Главная страница


Статья «Личность учителя и образовательные подходы в обучении математике»



Скачать 63.26 Kb.
НазваниеСтатья «Личность учителя и образовательные подходы в обучении математике»
Цветкова Ольга Валентиновна
Дата04.03.2016
Размер63.26 Kb.
ТипСтатья

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №322

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Методическое объединение учителей математики
Математика

Статья

«Личность учителя и образовательные подходы в обучении математике»

Работу выполнила

Цветкова Ольга Валентиновна,

учитель математики

высшей квалификационной категории
Контакты:

e-mail [email protected]

тел: 89119947126

г. Санкт-Петербург

2014 год
Личность учителя и образовательные подходы в обучении математике

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые данные, умело применять их на практике для решения возникающих проблем; самостоятельно творчески и критически мыслить, четко осознавать каким образом приобретенные знания могут быть применены в окружающей их действительности.

Современный выпускник должен уметь познавать, совершать, жить. Жить не в одиночестве, а в социуме. Личность ученика формируется личностью самого учителя. Каждый педагог должен понимать какую роль он может сыграть в ее формировании.

Традиционно математика один из самых трудных предметов в школе. Это предмет, требующий более интенсивной мыслительной работы, большой самостоятельной, повседневной работы, высокого уровня общения. Достаточно большая часть учащихся не в состоянии справиться с объемом знаний, которые предлагаются им на уроках математики и в качестве домашней работы. Такие ученики испытывают чувство неудовлетворенности собой, у них пропадает желание учиться. Для этого каждого учащегося необходимо вовлекать в познавательный процесс, причем не процесс пассивного приобретения знаний, а активной познавательной деятельности. Усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у учеников уверенность в своих способностях. Задача учителя математики так организовать урок, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью с учетом его способностей и развития, чтобы не допускать пробелов в их знаниях и умениях. Доброжелательная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор- все это создает благоприятный психологический климат на уроке и является дополнительным стимулом для раскрытия творческих возможностей каждого ученика.

Необходимо помнить, что каждый урок имеет определенные последствия и существуют его отсроченные результаты. То, что произошло на уроке для ученика, может переживаться им спустя длительное время после уроков. Это может быть удачный или неудачный ответ, реакция на высказанное учеником суждение, внезапное озарение – вдруг пришедшее понимание сути сложной задачи и многое другое. Эффект последствия урока связан с последующим ходом образовательного процесса. Последующие уроки могут подтверждать или опровергать выводы, суждения ученика, которые он сделал для себя. Но образовательный процесс сводится не только к передаче и усвоению знаний, умений и навыков. Это процесс формирования отношений между учеником и учителем, между учащимися, отношений учеников самим к себе, самому процессу учения, а значит, эта сторона образовательного процесса имеет значение для достижения личностных результатов ученика. Необходимо, чтобы у учителя было равновесное соотношение мудрости и молодости, опыта и дерзания. Для осуществления всех задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с традиционными этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Применяя различные педагогические подходы – компетентностный, индивидуальный, дифференцированный , деятельностный, проблемный - учитель может повысить мотивацию обучения и интерес учащихся к предмету.

Компетентностный подход подразумевает организацию обучения математике, направленную на овладение каждым учащимся ключевыми и математическими компетенциями.


Ключевые компетенции

(по А.В. Хуторскому)



коммуникативная

Социально-трудовая



Ценностно-смысловая



Информационная



Личностное самосовершенствование



Общекультурная

Учебно-познавательнаяяя



Математические компетентности



Базовые приемы, алгоритмы

Математический язык



Математическая грамотность

Самостоятельная познавательная деятельность


Овладеть этими компетенциями способствует использование современных педагогических технологий: технологии деятельностного подхода, проблемного обучения, исследовательской деятельности учащихся, модульной технологии, информационно-коммуникационных технологий, метода учебных проектов.

Проблема индивидуального подхода волновала передовых учителей еще до революции. А.С. Макаренко указывал, что «каждое воздействии на личность должно быть индивидуальным». Учитывая то, что все учащиеся класса имеют разные способности и разный уровень подготовки, невозможно добиться усвоения учебного материала на одинаковом уровне. Ориентация на «среднего» ученика приводит к снижению успеваемости в классе. Поэтому учитель должен вести обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо лично ему для усвоения материала. Необходимо создать систему психолого-педагогических условий, позволяющих учителю работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом его индивидуальных познавательных возможностей и потребностей.

Дифференцированный подход в обучении дает возможность учитывать индивидуально-топологические особенности личности учащихся, когда перед различными группами учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь базового уровня подготовки, другие – повышенного уровня. Дифференциация основывается на планировании результатов обучения. Достижение обязательных результатов обучения становиться тем критерием, на основе которого может видоизменяться цель в обучении каждого ученика. Любой ученик может переходить из группы в группу в зависимости от результатов и ориентированности.

Деятельностный подход в обучении математики способствует росту мотивации учения, развитию личностных качеств ученика, его творческих способностей, интереса к математике. Данный метод обучения построен таким образом, чтобы включить каждого ученика в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, у детей формируются способности самоконтроля и самооценки, ставить перед собой цель, самостоятельно преодолевать затруднения, развивается наблюдательность, сообразительность. Задания, ориентированные на поиск побуждают инициативность, уверенность в себе.

Формированию коммуникативной компетенции способствует проблемный подход в обучении. Проблемное обучение – это развивающее обучение, где присутствует систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся, где учитель создает условия для осмысленного, а не формального усвоения знаний. При изложении учебного материала учитель, создавая проблемную ситуацию, организует деятельность учащихся, сочетая самостоятельную поисковую деятельность учеников с усвоением готовых выводов. Знания, добытые в ходе активного поиска становятся более прочными, чем при традиционном обучении.

Учитель должен понимать, что «главным есть не предмет, которому он учит, а личность, которую он формирует». Учитель формирует личность ученика своей деятельностью, связанной с преподаванием математики. Учитель должен «увидеть и услышать» своего ученика, его проблемы, способности. Правильное взаимодействие учителя с учеником обуславливает формирование у него познавательных действий. Необходимо помогать ученикам овладеть продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, «учить их учиться». Ученик должен понимать, что знание для него является жизненной необходимостью, и тогда он найдет свое место в жизни.

Список литературы

  1. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя. Сборник научных трудов. – Л., 1976.

  2. Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. – Красноярск., 2002.

  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. – Народное образование.,2003.

  4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1998