , можно успешно развивать быстроту , которая заключается в способности выполнять действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Многократное выполнение упражнений в сочетании с бегом , прыжками дает большой эффект при развитии не только быстроты , но и скоростной выносливости. Основу высокой скорости в любых технических движениях составляет повторное выполнение упражнений с предельной скоростью.

Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений и различных игр по неожиданному сигналу (команде). Это можно проследить даже на примере несложных игровых эстафет, а также таких игр , как «Вызов номеров», « День и ночь». Поскольку упражнения для развития быстроты выполняются в предельно быстром темпе, им по характеру соответствуют игры с активным соревнованием двух сторон : «Охотники и утки», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу». При воспитании быстроты успешно применяются игры, требующие реакции на движущийся объект, что важно в единоборствах и спортивных играх.

При проведении игр на развитие быстроты важно проводить небольшую разминку, а в ходе игр и эстафет устраивать минутные интервалы для отдыха.

Развитие общей выносливости связано со способностью противостоять утомлению при длительной работе. Для развития общей выносливости применяют упражнения циклического характера (равномерный или переменный бег), где монотонность снижает интерес учащихся к занятиям. Проведение этих занятий в игровой форме повышает эмоциональный настрой учащихся заставляет их преодолевать все трудности. Имеется немало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой интенсивности. Такие игры как «Мяч ловцу», «Ловля парами» тренируют дыхание, совершенствуют аэробные и анаэробные возможности участников, что содействует воспитанию выносливости.

Разнообразные соревновательно - игровые задания на быстроту и точность выполнения действий, равновесие, координацию создают хорошую основу для воспитания ловкости.

Высокий уровень развития ловкости особенно необходим в тех видах спорта, где движения носят ациклический характер, а условия выполнения упражнений все время изменяются. Игре присущи именно эти признаки. Поэтому большинство игр и эстафет связано именно с проявлением ловкости .В игре совершенствуется «чувство пространства», «чувство времени», то есть различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное выполнение движений.

Игры, направленные на воспитание ловкости, недостаточно эффективны при наступающем утомлении, поэтому при повторении игр надо делать перерывы для отдыха, а сами игры проведить, когда нет значительных следов утомления от значительной нагрузки.

Также используя соревновательно- игровой метод можно развивать такое качество как гибкость. Упражнения для развития и сохранения гибкости включаются игры со снарядами, отягощениями, партнерами по команде, чтобы создать условия для увеличения амплитуды движений, дополнительного растяжения мышц и связок. К тому же следует помнить, что эластические свойства мышц могут изменятся под влиянием центральной нервной системы.

Так, при эмоциональном подъеме гибкость увеличивается. Упражнения для развития гибкости включаются в игровые гонки с передачей мяча в колоннах различными способами.

Игры, направленные на развитие гибкости, надо предварять соответствующей разминкой, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.

Примерами игр для развития ловкости могут быть следующие : «Палку за спину», «Регби на коленях», «Построить мост».

Использование соревновательно — игрового метода для специальной подготовки учащихся

Использование соревновательно - игрового метода для технической подготовки.

Под технической подготовкой подразумевается педагогический процесс, направленный на овладение учащимися рациональной техникой разнообразных приемов и обязательное ее закрепление в игровой обстановке.

Основная цель технической подготовки:

овладение всеми способами выполнения изучаемого движения и их различными сочетаниями в условиях, приближенными к игре. И здесь на первый план выступает техника движения. Перед учащимися ставится задача: глубоко познать технику движения, добиться ее свободного, слитного выполнения и совершенствовать ритм и технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями.

Особенно важно при этом многократно повторять те части движения, которые требуют при заучивании высокой точности пространственных, временных и динамических характеристик.

В целях дальнейшего совершенствования движений в играх применяют переход от выполнения упражнений на месте и выполнению в движении ,

сочетания нескольких элементов в облегченных или нормальных условиях соревнования или игры.

Навык, используемый в условиях игры, становится не только устойчивым и стабильным, но и гибким и вариативным (12).

Итак , систематическое проведение соревновательных игр позволяет создать у учащихся определенный запас движений. Многие подвижные игры связаны со способами выполнения двигательных действий, составляющих суть игры, без которых обойтись никак нельзя. Так, передавая мяч по кругу, который водящий пытается перехватить, занимающиеся учатся ловить и передавать мяч, осваивая навыки, необходимые в баскетболе и гандболе. В игре с прыжками чехардой проявляется элементарная техника опорного прыжка, а в несложных эстафетах- техника старта, передача эстафеты и финиша. Однако в подвижных играх можно говорить лишь об основах техники, о первоначальном уровне выполнения технических приемов.

Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движений в ходе игры не нарушалась, так как верное выполнение движений на большой скорости- сложная задача. В играх, где навык совершенствуется в условиях, приближенным к соревновательным, важно не только оценивать быстроту завершения игрового задания, сюжета, сколько выполнение основного технического приема. Вот почему руководителю сначала следует давать в игре задания «кто выполнит задание п

Чем выше техническая подготовка учащихся, тем выше мастерство команды в целом.

Методические особенности использования соревновательно — игрового метода для обучения младших школьников.
Особенности использования соревновательно – игрового метода на уроках 1-2 классов.

На уроках в 1-2 классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью удовлетворить большую потребность в движениях, свойственную детям младшего возраста.

Такие действия, как бег, подлезания, равновесие, ползание, прыжки, дети лучше усваивают в играх.

Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому вначале рекомендуется проводить несложные игры с элементарными правилами и простой структурой.

В 1-2 классах можно составлять урок только из одних игр, включая 4-5 игр разной подвижности и с разными видами движений, чтобы воздействовать на различные группы мышц учащихся, способствовать воспитанию разнообразных физических и морально- волевых качеств.

В 1 классе не рекомендуется проводить с учащимися командные игры, так как часто они вызывают большую ранимость у детей, которые проиграли. Дети этого возраста еще не умеют оценивать свои возможности, каждый считает себя лучшим. Начинать проводить соревнования лучше всего в группах : какая группа учащихся лучше и быстрее выполнит задание, например в игре «К своим флажкам»

С приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности можно включать в уроки 2-го класса игры с элементами соревнований в парах ( в беге, в гонке обручей, в прыгании через скакалку).

Используя такие короткие состязания, можно подвести к соревнованиям коллективным - команда против команды. В основном такие командные игры занимают место в уроках 3-х классов.

Учащимся 1-2 классов рекомендуется, в основном, давать словесные сигналы, способствующие развитию второй сигнальной системы, еще несовершенной в этом возрасте. Произносимые хором слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовится к действию на последнем слове. Такая сигнализация значительно эффективнее коротких сигналов свистков. Быстрый сигнал свистка иногда вызывает у детей торможение, и реакция замедляется. Такими короткими сигналами начинают пользоваться постепенно, с развитием у детей быстроты реакции.

К нарушению правил игры следует относиться терпимо, физическую нагрузку необходимо строго регулировать и ограничивать. В играх с бегом и прыжками следует устраивать короткие перерывы.

Препятствия в играх должны быть посильными. Результат игры не следует слишком отдалять, иначе пропадет интерес, и дети начнут вести себя неорганизованно.

Важно воспитать у детей уважение к установленным правилам, умение точно и честно соблюдать их.




Особенности использования соревновательно – игрового метода на уроках 3-4 классов
В 3-4 классах используются многие игры, пройденные в предшествующих классах. В них включаются более разнообразные движения, вводятся усложненные препятствия.

Учащиеся уже имеют опыт игры в коллективе и обладают целым рядом игровых навыков. В этот период появляется значительно больше игр командных. Проводятся соревнования «К стартам готов» и «Веселые старты».

Рекомендуются игры с быстрым движением, с бегом на скорость, с прыжками, с перелезаниями, с сопротивлением. В связи с ростом физических возможностей, укреплением мышечной системы- можно использовать игры с кратковременными силовыми напряжениями ( «Бой петухов», «Перетягивание в парах» ), следя за правильностью выполнения приемов сопротивления .Затем можно предложить игры с коллективным сопротивлением.

В этот период дети начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных двигательных задач, как, например, умение владеть мячом: передачи, ловля, выбивание, метание «Не давай мяча водящему», «Охотники и утки», «Передал- садись» )

Дети начинают проявлять интерес к спортивным играм, поэтому во многие подвижные игры включаются элементы, подготавливающие к занятиям различными видами спорта.

Так как командные игры занимают особое место, то необходимо научить детей делиться на равные по силам команды.

В связи с тем что учащиеся очень эмоциональны и им трудно дожидаться своей очереди в эстафетах и гонках, лучше делить их на небольшие команды по 6-7 человек.

У учащихся 3-4 классов повышается интерес к самим действиям. Их интересует не только окончательный результат, но и качество выполнения того или иного действия.

Неоднократные повторения двигательных действий помогают развивать у учащихся способность экономно, быстро и целесообразно выполнять их в игровой обстановке.

