Главная страница


Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья



Скачать 43.08 Kb.
НазваниеСоздание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата17.08.2016
Размер43.08 Kb.
ТипДокументы

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметно-развивающая среда специализированного дошкольного учреждения с приоритетным направлением присмотра и оздоровления имеет коррекционную направленность. В этом случае мы говорим о коррекционно-развивающей среде, отличающейся тем от предметно-развивающей, тем, что она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей детского сада присмотра и оздоровления.

Реализация принципа оптимальной, информационной целесообразности предметно-развивающей среды нацелена на восстановление связи между ребенком и его окружением.

Доступность и целесообразность информационного поля коррекционно -развивающей среды позволяет ребенку интегрировать в окружающую среду. Содержание среды современного дошкольного коррекционного образовательного учреждения обосновано деятельностно-возрастным подходом и ориентировано на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.

Педагогический процесс и преемственность в организации среды для младшего и старшего дошкольного возраста обеспечиваются как общей системой требований к развивающей предметной среде, так и задачами коррекционной работы.

В детском саду присмотра и оздоровления , развивающая коррекционная  среда имеет свою  специфику,       и   призвана       обеспечить   коррекционные   условия   для полноценного развития всех видов детской деятельности.

Предметная среда нашего учреждения решает задачи ближайшего психического развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.

Коррекционно-развивающая среда расширяет возможности для решения коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач для воспитанников детского сада присмотра и оздоровления.

Взаимодействие ребенка с нарушением здоровья с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, т е среда выступает важным условием и источником его развития. Таким образом, точность и полнота восприятия, внешнее воздействие на ребенка, его динамическое развитие зависят от выбора вида пособий, средств наглядности, умения преобразовывать и реконструировать их с учетом сенсорных возможностей детей.

Учитывая потребности детей нашего детского сада присмотра и оздоровления находящихся на разных этапах лечения и оздоровления, педагоги проявляют креативный и творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды.

Активную роль в жизни ДОУ играют родители воспитанников. Одно из основных задач ДОУ в работе с родителями является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессе реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы. Привлечение их к активному участию в воспитательно–образовательном процессе. Для этого мы планируем работу, которую можно разделить на следующие блоки: познавательный, информационно – аналитический, досуговый и  наглядно – информационный.

Познавательный: семинары – практикумы, родительские собрания (общие и групповые), экскурсии по ДОУ, индивидуальные консультации и т.д. 

Информационно – аналитический: анкетирование, социологические опросы,, сайт ДОУ, электронная почта и т.д.

Самым популярным из этого блока является сайт ДОУ, в связи с занятостью, мобильностью и нехваткой времени у родителей он пользуется большим спросом. На сайте они могут узнать приоритетные направления ДОУ, квалификационные характеристики педагогов, мероприятия и планы учреждения на будущее.

Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей  в выставках  и  конкурсах, совместные субботники, экскурсии за пределы ДОУ, и т.д.

Это самая популярная как педагогами, так и родителями форма работы. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Сюда можно отнести, выставки детский работ (Золотая осень, Новогодняя фантазия, Мой любимый воспитатель и др.), конкурсы, экскурсии в библиотеку, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Наглядно-информационный:  Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, выпуск журнала ДОУ «Полянка», паспорт здоровья, открытые занятия, мини библиотеки, тематические дни и  недели.

У каждой группы в ДОУ есть визитная карточка. Вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском саде, педагогах, программах, организации учебного процесса из “визитки”.

В сочетании выше изложенных форм работы с родителями следует  отметить положительные результаты в развитии коррекционно-развивающей среды  в ДОУ. Родители активно включаются в работу детского сада и понимают значимость коррекционной развивающей среды нашего учреждения.  Без родительской поддержки  процесс воспитания  и обучения, по крайней мере, был неполноценный. Поэтому особое внимание должно уделяется внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей и  дифференцированный подход к семьям разного типа.

Таким образом за последние 3 учебных года отметилась положительная динамика в развитии детей в детском саду, значительно расширилась и укрепилась материально-техническая база. Наблюдается совершенствование коррекционно-развивающей среды. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов. С высшей квалификационной категорией 30% педагогов, 20% педагогов имеют 1 квалификационную категорию. Родители активно принимают участие в организации развивающей среды в ДОУ.

Адекватная коррекционно-развивающая среда в нашем детском саду играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка . ДОУ № 391 был награжден грамотой Центром – психолого-медико –социального сопровождения «Помощь» за создание комфортной образовательной среды в дошкольном учреждении. Созданная коррекционно-развивающая  среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, умениями и навыками.  Побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.