Главная страница


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида» Белгородской области п. Чернянка Сообщение



Скачать 67.93 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида» Белгородской области п. Чернянка Сообщение
Дата04.08.2016
Размер67.93 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида»
Белгородской области п. Чернянка


Сообщение
«Музыкально-игровая гимнастика - основа музыкально-ритмических двигательных способностей ребенка младшего возраста»

Подготовила:

Муз. руководитель
Колесникова И.Л.


2013г.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, занятия в музыкальной школе, секции, театральных студиях и т.д.

Идея синтеза музыки и движения от философов Древней Греции была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале 20-го века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга».

Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает «...между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремиться выразить ее содержание».

В младшем возрасте перед музыкальными руководителями стоит задача - сформировать у детей простейшие музыкально-ритмические движения. Этому способствует использование музыкально-игровой гимнастики.

Использование музыкально-игровой гимнастика подразумевает активизацию двигательной активности детей под музыку, как на занятиях, так и в течение всего пребывания в детском саду (на зарядке, между занятиями, на прогулке и т.д.), кроме того, увеличивается объем разнообразных движений в упражнениях. Иначе говоря, чтобы научиться двигаться, надо много двигаться. Но если этот процесс не доставляет детям радости, не является привлекательным для детей, то он перестает быть эффективным.

Развитие музыкально-ритмических способностей предполагает связь движений с музыкой — они отражают особенности музыкального произведения. Предпосылкой этой деятельности должна стать элементарная ритмичность в действиях ребенка, связанных с музыкой (отдельные движения, совместные действия взрослого и малыша на первом году жизни). Затем, в два-три года, дети активнее осваивают простейшие связи музыки и движения. Они могут почувствовать и передать в движении равномерный ритм, характер марша или пляски, начало и окончание пьесы, смену двух ее частей. Постепенно, двигаясь под музыку, во время игр, плясок, упражнений (для них подбирается специальный репертуар), дети овладевают музыкально-ритмическими навыками.

В упражнениях осваиваются отдельные элементы: ритмичные хлопки, плясовые движения. Игры и пляски строятся на сопоставлении двух частей произведения контрастного музыкального звучания. Например, звучит спокойная музыка — дети гуляют по комнате, звучит веселая — останавливаются и хлопают в ладоши. Детская двигательная активность развивается постепенно. Вначале движения малыша еще мало согласованы с музыкой, плохо координированы. В процессе постоянных упражнений у него появляется большая уверенность, более точные действия под музыку, самостоятельность в своих проявлениях. Связь движений с характером произведения на первых занятиях весьма приблизительна, однако отметить ее нужно. Воспитатель говорит ребенку, что двигаться можно только тогда, когда звучит музыка.

Постепенно дети подводятся к ощущению формы музыкального произведения, они могут почувствовать смену двух контрастных частей его и сначала по показу педагога, а затем самостоятельно изменять движения в соответствии с музыкой.

Малыши второго года жизни часто нуждаются в показе. Затем некоторые из них начинают действовать совместно с педагогом, а наиболее активные по его указанию и самостоятельно. Остальные двигаются за ними. Трехлетние могут узнавать музыку к игре, пляске, упражнению. После прослушивания пьесы их можно спросить, что надо делать. Дети отвечают: плясать, ходить, прыгать и т. д. Это позволяет им действовать осознанно, уверенно.

Пляски и игры для младших дошкольников не отличаются большим разнообразием действий. Поэтому постепенное последовательное разучивание здесь не требуется. Воспитатель, показывая, сразу вводит детей в действие. Например, знакомя с пляской «Гуляем и пляшем» М. Раухвергера, он говорит: «Послушайте, какая музыка хорошая! Пойдемте погуляем, походим по комнате». Исполняется первая часть музыки, во время которой малыши свободно ходят вместе с воспитателем по комнате. При исполнении второй части весело пляшут.

Пляски с пением, когда действия продиктованы текстом, также не требуют предварительного показа. Достаточно повторить каждый куплет 2-3 раза, чтобы дети хорошо усвоили движения. Эмоциональный подъем, желание играть, плясать вызывает любимая игрушка. Например, малыши весело пляшут, а потом, при появлении игрушечной собачки, убегают на свои места. А если в гости к детям приходит мишка, каждый по очереди с ним танцует.

Идя от простого к сложному, от детских песенок до современных эстрадных композиций, дети приобщаются к прекрасному, учатся ритмическими движениями передавать музыкальное произведение, его настроение, содержание, постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Следующее условие - выбор оптимальной системы занятий, что связано с использованием в обучении детей двух уровней работы с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень можно условно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-игровых упражнений без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу воспитателя и включается в утреннюю зарядку, различные занятия и паузы между ними. Целью таких тренинговых композиций не являются задачи точного и правильного выполнения упражнений, а их цель дать возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.

Работа проходит в три этапа. На первом этапе - в младшем возрасте -следует опираться на способность детей к подражанию. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности. Например, когда дети младшего возраста слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот", у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то музыкально-ритмические движения у него не получатся выразительными. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.

Второй этапе обучения - средний возраст - способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения,

композиции в целом и отдельные движения. Третий этап работы - старший возраст - подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные.

В основу музыкально-двигательного содержания гимнастики на каждом возрастном этапе должна быть положена система постепенно усложняющихся разновидностей музыкально-ритмических упражнений: -музыкальные сказки;

-танцевальные упражнения и музыкально-ритмические игры; -ритм-блоки;

-комплексы ритмической гимнастики; -двигательно-ритмические задачки.

музыкальные сказки -сюжетные занятия длительностью 15-20 минут, двигательное содержание которых составляют основные виды движений, объединённые сказочным сюжетом с участием любимых персонажей, выполняемые под музыку;

танцевальные упражнения и музыкально-ритмические игры разновидности подвижных игр и игровых заданий с музыкально-ритмической доминантой;

ритм-блоки - мини-комплексы общеразвивающих упражнений с выраженной ритмической доминантой, выполняемые с музыкальным сопровождением в течении 5-7 минут в основной части занятия;

двигательно-ритмические задачки - упражнения целенаправленно развивающие в игровой форме способность к восприятию, дифференцировке и воспроизведению ритмической структуры двигательных действий.

Используя музыкально - игровую гимнастику как основу развития музыкально-ритмических двигательных способностей, педагоги содействуют обогащению творческого опыта детей как предпосылок их успешного общего и музыкального развития.