Особое внимание надо обратить на воспитание согласованности действий в командных играх и приучать учащихся действовать, сообразуясь с действиями товарищей, обучать их, уметь разгадывать замыслы соперников.

Рекомендуется проведение игр с элементами баскетбола, волейбола, футбола, причем при их проведении надо учитывать не только быстроту, но и качественное выполнение заданий, что и определяет победу ( правильно ли выполнялись передачи мяча , броски в корзину, ведение мяча, передачи эстафеты, прыжки, акробатические элементы).

Дистанции бега в играх, высота прыжков, трудность самих движений должны быть в пределах нормативов для 3-4 классов. В игры необходимо включать упражнения с элементами полосы препятствий с разными заданиями.

В связи с тем, что процессы возбуждения и торможения у детей этого возраста еще не установились и часто возбуждение преобладает над торможением, общий эмоциональный тонус в игре очень высок, особенно у мальчиков. Это связано со стремлением быстрее достичь конечную цель. В этих случаях надо переключать их внимание на сам процесс игры, требуя качественного выполнения задания. Рекомендуется останавливать игры, разъяснять технику и тактику, пресекать неправильное поведение играющих.

Чувства меры у играющих еще нет. Они часто переоценивают свои возможности, поэтому важно следить за нагрузкой и распределением сил в игре. Учитывая разницу в физическом развитии мальчиков и девочек, надо давать им разные посильные задания в одной и той же игре. Наиболее просто это сделать в эстафетах.

Подвижные игры используются главным образом в основной части урока, иногда в заключительной.

В уроки, посвященные спортивной гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижные игры включаются реже и чаще в заключительной части урока. Иногда они проводятся в конце основной части для закрепления приобретенных навыков и увеличения нагрузки на организм занимающихся .Так, например, хорошо провести игру, способствующую закреплению опорного прыжка или элементов акробатики ( эстафета с опорным прыжком, с кувырком).

Чаще всего малоподвижная игра проводится в заключительной части урока, когда учащихся надо привести в спокойное состояние и собрать их внимание. Если урок посвящен изучению той или иной спортивной игры, то подвижные игры, подготавливающие к ней, могут быть использованы во всех частях урока.

Соревновательно – игровой метод при обучении младших школьников двигательным действиям и индивидуальным тактико – техническим действиям игре в баскетбол.

В учебно-тренировочных занятиях по спортивным играм большое значение приобретают подвижные игры родственные спортивным. Например, игры «Борьба за мяч», «Мяч капитану» Являются непосредственно подготовительными к баскетболу, близко приближаются к нему по правилам, техническим приемам и тактическим действиям.

Основу баскетбола составляют естественные движения: бег, прыжки, метание, которые способствуют гармоничному развитию занимающихся. Нагрузки оказывают положительное влияние на развитие всех функциональных систем организма. Под влиянием тренировок и соревнований совершенствуется психическая деятельность, улучшается быстрота реакции и ориентировки, развивается творческое мышление, решительность и инициативность, воспитывается чувство коллективизма (19) .При изучении игры в баскетбол, как и других спортивных игр, не следует торопиться с двусторонней игрой. Надо чаще предлагать ребятам игровую форму выполнения упражнений с мячом, различные подвижные игры (12).

Начальное обучение имеет своей целью формирование у детей игровых способностей, которые складываются из знаний правил игры, умения играть вместе с другими и преодолевать противодействие соперника, владея основными приемами техники, а также развитие необходимых физических качеств и двигательной координации (9) .

Методическая концепция этого исключительно важного этапа базируется на понимании координальной роли соревновательно - игрового метода обучения. Подведение к целевой игре – баскетболу, осуществляется путем логически оправданного, последовательного усложняющегося перехода от простых игр, в которых осваиваются отдельные технико-тактические элементы, к играм подводящего характера. Освоение тактических знаний и базовых элементов техники осуществляется главным образом в игровых условиях.

Важно изучать возрастные особенности и склонности учеников, осуществлять дифференцированный подход в процессе обучения, искать наиболее подходящую игровую роль.

Рекомендуется комплекс разнообразных подвижных игр, в которые включены основные элементы технико-тактических действий. К числу подвижных игр, которые носят общий и специально подготовительный характер, могут быть отнесены не только те игры, в которых используется мяч, но и другие игры, где ставится задача использовать ряд других (иных) навыков (бег, прыжки, сопротивление, преодоление препятствий) (9).

Аспекты применения подвижных игр при обучении младших школьников игре в баскетбол:

  • Воспитание физических качеств.

Подвижные игры в силу присущих им особенностей являются методом комплексного совершенствования двигательной деятельности. В наибольшей мере они позволяют совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива, без которых спортивная деятельность невозможна.

  • Использование для технической подготовки.

Систематическое применение подвижных игр в обучении позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники. На базе определенного запаса движений легче формируется новый навык. Игра приходит на помощь тренеру лишь тогда, когда движения автоматизируются и внимание сосредотачивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно выполняется. Подвижная игра выступает, как средство совершенствования навыка, выполняемого в эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях и пр. Навык становится не только устойчивым и стабильным, но и гибким и вариативным. Это может привести к возникновению нового, более совершенного умения. Учащиеся приобретают способность применять освоенный навык в целостной деятельности, выбирать для каждого случая наилучшие варианты выполнения действия.

  • Использование для тактической подготовки.

Подвижная игра выступает, как комплексное упражнение, заставляющее к тому же работать мысль. Поэтому использование в тренировках игр для решения различных задач способствует созданию предпосылок для овладения тактикой. В игре участники должны сами рассчитывать на свои силы, определять рациональные действий.

Умение чередовать микроотрезки времени, скорость и ритм движений, умело распределять силы на дистанции также входит в арсенал тактического мастерства, которое может совершенствоваться в играх и игровых заданиях.

В связи с тем, что технические навыки целесообразно развивать применительно к будущим тактическим ситуациям, подвижная игра выступает как средство, позволяющее моделировать различные ситуации.

  • Для морально-волевой подготовки.

  • Для активизации внимания и регуляции эмоционального состояния (19)

Анализ литературных источников показывает, что классификация подвижных игр может быть самой разнообразной. В нашем примере мы взяли за основу классификацию подвижных игр в зависимости от основных задач учебного процесса, эти игры разделены на две группы:

  1. Подвижные игры на развитие основных физических качеств;

  2. Подвижные игры, направленные на обучение технико-тактических навыков;

Такое деление игр несколько условно, так как почти в каждой игре можно решать многоплановые задачи.

Обобщив литературные источники, нами представлена таблица, состоящая из подвижных игр, направленностью которой является обучение начальным навыкам и основным тактико-техническим действиям в баскетболе, которые можно использовать в работе с младшими школьниками.

Условные обозначения:

  1. Овладение техникой и тактикой ловли и передачи мяча;

  2. Овладение техникой и тактикой ведения мяча;

  3. Овладение техникой и тактикой броска мяча;

  4. Овладение техникой и тактикой обманных движений;

  5. Овладение техникой и тактикой заслона;

  6. Овладение техникой и тактикой индивидуальной опеки нападающего;

  7. Овладение техникой и тактикой перехвата;

  8. Овладение техникой и тактикой блокирующих движений;

  9. Овладение техникой и тактикой противодействия финту;

  10. Овладение индивидуальными тактическими перемещениями в нападении;

  11. Овладение групповыми тактическими взаимодействиями в нападении;

  12. Овладение командными тактическими взаимодействиями в нападении;

  13. Овладение групповыми тактическими взаимодействии в защите;

  14. Развитие способности концентрировать внимание.


Направленность подвижных игр на обучение детей младшего школьного возраста (8-10 лет) тактико-техническим действиям игре в баскетбол

Название игры

Техническая

Тактическая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1. Рыбаки и рыбки










.































2. По одному и вместе

.








































3. Оборона крепости

.






















.
















4. Прыгуны и ползуны








































.

5. Белые медведи










.































6. Найди своё место







































.

7. Перебежка через мост










.































8. Защита последнего

























.
















9. Не наступи
















.

























10.Чужой город










.




























.

11.Петушиная атака










.













.
















12. Бег через обручи

.








































13. Волк во рву
















.

























14. Выталкивание в приседе

























.
















15. Удочка








































.

16. Удочка (ком. вар.)








































.

17.Лиса и куры







.































.

18. Борьба в кругу








































.

19. Кто дальше бросит







.


































20.Площадка-баскетбольный мяч







.


































21.Перетягивание каната








































.

22. Санитары








































.

23. Салки со скакалкой










.































24. Охрана перебежек

.







.































25. Круговая охота
















.






















.

26. Бегуны










.




























.

27. Рывок за мячом








































.

28. Ловля по кругу










.































29. Погоня







.


































30. Борьба за мяч




































.

31.Сильные и ловкие







.


































32.День и ночь








































.

33. Караси и щука












.



























34. Бездомный заяц













.



























35. Вызов номеров








































.

36. Пустое место








































.
  1   2   3   4